Tag Archives: путешествия

Как сделать свои путешествия более запоминающимися

запахи путешествийКратко: используя свое обоняние. Чтобы узнать, как – читайте дальше.

Запахи неразрывно связаны с памятью. Автор Мэгги Даунс исследует, что делает ароматы такими стойкими и как мы можем уловить более сильные впечатления от путешествий.

Мягкий шарф с золотыми нитями в моих руках хранит секрет. Когда я зарываюсь носом в ткань и глубоко вдыхаю, меня встречает Красное море. В одно мгновение я переношусь в безмятежную приморскую хижину на Синайском полуострове Египта.

Не буквально, конечно. Я все еще стою в своей коробчатой квартире в залитом солнцем Палм-Спрингс. Но этот шарф переносит меня в то место, где я путешествовала в 2011 году. На фоне бурных событий «арабской весны» мне было трудно покинуть страну. Тогда меня познакомили с бедуином по имени Абдулла, который отвез меня в лагерь своего друга в Нувейбе. Он нашел для меня безопасное место для ночлега — уютную соломенную хижину в двух шагах от шелковистой ряби воды — и договорился со своим другом, чтобы тот посадил меня на паром до Иордании на следующее утро.

В ту ночь мы с Абдуллой сидели, скрестив ноги, на берегу. К тому времени уже стемнело, луна стала спелой и мандариновой. Мы оба были голодны, поэтому он приготовил импровизированный ужин из фруктового коктейля, булочек для хот-догов и завернутых в фольгу кубиков плавленого сыра. Когда я призналась, что меня пугает неопределенность ситуации, Абдулла пообещал, что я буду в безопасности. Затем он научил меня арабской пословице о связи, которая образуется между людьми, обедавшими вместе: «Между нами хлеб и соль». Это значит, что мы питались за одним столом; теперь у нас есть связь.

Когда он уходил, Абдулла подарил мне шемаг, который был намотан вокруг его головы.

Аромат, вплетенный в ткань, — это мускусный шампунь, морской воздух, солнечный свет, сладкая трава. Но в этом аромате есть и комфортное качество, как будто обнимаешь давнего друга. Он пахнет доверием.

Спустя десятилетие этот аромат все еще может вызвать в памяти тот момент времени.

Запахи привязывают нас к нашим впечатлениям от места — будь то теплый, бульонный запах киоска Том Ям в Бангкоке или гладкий, кожаный аромат роскошного лобби отеля — и делают их самым лучшим сувениром. В конце концов, запах бесплатен, доступен и может сохраняться дольше, чем сувениры.

Причина такой силы этих воспоминаний кроется в том, как устроен наш мозг. Все сенсорные данные от осязания, вкуса, зрения и слуха сначала проходят через таламус, который действует как ретрансляционная станция, передавая информацию в мозг. Обоняние — единственное чувство, которое напрямую и без промедления направляется в передний мозг, ту самую область, которая отвечает за эмоции и память.

Запах связывает нас с нашими ощущениями места.

Именно поэтому запахи, хотя и кажутся мимолетными, могут быть более выразительными, чем фотографии или видео. Физиологически мы испытываем висцеральную реакцию на запах, и многочисленные исследования показали, что воспоминания, вызванные запахом, более эмоциональны, чем воспоминания, связанные с другими органами чувств.

«Эти ассоциации жестко заложены в нас», — говорит Саския Уилсон-Браун, основатель Института искусства и обоняния в Лос-Анджелесе, некоммерческой организации, которая занимается просвещением людей в области запахов и поддерживает экспериментальные проекты по созданию ароматов. «Единственное, что я могу назвать эквивалентным, это музыка, например, когда вы слышите песню в определенный момент вашей жизни, и каждый раз, когда вы слышите эту песню снова, вы испытываете то чувство [связанное с тем предыдущим моментом времени]».

Но запах еще более абстрактен, чем музыка, продолжает она. «В запахе есть какая-то неосязаемость, которую мы не можем выразить словами, как в песне», — говорит она. «Это чувство, по сути, самое близкое к путешествию во времени, которое с легкостью переносит нас через годы и километры».

Запах также влияет на наш опыт. Никто не знает этого лучше, чем доктор Кейт Маклин, дизайнер и исследователь из Кента, Англия, которая создает сенсорные карты городов на основе обонятельного ландшафта — или, как она его называет, запахового ландшафта — и проводит международные «обонятельные прогулки» по всему миру от Манхэттена до Марселя.

Во время «прогулки по запахам» участники медленно передвигаются по городу, а Маклин ведет их, вдыхая запахи зданий, растений и даже мусорных баков. Это происходит на разных этапах, таких как

улавливание запахов: регулярное дыхание и обнаружение ароматов, проходящих мимо носа,

охота за запахами: более глубокое, более целенаправленное вдыхание запахов через нерегулярные промежутки времени и

свободное обоняние: сочетание того и другого.

После этого Маклин ведет группу через анализ опыта прогулки по запахам, помогая участникам визуализировать запахи, обсудить их интенсивность и найти язык для объяснения запахов помимо буквального обоняния.

Подобно шарфу Абдуллы, который представляет собой амальгаму запахов, участники обонятельной прогулки часто обнаруживают сложные запахи, сочетающие несколько элементов в одном запахе. Один из участников обонятельной прогулки сказал, что затхлое британское муниципальное здание, заполненное пыльной бумагой, пахнет «местным правительством»; другой описал разнообразие запахов в сингапурском районе как «тяжелую жизнь»; подземный переход в Киеве вызвал запах «воды от вареных сосисок».

Добавление сложности: Обонятельный мир быстротечен, поэтому обонятельный пейзаж никогда не бывает фиксированным. Местность будет пахнуть по-разному в зависимости от сезона, погоды, времени суток, даже от того, кто проходит мимо с бутербродом с фрикадельками. Кроме того, ни у одного человека нет одинаковых ощущений от запаха.

«В итоге вы получаете постоянно меняющуюся вещь, зависящую от точки зрения каждого человека», — говорит Маклин. «Кто-то с другой генетической структурой или даже кто-то с другим ростом будет иметь другое впечатление от места2.

Несмотря на то, что ароматический пейзаж у каждого человека разный, акт сбора запахов позволяет понять, что делает место уникальным, потому что помогает нам его изучить: Как город справляется со своим мусором? Что производится на заводах? Какие продукты нравятся людям? Какие местные растения и цветы? Каковы основные виды транспорта?

Это то, что открывает нам то или иное место, в конечном итоге формируя наши воспоминания о путешествии. Помимо запаха, мы наполняем запах смыслом.

«Вместо того чтобы просто описать вещь, которую вы почуяли — например, я почувствовал запах резиновой шины велосипеда, — вы получаете нечто невероятно богатое2, — говорит Маклин. «Запахи придают месту повествование».

Как создать свои собственные воспоминания о запахах

  1. Выделите около 30 минут на прогулку с запахами. Помните, что есть разница между дыханием и обонянием.

«Одно — это телесная функция, другое — сознательное действие», — говорит Маклин. «В любом случае, вы должны уметь распознавать запахи, но принюхивание усиливает обонятельный эпителий, который находится в полости носа и улавливает молекулы запаха, поскольку вы активно вдыхаете больше воздуха».

  1. Постарайтесь сделать другие органы чувств второстепенными. Закройте глаза — это поможет отделить визуальное восприятие от запаха.

«Делать это очень утомительно, но с практикой становится легче», — говорит Маклин.

  1. Когда вы почувствуете интересный запах, спросите у местных жителей, что это такое и откуда он взялся. Также подумайте о своем опыте, связанном с этим запахом.

Маклин советует задавать себе вопросы типа: «Если бы этот запах был цветом, какого цвета он был бы? Как вы ощущаете этот запах, ударил ли он вам прямо в нос? Или он мягко вдыхался? Был ли это резкий, острый запах? Был ли он мягким, округлым?»

  1. Чувствуете запах, который кажется вам неприятным? Смиритесь с этим. «Вы просто должны оседлать его. Это как волна, на которой вы находитесь. Ты позволяешь ей обрушиться на тебя и двигаться дальше», — говорит Саския Уилсон-Браун. «В каком-то странном смысле, вы можете принять это».

Источник


Венера атакует

Христофор КолумбThe Guardian опубликовал эссе Катрин Райт (Katherine Wright), получившей приз за лучшую научную заметку за 2013 год от Wellcome Trust. Эссе называется Месть Америки и касается загадки появления сифилиса в Европе. В 1490-х годах неизвестная болезнь поразила наемников французского короля в ходе завоевания Неаполя, а затем быстро распространилась по всей Европе. Поэтому ее называли и французской болезнью, и неаполитанской, а русские, например, — польской. В 1530 году итальянский врач сочинил поэму о молодом пастухе по имени Сифилис, который однажды, разозлив Аполлона, заработал от бога ужасное заболевание. Так болезнь обрела свое уникальное название.

Только сейчас мы приблизились к ответу, откуда она взялась – все больше доказательств того, что ее привез Христофор Колумб из своего первого путешествия к Америке, и подхватили сифилис его матросы на Багамах, Кубе, или на Доминике. Во всех местах они встречали аборигенов, и могли успеть «поматросить и бросить». Колумб вернулся в марте 1493 года, а уже в 1494 году наемники в Италии стали замечать шанкры. Интересно, что ранее были теории, что это европейцы принесли сифилис в Америку, но похоже, в этом нас можно оправдать. Европейцы привезли коренным жителям Америки оспу, корь и бубонную чуму (и другие болезни), которые выкосили миллионы людей. Сифилис, все же –  ответный жест Америки европейцам.