Tag Archives: чаевые

Чаевые от всего сердца

блюдце в форме сердцаНовое исследование от Николя Гегена (другие в этом блоге)  о том, как напоминание о любви увеличивает чаевые.

365 клиентов ресторана незаметно для себя приняли участие в эксперименте, случайным образом попав одну из трёх групп в одном из трёх ресторанов в Южной Бретани, Франция. Помимо клиентов также участвовали: пять настоящих официанток и гипсовые декоративные блюдца тёмно-красного цвета. Блюдец, изготовленных одной фирмой, было три, и они были похожи во всем, кроме формы – одна была круглая, другая – квадратная, а третья – в форме сердца.

Когда клиент спрашивал счёт, официантка узнавала по таблице, подготовленной экспериментаторами, какой формы блюдце использовать. Она ставила на стол блюдце с двумя конфетами, а под ним — счёт. Когда клиент покидал ресторан, официантка записывала, сколько чаевых было оставлено.

Во Франции чаевые можно не давать, потому что 12% за обслуживание уже включены в счёт. В этом исследовании 124 человека оставили чаевые, 38.4% мужчин и 26.5% женщин.

Из них, чаевые оставили, в зависимости от формы блюдца:
Число людей, оставивших чаевые, в зависимости от формы блюдца

Форма блюдец также повлияла на сумму чаевых:Размер чаевых, в зависимости от формы блюдца

Как видите, сердечко не только увеличило число оставленных чаевых, но и их сумму. В нескольких предыдущих экспериментах было показано, что категория слов, связанных с любовью, активирует романтическое отношение к окружающим и повышает вероятность альтруистического поведения. Форма сердца недвусмысленно активирует подобное, и, как видим, работает даже в прозаичном блюдце. Владельцам ресторанов стоит взять это на заметку, потому что не только официанты станут получать больше чаевых, но и сами клиенты получат нечто большее за свои деньги. Ощущения, активированные категорией любви, с большой вероятностью даже не достигнут сознания, но оставят приятное впечатление, связанное с местом.

Guéguen, N. (2013). Helping with all your heart: the effect of cardioid dishes on tipping behavior. Journal of Applied Social Psychology, doi: 10.1111/jasp.12109.


Чаевые и цвет одежды

Официантка в красномСегодня у нас в гостях снова Николя Геген (Nicolas Guéguen) из Университета Южной Бретани (Université de Bretagne Sud), неутомимый экспериментатор из Франции. Другие его исследования здесь.  Обратите внимание,  что его исследования часто происходят в небольших ресторанчиках: совмещает приятное с полезным. В этот раз, он с коллегой, Селин Жако (Guéguen & Jacob, 2012) измерял, как цвет одежды официантки влияет на размер чаевых.
Зависимость размера чаевых от различных факторов изучена довольно хорошо, и вот некоторые факты из других исследований:

  • Существует лишь слабая связь между качеством сервиса и размерами чаевых (Lynn, 2001);
  • Погода не влияет на размер чаевых (Flynn & Greenberg, 2011);
  • Физическая привлекательность официантки увеличивает выплату ей из общих продаж, но не чаевые, как официанта.

Размеры чаевых растут:

  • Вместе с размером бюста официантки и уменьшаются с увеличением ее веса (Lynn, 2009);
  • У официанток-блондинок (Lynn, 2009);
  • У официантки с макияжем (Jacob et al., 2009)
  • Если в волосах официантки есть цветок (Stillman & Hensley, 1980), или любой другой видимый орнамент (Jacob, Guéguen, & Delfosse, 2012);
  • У официантов, представившихся гостям (Garrity & Degelman, 1990);
  • Когда официант повторяет гостям только что сделанный ими заказ (VanBaaren, Holland, Steenaert, & VanKnippenberg, 2003);
  • Когда на счете рукой будет написано «Спасибо!», нарисован смайлик или солнышко (Rind & Bordia, 1995, 1996);
  • Когда официант открыто и приветливо улыбается (Tidd & Lockart, 1978);
  • Когда официант чуть касается плеча гостя рукой (масса исследований, например, Lynn, Le, & Sherwyn, 1998);
  • Когда официант слегка пригибается, подходя к столу (Lynn & Mynier, 1993)

В течение 6 недель, в уютном ресторанчике с преимущественно морской кухней, 11 официанток обслужили, в ходе эксперимента, 722 мужчин и женщин. Все клиенты, которые стали, сами того не подозревая, участниками эксперимента, обедали в одиночестве. Официантки носили майки разных цветов, в которых обслужили приблизительное равное количество клиентов. Цвета маек были: черные, белые, красные, желтые, голубые и зеленые.

Результаты:

Процент мужчин и  женщин, давших чаевые официанткам, в зависимости от цвета маек

Процент мужчин и женщин, давших чаевые официанткам, в зависимости от цвета их маек.

Размер чаевых, в зависимости от цвета маек официантокРазмер чаевых, в Евро, в зависимости от цвета маек официанток.

Обратите внимание, что чаевых давали не так уж много людей, и давали-то совсем немного. Это нормально для Франции, где счет включает стоимость обслуживания в 12%. Service compris.

Анализ данных показал, что все цвета, кроме красного, не имели статистически значимого различия.

Выводы:

  • Официантки в красной одежде чаще (на 40%) и больше (на 25%) получают чаевые от мужчин, даже в неблагоприятных условиях.
  • Красный цвет не влиял негативно на женщин. Недавнее исследование показало, что мужчины в красном или на красном фоне становятся более привлекательными в глазах женщин (Elliot et al., 2010). Предположительно,  официанты в красном тоже будут получать чаще и больше чаевых от клиенток.
  • Обратите внимание, что все эффекты касаются только одинокого клиента/клиентки.

Elliot, A. J., Niesta, D., Greitemeyer, T., Lichtenfeld, S., Gramzow, R. H., Maier, M., & Liu, H. (2010). Red, rank and romance in women viewing men. Journal of Experimental Psychology: General, 139, 399-417.

Flynn, S. M., & Greenberg, A. E. (2011). Does weather actually affect tipping? An empirical analysis of time-series data. Journal of Applied Social Psychology, Article first published online: 26 September 2011. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2011.00813.x.

Garrity, K., & Degelman, D. (1990). Effect of server introduction on restaurant tipping. Journal of Applied Social Psychology, 20, 168–172.

Guéguen, N., & Jacob, C. (2012). Clothing color and tipping: Gentlemen patrons give more tips to waitresses with red clothes. Journal of Hospitality & Tourism Research. Published online 18 April 2012. DOI: 10.1177/1096348012442546.

Jacob, C., Guéguen, N., & Delfosse, C. (2012). She Wore Something in Her Hair: The Effect of Ornamentation on Tipping. [doi: 10.1080/19368623.2012.624296]. Journal of Hospitality Marketing & Management, 21(4), 414-420.

Lynn, M., & Mynier, K. (1993). Effect of server posture on restaurant tipping. Journal of Applied Social Psychology, 23, 678–685.

Lynn, M., Le, J. M., & Sherwyn, D. (1998). Reach out and touch your customers. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly, 39, 60–65.

Rind, B., & Bordia, P. (1995). Effect of server “thank you” and personalization on restaurant tipping. Journal of Applied Social Psychology, 25, 745–751.

Rind, B., & Bordia, P. (1996). Effect on restaurant tipping of male and female servers drawing happy, smiling face on the backs of customers’ checks. Journal of Applied Social Psychology, 26, 218–225.

Tidd, K.L., & Lockard, J. S. (1978). Monetary significancе of the affiliative smile: A case for reciprocal altruism. Bulletin of the Psychonomic Society, 11, 344–346.

VanBaaren, R. B., Holland, R. W., Steenaert, B., & VanKnippenberg, A. (2003). Mimicry for money: Behavioral consequences of imitation. Journal of Experimental Social Psychology, 39, 393–398.

Фото из flickr.


Чаевые и погода

ЧаевыеВ психологической литературе можно найти доказательства, что приятная погода увеличивает количество чаевых в ресторанах и кафе. Однако для двух экономистов (Flynn & Greenberg, 2011) это казалось не столь убедительным. Они выяснили, что исследования были довольно небольшими по размерам, и лишь одно из них использовало реальные данные погоды. Экономисты решили сделать исследование более солидным – в течение двух лет они копили данные актуальных продаж популярного ресторана и данные погоды. Оказалось, что никаких статистически значимых отношений между этими двумя фактами нет. Из этого следует, что чаевые – не просоциальное явление, которое может меняться так же, как и настроение человека, в зависимости от погоды, а, вероятнее всего, исключительно институциональная норма поведения.

Flynn, S. M., & Greenberg, A. E. (2011). Does weather actually affect tipping? An empirical analysis of time-series data. Journal of Applied Social Psychology, Article first published online: 26 September 2011. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2011.00813.x.