Уже давно мы разработали и запустили приложение Food game: лучше чем диета. Четыре мини игры и другие функции в игровой форме тренируют контроль над импульсивным поведением. В результате, человек, поиграв совсем немного, начинает чаще выбирать полезную еду и легче может отказываться от излишеств или высококалорийной еды.
Это приложение не ставит целью начать ненавидеть и навсегда отказаться от мяса, в особенности шашлыков, бургеров и пончиков, и шашлыков. Или я уже говорил про шашлыки? Не отказываться, просто научиться лучше контролировать себя. Если захотелось пончик, или к примеру, сочный шашлычок — да съешь ты его ради бога. Другое дело, что есть по пять пончиков в день каждый день — это действительно не очень полезно. Зло же ведь происходит не от употребления плохой вещью, а от злоупотребления хорошей. За исключением шашлыков, конечно.
Но появилась идея сделать ещё одну программу, которая как раз приводила бы к полному отказу от какой-то еды. Были идеи, как это сделать и получилось сделать прототип. Программа получила условное название Гитлербургер – ведь она должна была приводить к пламенной ненависти к бургерам. Потом, в страхе, что недалеко от бургеров находятся шашлыки, и они могут пострадать, решено было выбрать абсолютного врага. Им стал сахар, но название операции не менялось.
Я играл, иногда по полчаса за раз, пил сладкий чай с круассанами, и наблюдал за собой. Ждал момента, когда захочется выплюнуть эту еду, и от самой мысли о сладком станет тошнить. Месяца два не происходило вообще ничего, и я менял разные параметры, потому что по идее, эффект должен был быть практически моментальным. Это одна из привлекательных характеристик программы — что эффект наступает сразу, мощно, и вне зависимости, веришь ты в него или нет. Мы знаем, что мозг может поменять предпочтения очень быстро.
Эффект пришел, в конце концов, зато мощно — меня действительно начало тошнить. Правда, от чего попало, от случайных вещей, без видимой закономерности, но только не от сладкого. Без шуток, иногда бывало так плохо, что становилось страшно. Я прекратил играть, сдался и отполз на начальные позиции. Ну как начальные — эти месяцы эксперимента прибавили мне сантиметры в талии и несколько кило.
Сейчас вроде как понятно, что пошло не так, и ошибки кажутся очевидными. Иногда вещи, которые по всей логике должны были бы работать, берут и не работают. Зато, если ты чем-то упорно занимаешься, ты всегда извлечешь какую-то пользу. По сути из этого получилась мини-программка для экспресс-активации некоторых эшелонов иммунной системы, хотя это надо еще проверять. Другой урок – что дифференциация категорий у нас весьма точная. Различать, например, плохого человека и плохую вещь, и, соответственно, по-разному реагировать на них — легко. Но обнаружилась разная реакция на плохие часто употребляемые съедобные вещи и плохие не часто употребляемые вещи, и это как бы не и находка вовсе, но прочувствовать самому — совсем другое дело. Другая интересная штука с категориями – это как они живут во времени. Знаете классический пример феномена Зейгарник, когда официант помнит вас и ваш заказ, пока вас обслуживает, но забывает тут же, когда вы расплатились. И вот оказывается, что в зависимости от ситуации, это забывание, или прекращение активности категории заканчивается за миллисекунды. Вы уверены, что мозг свяжет события, идущие друг за другом, а он не связывает.
Родились новые идем и вскоре будет готова новая программа, и уж она-то точно должна сработать! Только вот с названием пока не определился: нужно же назвать как-то значимо, и чтоб противно было.
Кстати, поиски нового решения той же задачи привели меня к некоторым любопытным штукам, о которых я расскажу в следующей заметке Вестей с полей.