Чутье кинолога и собаки

Кинолог с собакойВсе чаще на транспорте мы можем видеть патрули с собаками, задача которых — обнаружить взрывчатку, или наркотики. Недавнее исследование (Lit, Schweitzer, &  Oberbauer, 2011) в журнале  Animal Cognition показало, что поведение и убеждения человека (кинолога) влияет на работу собаки-ищейки. Восемнадцать команд, состоящих из кинолога с собакой, обученных и сертифицированных на поиски взрывчатых и/или наркотических веществ, выполнили четыре коротких сценария, по одному в каждом помещении. В первой комнате исследователи ничего не делали, и позволили командам “найти” что-то подозрительное. Во втором помещении листок красной бумаги, размером чуть меньше А4 был прикреплен к шкафу, в третьей комнате – вкусные копченые сосиски были спрятаны (чтобы привлечь/отвлечь собаку), в четвертой – в двух разных местах были спрятаны сосиски, и в одном месте к ним была прикреплена красная бумага.

Кинологам сказали, что в каждом помещении будут находиться как минимум три места, помеченные запахом – таким, на который натренированы их собаки. Эти запахи могут быть маркированы листом красной бумаги, также было сказано им. Однако, на самом деле, никаких веществ, содержащих взрывчатку или наркотики (и соответствующие запахи) исследователи не использовали. Команды совершили 225 ложных тревог – и чаще всего реакция была на красную бумагу, вне зависимости от того, были вместе с ней сосиски или нет. Наименьшее число ложных тревог было совершено в первой комнате, где ничего привлекающего внимания не было.

Это означает, как вы понимаете, то, что чаще всего собака чуяла что-то подозрительное тогда, когда что-то подозрительное “чуял” ее кинолог. И, как всякий человек, он ошибался, очень часто. Иными словами, поиск собакой ищейкой был в больше степени под влиянием кинолога, чем собаки. Его ошибочное убеждение определяло и результаты поиска.

Lit, L., Schweitzer, J.B. &  Oberbauer, A. M. (2011). Handler beliefs affect scent detection dog outcomes. Animal Cognition. Published online: 12 January 2011.

Добавить комментарий