Абстрактная мораль

вот так встречают какого-то попаАбстрактная мораль – этическая категория, которая говорит о должном, нормативном поведении человека. Религия, например, – проповедник абстрактной морали, и образцом этого служат, например, десять заповедей. Исполнить и следовать им может некое супернатуральное неземное существо, но не человек, и поэтому он обречен постоянно быть аморальным и греховным. Очень удобно для управления.
Противоречие между конкретной моралью и абстрактной можно проиллюстрировать, например, таким примером: молодой человек убивает девушку, и, по абстрактной морали, он – убийца, однако если он – полицейский, а она – вооруженный преступник, оказывающий сопротивление, или они оба – солдаты воюющих армий – это исполнение им своих обязанностей.

Лицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. Примером служат опять же определенные религиозные  деятели – они требуют от общества следования принципам абстрактной морали, но сами ведут себя отнюдь не так.

Ну вот, с терминами мы разобрались, посмотрим на психологические исследования. В серии экспериментов, ученые (Lammers & Stapel, 2011) вменяли одним испытуемым абстрактное представление о морали, а другим – более конкретное. Затем предлагалось оценить аморальное поведение, как другого человека, так и свое. В итоге, те, кто размышлял абстрактно, осуждали поведение других людей более сурово чем свое, то есть вели себя лицемерно. Люди с конкретным отношением к морали так не делали. Природа лицемерия стала более понятна – такое поведение возникает, когда люди принимают более абстрактную позицию для оценки моральных вопросов. И главное: абстрактная мораль – это не высокая, не высшая и не лучшая разновидность морали, а как раз наоборот.

NB. Говоря о каких-то религиозных деятелях, я имею в виду совершенно конкретных, а не абстрактных попов :)

Lammers, J., & Stapel, D. A. (2011). Abstraction increases hypocrisy. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 23 July 2011. doi:10.1016/j.jesp.2011.07.006.

Фото отсюда.

Добавить комментарий