Tag Archives: тренинг воображения

Путешествие во времени внутри себя: Как воображение создает «контрфактическую память» о том, кем мы можем быть

машина времени и воображение которое работает как путешествие во времени
Когда мы думаем о путешествиях во времени, на ум обычно приходят фантастические машины и перемещения в прошлое или будущее. Но настоящая фантастика — рядом: каждый из нас ежедневно совершает своеобразное «умственное путешествие во времени», используя силу своего воображения, чтобы создать версии себя, которые еще не существуют. Это не просто метафора. Недавние исследования в области биологии и нейробиологии предлагают удивительные параллели между тем, как простые организмы «помнят» свое будущее, и тем, как мы можем формировать свою личность.

Секрет планарий: «Ранний предшественник умственного путешествия во времени»

Открытия, сделанные в отношении планарий – маленьких плоских червей, известных своей невероятной способностью к регенерации, показали, что их ткани могут хранить так называемую «контрфактическую память». Что это значит? Представьте: у планарии одна голова, и ее гены говорят, что так и должно быть. Но ученые научились изменять биоэлектрические паттерны в ее тканях (без изменения генома!), так что внутренний «чертеж» начинает указывать на «две головы».

Поразительно, что этот «паттерн памяти» не отражает текущую реальность животного. Если такую планарию разрезать, она немедленно использует этот новый «чертеж», чтобы отрастить две головы вместо одной. Эта способность организма удерживать идею, которая не соответствует его текущему состоянию, но является либо памятью о чем-то, что произошло, либо предсказанием того, что произойдет в будущем, без опоры на сиюминутные внешние воздействия, называется «ранним предшественником умственного путешествия во времени». Это примитивная контрфактическая память, потому что она не отражает текущую реальность, а является представлением о том, какой должна быть планария, даже если это расходится с ее настоящим.

От червей к человеку: Воображение как инструмент самопреобразования

Если простые организмы способны «помнить» или «предсказывать» состояние, отличное от текущего, то что говорить о человеческом воображении? Наше воображение – не просто способность мечтать; это самый мощный инструмент для создания наших собственных «контрфактических воспоминаний» о том, кем мы можем быть. Мы постоянно представляем себя в будущих ролях, с новыми навыками, в измененных обстоятельствах. Эти мысленные «чертежи» потенциального «я» могут стать такими же преобразующими, как биоэлектрические паттерны у планарий.

Наша идентичность – это непрерывный процесс, а не статичная точка. Дискуссии о природе личности показывают, что мы – «эволюционирующий процесс», подобный реке, а не цепочка неподвижных вагонов. Каждый наш опыт, каждая наша реакция на этот опыт, сплетается в богатое полотно нашей личности. Если эти переживания (в том числе и те, что рождены воображением) не сохраняются и не становятся частью нашей картины мира, их ценность существенно снижается.

Даже такие сложные явления, как диссоциативное расстройство личности, подчеркивают, что различные аспекты человека могут быть подавлены или выдвинуты на первый план, и что они обладают собственными «ценностями» и желанием «руководить шоу». Это наводит на мысль, что внутри нас могут существовать различные потенциальные «я», каждое из которых стремится к реализации.

Как же мы можем использовать этот механизм?

  1. Биоэлектрические «чертежи» нашего потенциала: биоэлектричество служит «клеем», который связывает индивидуальные решения клеток в коллективные решения на уровне органа. Оно позволяет «извлечь смысл и вычисление из физики». Аналогично, возможно, наше воображение и мысли создают некие «биоэлектрические» или информационные «чертежи» в нашем мозге, которые затем направляют наше развитие и поведение. 
  2. Влияние «сверху вниз» и сила веры: Важно, что сознание может воздействовать на материю. Наши убеждения, намерения и мысли высокого уровня могут контролировать электрические состояния в клетках и приводить к физиологическим изменениям. Это проявляется в эффекте плацебо, когнитивно-поведенческой терапии и даже в добровольных движениях. Представление себя в новом качестве — не просто ментальное упражнение; оно может буквально формировать нашу физиологию и поведение. Если мы искренне верим в свое будущее «Я», эта вера может служить мощным катализатором изменений. 
  3. Искусство внимания: Ключевым аспектом является внимание. То, как мы уделяем внимание чему-либо, радикально меняет то, что мы находим. Чтобы по-настоящему вообразить и культивировать новое «я», нам необходимо открытое, устойчивое внимание, которое позволяет нам видеть себя не как набор фрагментов, а как единый, развивающийся процесс. 
  4. Открытие смысла, а не изобретение: Наше воображение не просто изобретает новое «я». Есть точка зрения, что мы изобретаем смысл для себя, но есть и другое: смысл – это то, что мы открываем. Возможно, через воображение мы не просто придумываем, кем хотим быть, а открываем тот потенциал и тот смысл, которые уже заложены в нас и во вселенной. 

Таким образом, «контрфактическая память» планарий служит свидетельством о том, что способность организма удерживать идею, которая не является его текущей реальностью, но формирует его будущее, не уникальна для высших форм жизни. Наше воображение — это наш собственный механизм «умственного путешествия во времени», позволяющий нам создавать и хранить эти «контрфактические воспоминания» о нашем потенциальном «я». Используя силу нашего внимания, веры и осознанного осмысления, мы можем активно формировать не только свои мечты, но и реальность того, кем мы становимся.

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Наше воображение: путеводитель в мире внутренних конфликтов

люди спорят и конфликтуют и это модель того, что может происходить в нашем мозге

Мы привыкли считать себя единым целым, но есть модели, которые полагают  наш разум как «команду соперников», состоящую из множества конфликтующих «побуждений», «личностей» или «нейронных сетей»? Например, одна часть хочет секса с определенным человеком, немедленно, а другая часть пытается это остановить, прогнозируя неприятные последствия. Взаимодействие между этими внутренними «голосами» определяет наши действия и восприятие мира. Но как же нам управлять этим внутренним «аргументированным коллективом»? В этом нам может помочь наш часто недооцениваемый инструмент – воображение.

Наш мозг большую часть времени не сфокусирован на непосредственной реальности. Вместо этого он постоянно «симулирует возможные будущие сценарии» и «вспоминает о прошлом». Эта способность к ментальному конструированию и есть суть воображения.

Воображение позволяет нам не просто смотреть на других людей, но и «смотреть на воображаемое будущее себя». Мы можем «построить модель себя в будущем, идеальное ‘я'», которое удовлетворяет наибольшее количество индивидуальных и общих ограничений, и затем принимать решения, ориентируясь на этот образ. Это «идеальное ‘я'» не обязательно является текущей реальностью, но служит мощным ориентиром.

Внутренние конфликты между нашими побуждениями (например, желание съесть торт против стремления к здоровому питанию) происходят постоянно. Задача развития и «созревания» (матурации) заключается в том, чтобы научиться координировать эти сети, заставляя их «работать вместе лучше».

Воображение играет ключевую роль в этом процессе. Оно позволяет нам:

  • Справляться с конфликтами и «снижать энтропию»: Когда мы сталкиваемся с множеством возможностей или неопределенностью (высокая энтропия), наш мозг стремится «сэкономить энергию», находя четкий путь и цель. Воображаемые идеалы и истории помогают «ограничивать энтропию», предоставляя «цель и надежду».
  • Использовать внешние примеры для внутренней навигации: Истории, литература и религиозные деятели предоставляют «внешний образец для подражания». Они создают идеалы, которые мы можем «зеркально отражать». Например, когда мы сталкиваемся с внутренним конфликтом, мы можем спросить себя: «Как бы на моем месте поступил Иисус?» или «Как поступил бы Незнайка?». Это помогает нам «направлять наши решения».
  • Развивать и интегрировать наши «я»: Воображение позволяет нам «жить в чужой шкуре», переживая мир с другой «структурой приоритетов». Это помогает нам «управлять конфликтом в наших головах» и созревать, направляя наши побуждения к более высоким, социально и ориентированным на будущее целям.

Воображение — это именно тот ментальный процесс, который позволяет нам управлять нашим»спорящим коллективом» и направлять его к «оптимальным результатам». Создавая и ориентируясь на «идеальные версии себя», будь то через личные размышления или через «религиозные или литературные образцы», мы активно формируем свое будущее и разрешаем внутренние конфликты.

Модель конфликтующих частей — всего лишь модель. В реальности все сложнее, но модель позволяет как-то решать проблемы, и поэтому она находит своих сторонников. Одним из сторонников этой модели является известный психолог Джордан Петерсон. Понимание того, как воображение формирует наше «идеальное я» и управляет внутренними конфликтами, позволяет разработать более эффективные терапевтические и коучинговые методики. Эти подходы будут целенаправленно тренировать людей в создании и использовании воображаемых будущих версий себя, героев или метафорических «богов», чтобы разрешать внутренние дилеммы, улучшать саморегуляцию и достигать личностного роста.

Эта модель также может использоваться в образовании, используя: силу историй, литературы и архетипов для формирования ценностей и развития личности. Вместо простого заучивания фактов, учебные программы могут фокусироваться на том, как «погружение в персонажа» и изучение «иерархий приоритетов» в нарративах помогает детям и взрослым интегрировать свои внутренние побуждения, справляться с моральными и жизненными вызовами, и осознанно строить свое будущее.

И, конечно, разработанная модель может использоваться в создании искусственных систем, которые способны не только имитировать, но и, возможно, развивать свои собственные формы «воображения» и «идеалов». Это может означать появление более адаптивных и «мудрых» ИИ, способных к саморегуляции и разрешению внутренних конфликтов, или же разработку диагностических инструментов, которые будут более точно моделировать внутренние состояния человека, предсказывая поведение и предлагая индивидуальные стратегии развития.

Воображение — фундаментальный механизм, позволяющий нам управлять сложностью нашего внутреннего мира, разрешать конфликты и формировать того, кем мы хотим стать. Развивая его, мы учимся быть лучшими «капитанами» для нашей «команды соперников».

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Лебедь черный — новый белый

Продолжение. Первая часть, вторая часть

Вместо того чтобы пытаться предсказать непредсказуемое, что непрактично, как показал опыт, нужно изменить саму стратегию подготовки. Цель — не угадать событие, а построить такую систему (личную, финансовую, рабочую), которая, в идеале, будет устойчива к любым потрясениям и сможет извлекать выгоду из позитивных неожиданностей.

Поскольку метафору “черного лебедя” популяризовал Нассим Талеб, посмотрим, что думает он. Он считает, что надо перейти от хрупкости (когда система ломается от шока) к устойчивости (когда система выдерживает шок) и, в идеале, к антихрупкости (когда система становится сильнее после шока).

Практические шаги по Талебу: что делать с этим знанием?

Вот несколько ключевых принципов, которые можно применить в разных сферах жизни:

  1. Создавайте «подушку безопасности» и избыточность, а не сверхоптимизацию.
  • В финансах: Не вкладывайте все деньги в один, пусть и самый «надежный», актив. Имейте денежный запас на случай потери работы или неожиданных трат. Сверхоптимизированный бюджет без свободных средств — хрупок.
  • В бизнесе: Системы поставок «точно в срок» (just-in-time) очень эффективны, но крайне хрупки, что показал COVID-19. Наличие небольшого запаса или нескольких поставщиков — это не «неэффективность», а плата за устойчивость.
  • В жизни: Не планируйте свой день по минутам без единого свободного окна. Любая мелочь может разрушить весь ваш план.
  1. Используйте «стратегию штанги» (Barbell Strategy).

Это ключевая идея Талеба. Вместо того чтобы вкладываться в активы «среднего риска», разделите свои ресурсы на две крайности:

  • ~90% ресурсов вы вкладываете во что-то максимально надежное и консервативное (депозиты, государственные облигации). Эта часть защищена от негативных «черных лебедей».
  • ~10% ресурсов вы вкладываете в высокорискованные, но с потенциально огромной отдачей проекты (венчурные инвестиции, новый стартап, получение экспериментального навыка). Эта часть открывает вас для позитивных «черных лебедей».

Таким образом, вы минимизируете потери от плохих событий и максимизируете потенциальную выгоду от хороших.

Концепция хрупкости-антихрупкости может казаться красивой, но слишком удобной для объяснения случившегося. Несмотря на огромного черного лебедя в виде COVID-19, ни одно государство не сломалось, ни одна система государств не разрушилась окончательно, а напряжение было не больше, чем при последствиях предсказуемых событий. Поэтому если все системы оказались не особенно хрупкими, то смысл называть что-то “хрупким”? Напротив, несмотря на нелепые решения и глупости, которые совершали множество высокопоставленных чиновников, люди быстро адаптировались, и к пандемии, и к новым порядкам.

Как кажется мне, лучший урок из этого — увеличивать свою личную способность к адаптации. Поэтому: 

  1. Развивайте интеллектуальную скромность и не доверяйте слепо экспертам.

Помните, что прогнозы экспертов, особенно в сложных системах (экономика, геополитика), часто ошибочны. Относитесь к любым прогнозам будущего со здоровым скептицизмом. Принимайте решения на основе фактов и логики, но всегда держите в уме, что ваши знания (и знания других) ограничены.

  1. Постоянно учитесь и диверсифицируйте свои навыки.

В мире, где целые профессии могут устареть из-за одного технологического «черного лебедя» (как появление ИИ для некоторых сфер), самая надежная инвестиция — это способность быстро учиться новому. Не будьте специалистом только в одной очень узкой области. 

Кажется, что черных лебедей мы станем видеть все чаще, чем раньше. Но это не повод для страха и паранойи. Это призыв к действию: перестать быть наивным оптимизатором и стать прагматичным стратегом, который строит свою жизнь, карьеру и финансы так, чтобы не просто пережить шторм, а выйти из него еще более сильным.


Плотность событий: как сделать вашу жизнь длиннее и насыщеннее

плотность событий, тренинг по воображению
Вам когда-нибудь казалось, что в экстремальных ситуациях время как будто замедляется? Или что годы летят все быстрее, чем старше мы становимся? Это — проявление
«плотности событий» — ключевой механизм, связывающий восприятие времени и память.

Что такое плотность событий и как она возникает?

Наш мозг не имеет встроенных часов и не воспринимает время напрямую. Вместо этого, чтобы определить, как долго длилось то или иное событие, мозг ретроспективно «спрашивает себя, что только что произошло?» и подсчитывает объем воспоминаний, которые у него есть об этом событии.

  • В чрезвычайных ситуациях (например, в автокатастрофах, при падении, во время перестрелок), миндалевидное тело (амигдала) — область мозга, отвечающая за обработку эмоций, таких как страх, активизируется и захватывает ресурсы всего мозга.
  • Это приводит к тому, что воспоминания записываются в особую, «вторичную» систему памяти, которая предназначена для чрезвычайных ситуаций. Мозг «записывает» все детали для будущего использования.
  • В результате, за короткий промежуток времени создается гораздо более плотный, детальный объем воспоминаний. Когда мозг впоследствии «проигрывает» эти воспоминания, он интерпретирует эту высокую плотность данных как более длительную продолжительность. В наши дни наиболее часто отчеты о замедлении времени исходят от полицейских, после перестрелок. 
  • Детство против зрелости: Этот же принцип объясняет, почему летние каникулы в детстве казались бесконечными, а с возрастом годы пролетают незаметно. В детстве все ново, и мозг постоянно сталкивается с чем-то неожиданным, записывая эти новые впечатления и меняя свои нейронные сети. Это создает богатство и насыщенность воспоминаний, которые дают вам ощущение увеличенной продолжительности при взгляде назад. С возрастом же мозг уже «видел» большинство ситуаций, и новизны становится меньше, что приводит к созданию более «тонких» и «обедненных» воспоминаний.

Что дает высокая плотность событий?

  • Ощущение замедленного времени (ретроспективно): Как уже упоминалось, основное следствие высокой плотности воспоминаний в экстремальных ситуациях — это субъективное ощущение, что событие длилось дольше, чем на самом деле.
  • Более богатые и насыщенные воспоминания: Чем больше деталей мозг записывает о событии, тем более ярким и полным оно кажется в памяти.
  • «Перцептивное продление» жизни: некоторые ученые утверждают, что сознательно увеличивая плотность событий в своей жизни, вы можете «перцептивно продлить свою жизнь». Я согласен с этим, но, кроме того, знаю, что это происходит не только перцептивно.

Как создать высокую плотность событий в повседневной жизни?

Поскольку мозг создает плотные воспоминания, когда сталкивается с новизной и неожиданностями, ключ к «растягиванию» времени в вашей жизни — постоянный поиск новизны. Вот что обычно рекомендуют:

  • Ищите новизну: Это основной способ стимулировать мозг записывать новые воспоминания.
  • Меняйте привычные маршруты: Вместо того, чтобы ехать домой с работы одной и той же дорогой, попробуйте другую. Это заставляет вас замечать новые вещи, вместо того чтобы действовать на автопилоте.
  • Переставляйте мебель или меняйте обстановку: Передвиньте свой рабочий стол или поменяйте местами картины на стенах.
  • Используйте не доминантную руку: Попробуйте чистить зубы другой рукой. Это простое действие выводит мозг из рутины и заставляет его обращать внимание.
  • Носите часы или фитнес-трекер на другой руке: Это заставляет вас уделять им немного больше внимания, когда вы смотрите на них, вместо автоматического действия.

Эти простые действия «сбивают мозг с его беличьего колеса» рутины и заставляют его активно воспринимать мир, записывая новые детали.

Как плотность событий влияет на восприятие мира и благополучие?

  • Построение внутренней модели мира: Задача мозга — построить внутреннюю модель окружающего мира. Находясь в черепе в темноте и тишине, он постоянно пытается понять структуры мира, чтобы лучше в нем функционировать. Когда мозг сталкивается с чем-то новым, он записывает это и вносит изменения в свои нейронные сети. С возрастом, когда мозг уже хорошо «знаком» с миром, он создает меньше новых, плотных воспоминаний, что приводит к ощущению ускоряющегося времени.
  • Противодействие «ускорению» времени: Сознательное увеличение плотности событий в вашей жизни может противодействовать ощущению ускорения времени по мере старения. Создавая больше новых, насыщенных воспоминаний, вы делаете каждый период своей жизни более полным и запоминающимся.
  • Более осознанное существование: Выходя из «режима зомби» и активно замечая новые вещи, вы становитесь более внимательными к окружающему миру. Это способствует более осознанному и, возможно, более наполненному переживанию жизни. Хотя источник не связывает это напрямую со здоровьем, активное обучение и постоянное стимулирование мозга, как правило, считаются полезными для когнитивных функций.

На тренинге по развитию воображения мы узнаем больше об этом удивительном феномене и научимся более эффективным методам уплотнения времени.  Регистрируйтесь: тренинг стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining


Подбросим дровишек в печь, № 4. Призраки Боулби: почему теория привязанности не объясняет нас

стили привязанности, теория привязанности

Теория привязанности Джона Боулби, сформулированная в середине XX века, была революцией. Она предложила мощное объяснение тому, как ранние отношения ребенка с матерью формируют его дальнейшую жизнь. Идея была элегантна и интуитивно понятна. Однако наука не стоит на месте. Данные, накопленные за последние десятилетия, не просто дополняют теорию Боулби — они подрывают ее фундаментальные основы. Сегодня рассматривать классическую теорию привязанности как центральную объяснительную модель человеческого поведения — значит игнорировать полвека исследований в генетике, нейробиологии и кросс-культурной психологии. Эта заметка — вскрытие концепции, которая стала скорее почётным музейным экспонатом, чем рабочим инструментом.

1. Основы теории: что утверждал Боулби

Чтобы понять, почему теория устарела, необходимо четко сформулировать ее ключевые постулаты. В основе концепции Боулби и развившей ее Мэри Эйнсворт лежат четыре центральных утверждения.

  • Монотропия. Боулби утверждал, что ребенок формирует одну, главную иерархическую связь привязанности, как правило, с матерью. Эта связь качественно отличается от всех прочих. Отец, бабушки, братья и сестры рассматривались как второстепенные фигуры.
  • Критический (или чувствительный) период. Существует ограниченный временной промежуток (первые 2-3 года жизни), в течение которого должна сформироваться надежная привязанность. Если этого не происходит, последствия для развития личности будут необратимыми и катастрофическими.
  • Внутренняя рабочая модель (Internal Working Model, IWM). На основе первой связи с матерью ребенок формирует устойчивую ментальную модель себя и других. Если мать была отзывчивой, ребенок усваивает, что он достоин любви, а мир — безопасное место (надежная привязанность). Если мать была холодной или непоследовательной, ребенок формирует модель себя как недостойного любви, а мира — как опасного (ненадежная привязанность). Эта модель, согласно теории, является стабильным шаблоном, который определяет все последующие отношения человека — с друзьями, партнерами, собственными детьми.
  • Материнская депривация и психопатология. Отсутствие материнской фигуры в критический период или нарушение связи с ней напрямую ведет к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам в будущем, вплоть до психопатии и неспособности формировать здоровые отношения.

Мэри Эйнсворт операционализировала эти идеи в знаменитом эксперименте «Незнакомая ситуация», выделив типы привязанности: надежный (Secure), тревожно-избегающий (Anxious-Avoidant) и тревожно-амбивалентный (Anxious-Ambivalent). Позже был добавлен четвертый тип — дезорганизованный (Disorganized). Предполагалось, что тип, определенный в возрасте 12-18 месяцев, предсказывает социальное и эмоциональное функционирование человека на десятилетия вперед.

2. Демонтаж постулатов: что говорят исследования

Каждое из этих центральных утверждений было поставлено под сомнение или опровергнуто последующими исследованиями.

2.1. Миф о монотропии

Концепция единственного главного взрослого не выдерживает проверки фактами. Исследования показывают, что младенцы формируют множественные привязанности одновременно — к отцу, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам, а также к постоянным воспитателям в детских учреждениях. Более того, качество этих связей может отличаться. Ребенок может иметь надежную привязанность к отцу и ненадежную — к матери, и именно отцовская связь может оказать более сильное положительное влияние на его развитие. Идея иерархии, где мать всегда на вершине, оказалась культурно-специфическим конструктом западного общества середины XX века, а не универсальным биологическим законом. Это объясняется еще и тем, что до недавнего времени отцы вообще крайне редко использовались в исследованиях.

2.2. Нестабильность «внутренней рабочей модели»

Самый сильный удар по теории — это данные лонгитюдных исследований, которые отслеживали людей от младенчества до взрослой жизни. Если бы IWM была стабильным шаблоном, мы бы увидели высокую корреляцию между типом привязанности в младенчестве и типом привязанности во взрослом возрасте.

Этого не произошло.

Мета-анализы, обобщающие десятки лонгитюдных исследований, показывают в лучшем случае слабую или умеренную связь. Один из наиболее известных мета-анализов, проведенный Р. Крисом Фрейли, показал, что корреляция между безопасностью привязанности в младенчестве и во взрослом возрасте составляет примерно r = 0.25. Это статистически значимо, но очень слабо с точки зрения предсказательной силы. Это означает, что тип привязанности в младенчестве объясняет лишь около 6% вариативности привязанности во взрослом возрасте. 94% определяются другими факторами.

Жизненные события — развод родителей, бедность, травля в школе, новые позитивные отношения (например, стабильный романтический партнер или хороший психотерапевт) — оказывают куда более мощное влияние на наши модели отношений, чем опыт первого года жизни. Идея о том, что ранняя модель — это пожизненный приговор, не подтверждается. Наши «рабочие модели» постоянно пересматриваются и обновляются.

2.3. Культурная ограниченность «Незнакомой ситуации»

Эксперимент Эйнсворт, разработанный на американских детях из семей среднего класса, оказался плохим инструментом для оценки детей в других культурах. Например, исследования в Германии показали гораздо более высокий процент «избегающих» детей. Это было интерпретировано не как патология, а как результат культурной ценности независимости и самостоятельности ребенка. В Японии, наоборот, наблюдался высокий процент «тревожно-амбивалентных» детей, что связано с тем, что японские матери редко оставляют детей с незнакомцами, и ситуация разлуки является для них экстремальным, а не умеренным стрессом.

Это доказывает, что «Незнакомая ситуация» измеряет не столько качество глубинной связи, сколько соответствие поведения ребенка культурным нормам воспитания.

2.4. Слепое пятно теории: темперамент и гены

Самый фундаментальный недостаток теории Боулби — почти полное игнорирование врожденных факторов. Теория является радикально средовой: поведение ребенка — это почти исключительно реакция на поведение матери.

Психолог Джером Каган был одним из первых, кто указал на этот пробел. Он утверждал, что поведение ребенка в «Незнакомой ситуации» в значительной степени определяется его врожденным темпераментом, а не только действиями матери. Ребенок с врожденной высокой реактивностью нервной системы (застенчивый, пугливый) с большей вероятностью будет плакать при уходе матери, независимо от ее отзывчивости.

Современная поведенческая генетика подтвердила правоту Кагана. Исследования на близнецах показывают, что наследуемость черт, связанных с привязанностью (например, тревожность в отношениях или избегание близости), составляет от 20% до 45%. Это означает, что значительная часть нашего стиля отношений определяется генами, а не только ранним опытом. Среда важна, но она взаимодействует с генетической предрасположенностью. Теория Боулби этого взаимодействия не видит.

3. Что вместо этого? Перспективные пути

Отказ от детерминизма теории привязанности открывает более сложные, но и более точные и полезные перспективы для понимания человеческого поведения.

  • Переход от типов к измерениям. Вместо того чтобы загонять людей в четыре «ящика» (надежный, избегающий и т.д.), современные модели описывают привязанность в виде двух непрерывных шкал: тревожность (степень беспокойства о доступности и отзывчивости партнера) и избегание (степень, в которой человек избегает близости и эмоциональной вовлеченности). Такой подход гораздо более гибок и точно описывает индивидуальные различия. Человек может быть низко тревожным, но высоко избегающим, или умеренно тревожным и умеренно избегающим. Это спектр, а не категория.
  • Модели генно-средового взаимодействия (GxE). Будущее — за моделями, которые изучают, как специфические генетические маркеры (например, гены, связанные с серотониновой или дофаминовой системами) взаимодействуют с определенным опытом (например, отзывчивостью родителей или стрессом) для формирования индивидуальных различий в социальных связях. Человек с генетической уязвимостью к тревожности может развить ненадежную привязанность только в условиях неотзывчивого ухода, в то время как другой человек без этой уязвимости в тех же условиях останется устойчивым.
  • Контекстуальные и доменно-специфичные модели. Вместо одной глобальной «внутренней рабочей модели» люди, вероятно, имеют множество моделей, специфичных для разных контекстов. Модель отношений с романтическим партнером может быть одной, с начальником — другой, с друзьями — третьей. Они могут влиять друг на друга, но не являются копиями друг друга. Наш стиль отношений — это не монолит, а гибкая система, адаптирующаяся к конкретным людям и ситуациям.

4. Практические выводы: освобождение от прошлого

Что это означает для нас на практике?

  1. Прекратить патологизировать детство. Теория Боулби породила целую культуру обвинения матерей и поиска корней всех взрослых проблем в первых годах жизни. Новые данные показывают, что это тупиковый путь. Ваше взрослое одиночество или проблемы в браке не являются прямым и неизбежным следствием того, что ваша мать была недостаточно отзывчива 30 лет назад.
  2. Принять ответственность за настоящее и будущее. Если ранняя привязанность не является пожизненным приговором, значит, у нас есть способность к изменениям. Мы можем формировать надежную привязанность во взрослом возрасте через осознанные усилия, терапию и выбор поддерживающих партнеров. Наш мозг пластичен, и наши модели отношений могут быть переписаны.
  3. Сместить фокус с «почему я такой?» на «что я могу сделать?». Вместо бесконечного анализа прошлого, который часто ведет к чувству беспомощности, более продуктивно сосредоточиться на развитии конкретных навыков: эмоциональной регуляции, эмпатии, эффективной коммуникации, умения устанавливать границы. Именно эти навыки, а не раскопанные детские травмы, строят здоровые отношения здесь и сейчас.

Теория привязанности была необходимым шагом в истории психологии. Она привлекла внимание к огромной важности ранних отношений. Но ее объяснительная сила исчерпана. Пришло время сдать ее в архив и вооружиться моделями, которые лучше отражают сложность человеческой природы — сложность, в которой есть место не только для раннего опыта, но и для генов, темперамента, жизненных случайностей и, что самое важное, для способности меняться на протяжении всей жизни.

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining