Category Archives: Психология обоняния

Распылитель добродетели

запах свежестиВ теории игр и психологии есть такая парадигма: игра анонимного доверия (Berg, Dickaut, & McCabe, 1995). Правила у нее такие: два игрока, один – Отправитель, другой – Получатель. Они друг друга не знают и не должны узнать. Оба игрока получают, к примеру, по 10 долларов. Только Получатель кладет эти деньги сразу в карман, а Отправитель должен решить — он может их оставить себе либо «инвестировать» все или часть Получателю. Когда происходит такое инвестирование, то сумма, отправленная Получателю, утраивается. Если Отправитель послал 10 долларов, то у Получателя сразу же образуются 30 долларов. Теперь, Получатель вправе опять же оставить все деньги себе или поделиться с Отправителем. Его решение окончательное и опять же анонимное. Вариантов поведения тут предостаточно, как в случае одного и единственного раунда, так и многочисленных раундах. Подобного рода игры могут служить отличным измерителем изменений в поведении, когда мы пытаемся им манипулировать.

Отправитель должен послать Получателю ровно ноль долларов, и ни цента больше, в соответствии с эквилибриумом Нэша, математической логикой, описывающей идеальное поведение, говорящей нам о том, что мы всегда должны исходить из максимизации своих интересов. Однако в реальной жизни люди себя так не ведут. Многочисленные эксперименты показывают, что люди доверяют свои контрагентам, отправляя и получая деньги. Доверие – необходимое смазочное средство сложного механизма социальных отношений. Но как оно возникает и как им можно управлять?

Команда канадских и американских психологов продемонстрировала (Liljenquist, Zhong, & Galinsky, 2010) весьма удивительные вещи. В одном эксперименте людям, сидящим одним в комнате, объяснив правила игры, говорили, что сейчас случайным образом будут распределены роли. «Случайно» им всем доставалась роль Получающего, а Отправитель выслал им полную сумму, в 4 доллара, то есть им полагается получить тройную сумму в 12 долларов. Они были вольны поступать, как им вздумается; и после их решения у них собрали демографические Количество денег, высланное Отправителюданные и причины их решения. Участники эксперимента были разделены на две группы. Одна сидела в обычной комнате, а другая – в точно такой же комнате, только экспериментаторы, перед тем как завести туда человека, брызнули разок стеклоочистителем с запахом лимона – именно таким, и такой фирмы, как на фото вверху. А различие в поведении вы можете увидеть на графике.

Во втором эксперименте людям дали пакет не связанных между собой задач. Как и прежде, одни сидели в обычной комнате, без запаха, другие – в комнате, где распылили запах свежести. В пакете задач была листовка благотворительной организации, и участников просили выразить свое отношение к идее волонтерской работы там, с указанием типа работы и желанием пожертвовать деньги. В соответствии с гипотезой, люди в комнате с запахом свежести более благосклонно отнеслись к этим идеям, как видно на графиках ниже.

Отношение к благотворительной деятельностиЗапах чистоты не только ведет к чистоте помыслов, но также увеличивает доверие и желание помочь ближнему. Интересно, как символическая интерпретация чистоты ведет к реальным и измеримым изменениям поведения, которое метафорически тоже чистое. И наоборот: помните об исследованиях, где мусор, грязь и граффити ведет к росту антисоциального поведения? Будьте добродетельны, пшик-пшик на вас.

Berg, J., Dickaut, J., & McCabe, K. (1995). Trust, reciprocity and social history. Games and Economic Behavior, 10, 122–142.

Liljenquist, K., Zhong, C.-B., & Galinsky, A. D. (2010). The smell of virtue: Clean scents promote reciprocity and charity. Psychological Science. 21, 381-383.


Не верь глазам своим

BBC Horizon - Is seeing believingСерия BBC Horizon показывает странный и удивительный мир иллюзий в фильме Is Seeing Believing? В фильме показано, как наши чувства могут обманывать нас и почему это происходит. От того, что мы видим, меняется то, что мы слышим, а цвет напитка влияет на наш вкус. Самое, пожалуй, интересное, это то, что в фильме, наконец-то показали фрагмент об эксперименте, проведенном в Германии несколько лет назад, который привел меня тогда в полный восторг – как исследователи “привили” человеку чувство магнитного поля земли. Удивительно, как наш мозг спокойно принял новую способность, которой мы вообще-то не обладаем по рождению, и стал ей пользоваться. Очень рекомендуется к просмотру.
Фильм доступен к просмотру на сайте BBC. Однако, если вы живете не в Европе, посмотреть там его не удастся. Однако есть тут, в нормальном качестве, и в HD качестве тут.


Good-N-Plenty

Good-N-PlentyОбнаружил в своих бумагах интересное интервью, с Аланом Хирш,  журналу Alternative and Complementary Therapies (Mason, 2005). Доктор медицины Алан Хирш – специалист по вкусовым и обонятельным чувствам, и возглавляет центр исследований в Чикаго.

В частности, он говорит, что задымленный воздух (то, что происходит сейчас в России) приводит к росту автодорожных происшествий и аварий. Причина в том, что водители становятся более агрессивны в условиях загрязненного воздуха.

Одна из сфер его интересов – секс. В многочисленных исследованиях, он с коллегами пытался выяснить, что может увеличить возбуждение, как у мужчин, так и у женщин. Они пробовали массу различных запахов – у мужчин самым возбуждающим оказался почему-то запах сдобной булочки с корицей. Возбуждение измерялось прибором, замеряющим кровоток в пенисе. В более позднем исследовании, выяснилось, что победителем стала комбинация запаха лаванды и тыквенного пирога. Второе место заняла комбинация запаха пончика с черной лакрицей. На третьем месте – комбинация тыквенного пирога и пончика. С женщинами оказалось немного сложнее, как всегда, но комбинация запаха лакричных конфет Good-N-Plenty (Hershey) и огурца победила всех. Кто из вас пробовал или хотя бы слышал о Good-N-Plenty?! А сложно найти американца, который бы не пробовал этих конфет. Так что не спешите растирать и смешивать огурец с ирисками “Золотой ключик”. Американские культурные особенности не подходят нам. В странах СНГ, возможно, самым возбуждающим был бы запах шашлыка и пива – ингредиентов, сулящих веселый вечер.

Что интересно, практически любой характерный запах увеличивал у мужчин кровоток в пенисе, а у женщин оказались запахи, которые наоборот, снижали кровоток в вагинальной области (и, соответственно, сексуальное возбуждение), и этими запахами оказались: запах вишни, жареного на мангале мяса, и мужской одеколон.

Mason, R. (2005). Exploring the potentials of human olfaction: An interview with Alan R. Hirsch, M.D., F.A.C.P. Alternative and Complementary Therapies, 11(3), 135-140.


Секс и эксплуатация

Орхидея, опыляемая осой

Сексуально возужденный Neozeleboria cryptoides на стебле орхидеи Chiloglottis trapeziformis.

Я продолжаю читать книгу о психологии обоняния (Gilbert, 2008), и не смог пройти мимо одного поразительного факта. Растения нуждаются в опылении, и, как правило, они платят насекомым за это пыльцой или нектаром. Орхидеи, однако, действуют по-другому. Зачастую они заманивают ярким цветом и сладким запахом еды, но ничего не дают. Другие поступают более беззастенчиво, но очень изобретательно. Как было обнаружено не так давно (Franke etal., 2009), одна австралийская орхидея, Chiloglottistrapeziformis, например, выделяет молекулы 2-ethyl-5-propylcyclohexan-1,3-dione, которые являются копией феромонов, выделяемых самкой осы Neozeleboriacryptoides. Одураченный самец осы летит к орхидее и пытается вступить с ней в сексуальные отношения, пачкается в пыльце, потом улетает, чтобы тут же попробовать это с другим цветком. В результате орхидея опылена, а самец… А что самец? Похоже, никому до него дела нет, да и, будучи осой, он, наверное, не имеет физической возможности расстраиваться и переживать.

Franke, S., Ibarra, F., Schulz, C. M., Twele, R., Poldy, J., Barrow, R. A., Peakall, R., Schiestl, F. P., & Francke, W. (2009). The discovery of 2,5-dialkylcyclohexan-1,3-diones as a new class of natural products. Proceedings of the National Academy of Sciences, 106(22), 8877-8882.

Gilbert, A. N. (2008). What the nose knows : the science of scent in everyday life (1st ed.). New York: Crown Publishers.

Фото: Rod Peakall.


Странно, но факт

марихуанаОдна из книг, которую я сейчас читаю – о психологии обоняния, Эвери Гилберта, “Что знает нос”, и там наткнулся на забавное исследование.

В далекие 70-е прошлого века, канадские психологи из Университета МакГилл ( Pihl, Shea, & Costa, 1978) как-то попытались  создать отвращение у курильщиков марихуаны путем добавления в косяк человеческих волос, и выработки таким образом условного рефлекса. Вы все представляете, как это может пахнуть, и когда-то это был популярный прикол над друзьями – добавить в сигарету кусочек ногтя.  Идея, в принципе, понятная, – вкусив отвратительный запах, и связав его с действием – курением марихуаны, человек должен был бы выработать негативное отношение к наркотику.

Сначала испытуемым давали покурить настоящую марихуану, некоторым – довольно сильную, другим – послабее. Затем им давали покурить пласебо-сигарету с добавлением волос. Косяк содержал марихуану, очищенную от тетрагидроканнабинола – действующего вещества марихуаны, который и дает наркотический эффект. Ожидалось, что такая сигаретка станет вызывать подавление желания и отвращение к марихуане. Вопреки этой гипотезе, все, кто курил папироску с добавлением волос говорили экспериментаторам, что эффект гораздо сильнее, чем от предыдущего косяка. Обескураженные ученые проверяли пульс, который, как было выяснено в предыдущих исследованиях, говорит об интоксикации – чем он выше, тем сильнее эффект от марихуаны. У участников пульс был понижен, что физиологически говорит об отсутствии интоксикации, однако люди говорили о мощном эффекте этой волосяной сигареты! В другом эксперименте, ученые уже сказали испытуемым о том, что в сигарету добавлены волосы, наверное, чтобы как-то вернуть к жизни свою гипотезу, но ситуация оставалась точно такой же. Авторы не дали никаких категоричных заключений о причинах возникновения такой загадочной истории.

Интересно, что иногда исследования могут привести к неожиданным открытиям, и, в данном случае, феномен, обнаруженный психологами, мог бы стать одним из шагов на пути создания абсолютного плацебо-наркотика. Представьте себе, что утилизируя какие-то наши когнитивные способности, мы могли бы, взяв, например, морковку, получить от нее совершенно улетные ощущения!

Gilbert, A. N. (2008). What the nose knows : the science of scent in everyday life (1st ed.). New York: Crown Publishers.

Pihl, R., Shea, D., & Costa, L. (1978). Odor and marijuana intoxication. Journal of Clinical Psychology, 34(3), 775-779.

Фото отсюда.