Tag Archives: синдром дефицита внимания и гиперактивности

Плацебо на колесах

велосипедистЕсли сказать велосипедисту, что у него «вся спина белая», то он будет вертеться на сиденье, пока не сможет посмотреть. Доверчивые, просто как дети, или, вернее, как и любой из нас.

Одна из техник улучшения спортивных показателей уже настолько хорошо себя показала, что я бы ожидал видеть ее рутинной практикой. Эта техника невинного обмана. Как она выглядит и что с ее помощью можно достичь, показано во многих экспериментах в различных вариациях (например, Stone et al., 2012 ):

Профессиональных спортсменов-велогонщиков в зале, на стационарных велосипедах, просили выжать всё, что они могут, на дистанции в 4,000 метров. Они проделали такое несколько раз и установили свои лучшие результаты. После этого их попросили соревноваться со своим аватаром на экране – с тем, что достиг самой лучшей скорости. Зная, что они уже однажды это сделали, велогонщики не отставали от аватара, и отлично синхронизировались. Психологи их обманули, увеличив скорость этого аватара на 1%. Существенное значение для профессионального спорта.

Больше и популярно о таких экспериментах с невинным обманом – в статье в New York Times (Kolata, 2011). Мне, кстати, нравится и другое – только ты скажешь: «вот это да!», как выясняется, что не все так однозначно. Например, этот эффект при температуре в 30 градусов Цельсия уже не работает (Waldron, Villerius, & Murphy, 2015). Вообще-то практически никогда не однозначно.

Но вспомнил я про этот эксперимент, прочитав новость.

Эритропоэтин (англ. erythropoietin, EPO) в спорте считается допингом, и, в частности, за его использование (хотя и не только его) был дисквалифицирован и низвергнут с пьедестала известный велогонщик Ланс Армстронг (ссылка).

В недавнем голландском эксперименте было показано, что эритропоэтин по эффекту ничем не отличается от плацебо. Работал сам факт инъекции (Cooper, 2017). Представьте, что завтра выяснится, что всё, что принимал Ланс Армстронг, – не более чем плацебо, а он – обычный человек, но все же великий спортсмен?

Так и просится анекдот: умирает тренер по велоспорту и говорит своему олимпийскому воспитаннику: «А помнишь, я давал тебе сверхсильный допинг? Это был обычный магний. А помнишь, ты соревновался со своей тенью? Я ее постоянно ускорял, а тебя ругал, что не можешь догнать сам себя. А помнишь, мы были на сборах, но я вернулся в город на день раньше? В общем, твой сын — мой сын. Слушай, я никогда не хотел тебя обманывать, но, чувак, ты сам всё время давал повод. Кстати, у тебя спина вся белая».

Тем не менее, WADA не собирается исключать эритропоэтин из списка запрещенных веществ. Они отмечают, что если есть хоть шанс, что это работает, то будет запрещено. Но не будем отвлекаться на этически-абсурдный цирк профессионального спорта и допинга.

Мы слишком недооцениваем эффекты плацебо, воспринимая их как странные глюки. Считается, что от плацебо толку мало, возни много, и если хочешь «настоящего результата» – то надо выпить пилюльку. Она, в отличие от неуловимых субстанций психики, сделана из материального и гарантированно работает.

А мы снова и снова убеждаемся, что всё не совсем так. Недавний эксперимент ученых из Университета Алабамы в Бирмингеме касался других любителей колес — студентов (Cropsey et al., 2017). Им давали Adderall – лекарство для снятия симптомов при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, который содержит соли амфетамина. Adderall часто пьют студенты, потому что считается, что он существенно, хоть и временно, улучшает когнитивные способности. В эксперименте студенты сдавали тесты и принимали пилюльку. Им давали плацебо или Adderall, и, в одном случае, говорили правду, в другом — говорили наоборот, в общем, обманывали, как обычно это делают психологи J

Выяснилось уже привычная в экспериментах с плацебо вещь: ожидание зачастую играет куда большую роль, чем материальная субстанция. Когда студенты думали, что принимают Adderall, они лучше справлялись с тестами, независимо от того, что именно принимали. А когда им говорили, что они пьют плацебо, то результаты становились хуже, опять же, независимо от пилюльки. Заметьте, что так хорошо продаваемый в кампусах Adderall не показал улучшений когнитивных способностей сам по себе, объективно.

По-моему, это настолько прекрасно, что заключение неуместно.

Cropsey, K. L., Schiavon, S., Hendricks, P. S., Froelich, M., Lentowicz, I., & Fargason, R. (2017). Mixed-amphetamine salts expectancies among college students: Is stimulant induced cognitive enhancement a placebo effect? Drug & Alcohol Dependence, 178, 302-309. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2017.05.024

Cooper, C. (2017). Flight of fancy? New Scientist, N 3134, 15 July 2017.

Kolata, G. (2011). A little deception helps push athletes to the limit, New York Times, September 19, 2011. Ссылка.

Stone, M. R., Thomas, K., Wilkinson, M., Jones, A. M., St Clair Gibson, A., & Thompson, K. G. (2012). Effects of deception on exercise performance: implications for determinants of fatigue in humans. Medicine & Science in Sports & Exercise, 44(3), 534-541.

Waldron, M., Villerius, V., & Murphy, A. (2015). Augmenting performance feedback does not affect 4 km cycling time-trials in the heat. Journal of Sports Science, 33(8), 786-794.


Тренируйте рабочую память

девочка в школеПоследние два дня участвовал в вебинарах по теме клинических исследований эффективности тренировок рабочей памяти при различных состояниях: при травматических повреждениях мозга, последствиях инсульта, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или ADHD), и др. Все было очень интересно. Что могу сказать кратко:

1) Роль рабочей памяти во многих процессах мозга нельзя переоценить. Она лежит в основе практически всех когнитивных способностей. Пожалуй, она должна быть одной из первых целей тренировки мозга.

2) Тренировать ее можно и нужно, и тренируется она прекрасно. Достижения тренировок остаются на значительное время.

3) Малая емкость рабочей памяти является одной из ключевых характеристик синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или ADHD). И, посему, тренировки рабочей памяти приводят к значимым и долговременным улучшениям состояния.

Родителям детей с СДВГ надо заниматься с ними тренировками рабочей памяти. Мне сложно представить какую-то другую альтернативу по финансовой доступности, безопасности для здоровья, и легкости достижения ощутимых результатов.

тренировка памятиВот на диаграмме выше показано, как у детей с пониженным объемом рабочей памяти, в результате 5-ти недельных тренировок (всего 25 сессий по 40 минут) поднялись показатели разных видов памяти, и как они удерживаются даже после 6 месяцев . Это привело, кстати, к улучшению понимания заданий в школе, успехам в математике, хотя эти способности и не тренировались (Holmes, Gathercole, & Dunning, 2009).

Holmes, J., Gathercole, S. E., & Dunning, D. L. (2009). Adaptive training leads to sustained enhancement of poor working memory in children. Developmental Science, 12(4), F9-F15.