В книге Embodied cognition (Shapiro, 2014), в одном месте увидел пример пояснения теории чувство-действие. Пример в духе Станислава Лема.
Некоторые летучие мыши производят ультразвуковые сигналы, чтобы, используя эхолокацию, находить себе еду. Этот способ позволяет вычислять координаты мухи или даже комара на расстоянии метра. Три стадии развиваются стремительно: в фазе поиска мышь летит почти прямо и выдает ультразвук сравнительно редко. Как только возвращается эхо, говорящее о дичи, мышь начинает выдавать сигналы чаще и меняет траекторию полета к жертве. По мере приближения звук издается с огромной частотой, позволяющей с ювелирной точностью положить дичь в рот.
Однако моль не ждет, чтобы стать ужином. Во-первых, крылья моли сделаны так, чтобы абсорбировать звуки на частоте ультразвука мыши, максимально поглощая эхо. Во-вторых, у некоторых молей есть преобразователь, по сути, антирадар, который позволяет им засечь эхолокацию мыши. Как только моль обнаруживает, что ее «облучают», она пикирует к земле, при этом производя элементы высшего пилотажа: резкие повороты, подъемы и петли.
В-третьих, некоторые моли сами производят ультразвуковые сигналы, которые сбивают мышь с толку. Одни виды сигналов моли говорят мышке, что «я – несъедобная», а другие вызывают интерференцию с сигналами мыши, расстраивая эхолокацию.
Эта гонка продолжается: мыши учатся производить ультразвук за пределами возможностей моли. Другие начинают охотиться в тишине, отключают эхолокацию, и с улыбкой и слушают сигналы, которые производит моль, чтобы сбить мышь с толку.
Shapiro, L. A. (2014). The Routledge handbook of embodied cognition. Routledge: New York.