Взаимодействие человека и окружающей среды — один из предметов, изучаемых психологией. В теории, если окружающая среда создает нам загадки и способна преподносить нам сюрпризы, это увеличивает наш интерес и запоминается лучше. В недавнем эксперименте (Nasar & Cubukcu, 2011), исследователи предложили людям побродить по виртуальным улицам (на компьютере). Одни улицы были скучными – то есть прямыми (условие низкой загадочности), другие – с поворотами, условие высокой загадочности.
В результате было выявлено, что улицы, таящие загадку (что же там впереди?) интересуют людей больше, чем прямые предсказуемые улицы, а этот интерес коррелирует с визуальной привлекательностью. Мне удалось проверить это тут же, на природе, когда выезжали на шашлыки. Мы расположились у реки, и вниз по течению река шла прямо и просматривалась метров на сто, а вверх по течению река уходила налево, и было не видно, что там за поворотом. И у всех было желание прогуляться именно туда. И по оценкам, именно эта часть казалась красивее.
Nasar, J. L., & Cubukcu, E. (2011). Evaluative Appraisals of Environmental Mystery and Surprise. Environment and Behavior, 43(3), 387-414.
Узкая улочка в городке Vittoriosa, Malta. Фото пользователя albireo2006.