
На протяжении десятилетий мир с надеждой вглядывался в так называемые «голубые зоны» – регионы, где, как считается, проживает необычайно большое количество долгожителей, особенно столетних людей. Эти места высоко ценились исследователями, стремящимися раскрыть генетические факторы и факторы образа жизни, влияющие на долголетие. Однако, как выясняется, сама концепция «голубых зон» — весьма шаткая конструкция, и не все ученые убеждены в их реальном существовании.
Идея о существовании районов с высокой концентрацией долгожителей не нова. Эту идею “продали” Илье Мечникову с горцами, которые едят йогурт и от того живут невероятно долго. Сама индустрия йогуртов обязана этой идее, несмотря на то, что, как выяснилось, горцы оказались не долгожителями, а йогурты — не супер пищей. В 1973 году врач Александр Лиф описал такие популяции в Советском Союзе, Эквадоре и Пакистане, где, по его данным, столетних людей было в 10 раз больше, чем в западных странах. Однако последующие проверки данных выявили повсеместное искажение возраста, часто из-за стремления людей преувеличить свой возраст для повышения социального статуса или привлечения местного туризма. В 1981 году Лиф признал эти проблемы и согласился, что заявления об экстремальном долголетии были ошибочными.
Ситуация начала меняться с появлением исследований врача Джанни Песа из Университета Сассари в Италии. В 1999 году он представил данные о необычайном долголетии в провинции Ольястра на Сардинии. Изначально скептически настроенный Мишель Пулен из Католического университета Левена в Бельгии вместе со своими коллегами предпринял попытку проверить данные Песа, используя официальные документы, записи переписей, свидетельства о рождении, смерти и браке, а также интервью с самими столетними жителями и их семьями. Пес и Пулен использовали синюю ручку, чтобы отмечать на карте места, где возраст был подтвержден, что привело к появлению «синего кольца» с подтвержденным большим числом людей экстремального возраста. Так Сардиния стала известна как «голубая зона».
Тем временем, журналист Дэн Бюттнер, который в 2005 году опубликовал популярную статью в National Geographic, популяризировал эту концепцию, включив в список Сардинию, Окинаву (Япония) и городок Лома-Линда (Калифорния). Позднее, объединившись с Песом, Пуленом и другими исследователями, группа выявила другие «голубые зоны» на полуострове Никоя в Коста-Рике, греческом острове Икария и Карибском острове Мартиника. По словам Пулена, чтобы считаться «голубой зоной» сегодня, необходимо иметь подтверждающие данные, показывающие, что по крайней мере 1 из 50 человек доживает до 100 лет.
Множество исследований пытались найти причины долголетия в этих регионах.
- Одно исследование на Сардинии, проведенное Песом, Пуленом и их коллегами, показало, что очаги долголетия часто встречаются в более изолированных горных районах острова. Они предположили, что такая изоляция, низкая иммиграция и потенциальное инбридинг могут создавать меньший генофонд, что, возможно, приводит к появлению генетических черт, защищающих людей от заболеваний, связанных со старостью.
- Другое исследование 2019 года указывает, что люди в сардинской «голубой зоне» чаще обладали специфическим вариантом рецептора горького вкуса TAS2R38, связанным с меньшей тягой к жирной пище и более эффективной иммунной системой.
- Исследования также предполагают, что варианты генов, связанные с лучшим здоровьем митохондрий, могут способствовать долголетию. Например, у икарийцев чаще встречается ген ApoE2, который защищает от болезни Альцгеймера. Однако у суперстолетних людей на Окинаве, наоборот, наблюдалась повышенная вероятность обладания вариантом гена, предрасполагающим к развитию болезни Альцгеймера.
Дэн Бюттнер, в свою очередь, предлагает список из девяти факторов, которые, по его мнению, способствуют развитию популяций «голубых зон»:
- Высокая повседневная активность (например, ходьба, подъем по лестнице).
- Наличие жизненной цели.
- Снижение стресса.
- Умеренное потребление калорий.
- Растительная диета.
- Умеренное ежедневное потребление алкоголя (предпочтительно сардинского вина Cannonau).
- Вовлечение в духовность.
- Семейные ценности.
- Активная социальная жизнь.
По мнению Бюттнера, ключевой вывод заключается в том, что нет быстрых решений для долголетия: «Единственное, что работает, это то, что вы будете делать почти каждый день на протяжении десятилетий. Люди в голубых зонах живут долго, потому что они живут в условиях, которые управляют их бессознательными решениями — каждый день на протяжении всей жизни».
Большинство этих поведенческих моделей, за исключением употребления алкоголя, имеют научное обоснование пользы для здоровья. Однако пока никто убедительно не доказал, что именно они являются секретом экстремального долголетия, которое, как считается, происходит в «голубых зонах».
Крупный скандал разразился, когда Сол Ньюман из Университетского колледжа Лондона заявил, что «самый большой секрет голубых зон заключается в том, что они не существуют». Он утверждает, что данные, лежащие в основе этих заявлений, не поддаются проверке и полны ошибок, а иногда и откровенного мошенничества.
Ньюман указывает на несколько способов возникновения этих ошибок:
- Мальчики могли преувеличивать свой возраст для вступления в армию.
- Люди забывают свой возраст при заполнении форм.
- Некоторые не сообщают о смертях, чтобы мошеннически получать государственные пособия, например, пенсии. Так, в Греции, в 2012 году было сэкономлено 1 миллиард долларов пенсионных выплат после обнаружения 200 тысяч человек, не имевших на них права или умерших.
- Ошибки в документах могут переноситься из поколения в поколение, делая их «необнаружимыми», если документы последовательно ошибочны.
Ньюман проанализировал данные из нескольких национальных баз данных и пришел к выводу, что регионы с наибольшим количеством столетних людей в основном находились в странах с ненадежными свидетельствами о рождении, высоким уровнем бедности, отсутствием централизованного правительства или коммунистической диктатурой, а также активно участвующих в войнах или геноциде. Например, в Пуэрто Рико система выдачи свидетельств о рождении была настолько коррумпирована кражами и подделками, что ее пришлось перезапускать заново.
Ньюман утверждает, что «выделенные «Голубые зоны» Сардинии, Окинавы и Икарии соответствуют регионам с низкими доходами, низким уровнем грамотности и высоким уровнем преступности – и также имеют более короткую продолжительность жизни относительно их соответствующих национальных средних показателей». Он называет это «поразительным»: «Относительная бедность и короткая продолжительность жизни оказываются неожиданными предсказателями статуса столетнего». За эту работу Ньюман получил «Шнобелевскую премию» (Ig Nobel) в 2024 году.
Исследователи «голубых зон» решительно опровергают заявления Ньюмана. В публичном письме 2024 года они описали свои методы проверки возраста столетних людей, включая использование баз данных гражданского состояния, рукописных записей, генеалогической реконструкции, интервью и перекрестной проверки данных с братьями и сестрами. Они настаивают на том, что исключительное долголетие людей в «голубых зонах» хорошо задокументировано, называя работу Ньюмана «этически и академически безответственной».
- Джанни Пес сказал, что он потрясен тем, что спустя почти 25 лет кто-то оспаривает существование долгоживущих популяций.
- Бюттнер указывает, что, несмотря на заявления Ньюмана о ненадежности свидетельств о рождении в Коста-Рике, Организация Объединенных Наций с 1961 года считает систему регистрации рождений и смертей там безошибочной и «полной».
- Мишель Пулен, хотя и признает трудности в проверке возраста, твердо стоит на своем исследовании, утверждая, что лично посетил 200 столетних людей и проверил их возраст множеством способов, имея «полную убежденность, что они действительно столетние на основе документирования их жизни».
- Демограф Марилия Непомучено также поддерживает аккуратность работы Пулена, подчеркивая, что его статьи полны деталей, позволяющих читателю отслеживать все шаги и выявлять потенциальные проблемы.
Сага о «голубых зонах» также выявила разногласия между ее первооткрывателями. Дэн Бюттнер и Мишель Пулен разошлись, и теперь Пулен ведет свой собственный веб-сайт о «голубых зонах». Также возникли вопросы относительно включения Лома-Линды (Калифорния) в список «голубых зон». Сообщалось, что Бюттнер первоначально добавил ее по просьбе редактора National Geographic, который хотел «американскую голубую зону». Хотя Бюттнер утверждает, что эти сообщения были неверно истолкованы, и он включил Лома-Линду на основе данных, показывающих, что члены Церкви адвентистов седьмого дня живут на семь лет дольше, чем их калифорнийские сверстники. Бюттнер построил успешный бизнес на «голубых зонах», продавая свои многочисленные книги, курсы кулинарии и другие медиапродукты. Он продал свой сайт о «голубых зонах» как раз той самой общине адвентистов.
Туристический офис Сардинии активно использует концепцию “голубых зон” для развития туризма, даже для продвижения местного вина: “Вино Каннонау — настоящий эликсир долголетия, который содержит в три раза больше антиоксидантов, чем другие красные вина, что обеспечивает пользу для сердечно-сосудистой системы почти в десять раз выше, чем у других сортов вина, выращиваемых в других регионах Италии”. Вино — неплохое, но это обычный Гренаш, который неотличим от такого же испанского или французского.
Многие исследователи, включая Бюттнера и Пулена, подозревают, что большинство, если не все, «голубые зоны» исчезнут, поскольку их жители все больше переходят на западный образ жизни и диету, связанные с худшими показателями здоровья. Мартиника, и Окинава больше не являются «голубыми зонами», и Икария и Никоя, вероятно, не отстают. Ньюман считает, что уменьшение числа долгожителей на Окинаве «подтверждает его утверждения об исторически недействительных данных»: «Окинава была найдена как «Голубая зона» 20 лет назад. Что такое могло случиться, чтобы все 80-летние вдруг отказались от пожизненных привычек здорового питания? Это не имеет смысла».
Советы, которые были выданы на основе наблюдений в Голубых зонах — стоят ли они бумаги, на которой их напечатали?