Tag Archives: смертность

Плата за слова

смертность от заболеваний сердцаНа картинке выше – две карты северо-востока США, с обозначенными границами графств. Раскраска показывает смертность от сердечных заболеваний, от наименьшего процента (зеленый) до наибольшего (красный). Карта слева – данные Центров по контролю и предупреждению заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), а другая получена в ходе исследования.

Известны многие факторы риска для смертности от сердечных заболеваний: демографические, социальные, экономические, диабет, повышенное давление и ожирение. Но эти факторы порой весьма трудно подсчитывать. Например, как, не затрачивая огромные суммы, подсчитать уровень враждебности и хронического стресса? Ученые (Eichstaedt et al., 2015) решили изучить тексты сообщений в твиттере людей, населяющих этот регион.
Наш язык отражает происходящее с нами и вокруг нас, и место в котором мы живем, и темы, на которые мы общаемся, влияют на наше здоровье. Гораздо больше, чем нам может казаться: взгляните, как наши слова в социальных медиа оказываются лучшими предсказателями смертности, чем все другие факторы:

корреляции

Карта справа на картинке в начале статьи — как раз по анализу слов из твиттера.

Группы слов, позитивно коррелирующих со смертностью от болезни сердца (плохие слова):
негативные слова
Группы слов, негативно коррелирующих со смертностью от болезни сердца (хорошие слова):

позитивные словаЭто исследование показывает, кстати, какую цену платят те, кто заражается человеконенавистнической пропагандой в соцсетях. Но и обратное работает, и если меньше говорить о еб**, дерьме, ненависти, скуке и усталости, а больше – о возможностях, целях, надежде, друзьях и выходных, то и мир вокруг начнет выглядеть получше.

Eichstaedt, J. C., Schwartz, H. A., Kern, M. L., Park, G., Labarthe, D. R., Merchant, R. M., . . . Seligman, M. E. P. (2015). Psychological language on twitter predicts county-level heart disease mortality. Psychological Science, 26(2), 159-169. doi: 10.1177/0956797614557867


Брак — хорошее дело, несмотря на название

семейная жизньСоциологи Университета Дюка в Северной Каролине, США (Dupre, Beck, & Meadows, 2009) работали с данными длительного исследования здоровья, которое отслеживало тысячи американцев, рождённых в период с 1931 по 1941 год. Вот что они выяснили:

Брак особенно важен для мужчин. У женщин, как правило, социальный круг шире, и когда супруг умирает, у мужчин, в гораздо большей степени, чем у женщин, вырастает риск смерти. Так, в случае развода, шанс смерти у мужчин вырастает на 30%, а у женщин – на 15%. Для разведённого мужчины шансы даже хуже, чем у вдовца!
Чем дольше длится период с развода, тем больше растут шансы смерти.

Побочный и странный факт: ранний брак, до 26 лет, также увеличивает смертность у мужчин.

Но самый сильный фактор – положительный: если мужчина в браке, это существенно увеличивает шансы на долгую жизнь, и чем дольше длится брак, тем меньше шансов умереть, но не настолько, чтобы жить вечно ).

Dupre, M. E., Beck, A. N., & Meadows, S. O. (2009). Marital trajectories and mortality among US adults. American Journal of Epidemiology, 170(5), 546-555.


Как долго вы проживете: узнайте за одну минуту

Mila KunisУвидел короткую заметку в журнале Discover и заглянул в источник: Бразильские и американские ученые (de Brito, et al., 2012) решили попробовать установить зависимость  гибкости тела на выживание (на уменьшение смертности, иными словами). В 1997 году они попросили 2002 взрослых людей (68% мужчин) возрастом от 51 до 80 лет сделать простой тест: сесть и встать, как показано на рисунках ниже (картинки кликабельны).
За посадку начисляется 5 баллов, за подъем – еще 5 баллов (таким образом, максимально количество баллов — 10).
Тест надо выполнять в свободной, не стесняющей движений одежде, и без обуви на ногах.

Sit-and-Stand-testЕсли человек помогает себе тем или иным образом, от этой суммы  вычитаются баллы соответственно диаграмме ниже:

scoring-for-sit-testКак вы заметили, это касалось людей старше 50 лет, так что если вам меньше, то можете и не пробовать – вы же наберете 10 баллов, не так ли? В любом случае, разрешается делать несколько попыток, уж во всяком случае, для того, чтобы понять, как это делается и попробовать.

После этого исследователи не теряли из виду всех участников теста на протяжении от 1 месяца до 14 лет (до конца октября 2011 года). В течение этого срока 7,9% людей (159 человек) умерли. Обнаружилась связь между количеством баллов, набранных в этом тесте и смертностью.

Анализ выживаемости
Баллы были разделены на 4 категории: первая от 0 до 3 баллов; вторая от 3.5 до 5.5; третья от 6 до 7.5; и четвертая 8–10. Нецелые числа образуются из средних значений нескольких попыток.

Оценка выживаемостиКаждый переход на категорию увеличивает вероятность выживания на 21%!

Такая предсказуемость теста связана с тем, что гибкость в районе 8-10 баллов означает, что человек способен на множество действий в повседневной жизни: нагнуться и завязать шнурки, поднять упавшую книгу, достать банку с полки. Способность быть независимым в таких мелочах многого стоит в жизни очень пожилого человека. Вторая важная причина – такая гибкость уменьшает вероятность падения, весьма распространенной причины переломов и потери независимости, не считая ущерба для здоровья.

de Brito, L. B. B., Ricardo, D. R., de Araújo, D. S. M. S., Ramos, P. S., Myers, J., & de Araújo, C. G. S. (2012). Ability to sit and rise from the floor as a predictor of all-cause mortality. European Journal of Preventive Cardiology. doi: 10.1177/2047487312471759.

Диаграммы из оригинальной статьи, картинки теста из статьи в Discover Magazine (Roen Kelly/Discover).


Образование и длина теломеров

социально-экономический статус родителей и длина теломеров у детейБольшой массив исследований говорит о связи между социально-экономическим статусом и заболеваемостью, и смертностью. Причиной этой связи называется хронический стресс, ускоряющий скорость старения в теле. Теломеры, и в частности, теломеры лейкоцитов, являются хорошими маркерами старения. Теломеры укорачиваются с возрастом; короткие теломеры коррелируют с заболеваемостью и смертностью, независимо от возраста.

Именно эти два фактора – социально-экономический статус и длину теломеров рассмотрела группа ученых (Needham et al., 2012), чтобы проверить гипотезу, что у детей, родители которых имеют невысокий статус, теломеры короче.

70 детей (35 белых  35 черных), средний возраст — 10 лет, были отобраны для исследования. У них взяли кровь, и данные об образовании и доходах родителей. У детей также спросили о потреблении фруктов и овощей, о физической активности, и измерили индекс массы тела. В результате:

  • Обнаружилась устойчивая связь между образованием родителей и длиной теломеров – чем лучше образование, тем длиннее теломеры.
  • Доход родителей не дотянул до статистически значимых значений, но связь прослеживается. Чем беднее – тем короче теломеры.
  • Разница в возрасте, расе, потреблении фруктов и овощей, физической активности, и массе тела не играла никакой роли.
  • Ученые, зная нормальную скорость укорачивания теломеров, прикинули, что дети, чьи родители имеют низкое образование, старше своих сверстников на 6 лет (в длине теломеров)!

Это первое исследование в своем роде, и оно, конечно же, не ответило на все вопросы, и не испытало другие медиаторы, но результаты действительно драматичные. Другие исследвания (Entringer, et al., 2011; Entringer, Buss,  & Wadhwa, 2012; ) показывают, что такое состояние теломеров модет быть следствием психологических стрессов еще во время внутриутробного развития ребенка. Причем сильнее укорачивание теломеров происходит у женщин.

Entringer, S., Buss, C., & Wadhwa, P. D. (2012). Prenatal stress, telomere biology, and fetal programming of health and disease risk. Science Signaling, 5(248).

Entringer, S., Epel, E. S., Kumsta, R., Lin, J., Hellhammer, D. H., Blackburn, E. H., Wüst, S., & Wadhwa, P. D. (2011). Stress exposure in intrauterine life is associated with shorter telomere length in young adulthood. Proceedings of the National Academy of Sciences. doi:10.1073/pnas.1107759108.

Needham, B. L., Fernandez, J. R., Lin, J., Epel, E. S., & Blackburn, E. H. (2012). Socioeconomic status and cell aging in children. Social Science & Medicine. 74(12):1948-51.