Category Archives: Технология веры

Сожми его крепче

сжать кактус

Метод функциональной ближнеинфракрасной спектроскопии (functional near-infrared spectroscopyfNIR), набирает популярность: он работает на тех же принципах, что и функциональная томография, но он компактный, относительно дешевый и бесшумный. Минусы у него тоже есть, например, свет не может проникать глубже 4 сантиметров в мозг. Это все к тому, что мы будем наблюдать больше исследований, которые покажутся смешными для людей, видящих в науке лишь происки эксцентричных британских ученых, а суть заключается в том, что доступность метода позволяет исследовать и сам метод, и гипотезы, которые можно проверять быстрее и дешевле.

Как раз, используя этот метод, австрийские и германские психологи (Wriessnegger et al., 2018) попросили одну группу людей мысленно сжать несколько раз резиновый мячик, а другую – кактус (!), возможно так, как это делает парень на фото.

Что выяснилось: воображаемое сжимание кактуса ( в отличие от сжимания мячика) вызвало неприятные ощущения у людей, и активацию регионов, которые входят в так называемую «матрицу боли», где различные виды боли регистрируются мозгом. Иными словами, что для стороннего наблюдателя за мозгом было бы сложно понять, сжимает человек кактус в воображении или в реальности.

Воображение – крутая способность, и это очень милое исследование вызывает множество смелых идей. О некоторых подобных экспериментах я писал ранее: Будущее настолько светло, что стоит надеть очки  и  Воображаемое плацебо.

Wriessnegger, S. C., Bauernfeind, G., Kurz, E.-M., Raggam, P., & Müller-Putz, G. R. (2018). Imagine squeezing a cactus: Cortical activation during affective motor imagery measured by functional near-infrared spectroscopy. Brain and Cognition, 126, 13-22.


Умирать за веру легко, но есть идеи получше. Технология веры в ста томах

китайский зодиакПродолжение цикла статей. Другие здесь.

То, во что мы верим, может, к сожалению, нас убивать, в буквальном смысле, и делать это незаметно и невзначай. Если вы самозабвенно верите в китайскую астрологию сейчас, или склонны поверить в нее в ходе чтения, то чтение статьи может существенно сократить вам жизнь.

В 1993 году было проведено обширное исследование (Phillips et al.), изучившее смерть 28,169 американцев китайского происхождения и почти полмиллиона белых американцев, проживающих в Калифорнии.

Оказалось, что американцы китайского происхождения умирали раньше других (на 1,3 – 4,9 года) при двух условиях: 1) если они родились в год, который китайская астрология считает неблагоприятным, и 2) если у них было соответствующее этому году заболевание.

Например, из 3,041 китайцев, умерших от рака лимфатической системы, те, кто родились в год Земли, согласно китайской медицине, подвержены заболеваниям, связанным именно с этой системой, умирали в среднем в возрасте 59,7 лет. Рожденные в другие года – в возрасте 63,6 лет.
Респираторная система и легкие – год Металла. Заболевания легких (эмфизема, пневмония, астма) и год Металла в совокупности давали возраст смерти в 66,9 лет. Такие же заболевания в другой год – 71,9 лет, на 5 лет больше!

Такого эффекта не наблюдалось у белых американцев, и это можно объяснить только приверженности китайцев своим родным культурным традициям и нормам. Это не китайские гены, но китайские идеи. Ученые использовали один из методов проверки таких убеждений: например, строгая китайская традиция против аутопсии (посмертного вскрытия), и статистические данные по аутопсии показали, что, конечно, китайцы в разной степени следуют традициям. Чем точнее человек следовал китайским традициям в этом аспекте, тем быстрее он умирал от комбинации заболевания и года рождения.

Но ведь интересно, что нельзя сказать, что они тратили на эти культурные традиции время и силы, они просто подспудно знали традиционное соответствие болезней и года рождения: кусок информации меньше по объему и смыслу, чем таблица умножения. Но, чтобы вы прониклись, как я – этого было достаточно, чтобы существенно сократить свою жизнь (или продлить ее, в случае если человеку повезло не проникнуться идеями).

Зловещие, неприятные, и смертельно опасные идеи – их наш мир породил достаточно. Есть ли позитивные идеи, которые продлевают нашу жизни и молодость, также не требуя взамен фанатичной веры и огромных затрат? Они, конечно, есть, и их можно исследовать, но не это даже кажется мне важным сегодня. Зачем нам отыскивать какие-то представления, и пытаться выжать из них позитивное, порой в случайных и неконтролируемых дозах? Что мешает создавать категории и концепции с заранее продуманным эффектом? То есть, без аллегорий и метафор проектировать концептуальное будущее так, в соответствии с нашими желаниями. Концептуальное будущее тем и хорошо, что не требует воплощения в реальность, или соответствия реальности, само по себе: ведь понятно, что земля, воздух или металлы никак не привязаны к хронологическим датам, также и как системы организма не имеют отношения к поэтическим стихиям. Концептуальное будущее живет в мире идей, но его эффект и проекция на реальную жизнь могут быть столь же измеримы и ощутимы.

Phillips, D. P., Ruth, T. E., & Wagner, L. M. (1993). Psychology and survival. Lancet, 342(8880), 1142-1145.


Покемоны и интуиция. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Седьмая

Pokemon MetapodОтношение к чему-то может строиться мириадами способов и путей. Как сознательным образом, так и бессознательным. Например, прочитав массу историй о неприятном поведении людей, объединенных тем, что они состоят в какой-то партии, мы формируем свое отношение ко всем членам этой партии, например, ПЖиВ, и делаем это совершенно сознательно. С другой стороны, привлекательная и сексуальная модель в рекламе рядом с новым напитком, создает по ассоциации,  вполне благоприятное впечатление об этом продукте. Последний пример – оценочное кондиционирование, то есть перенос свойства с одного объекта на другой, первоначально нейтральный. Это автоматический процесс, не требующий участия сознания.

Один из первых экспериментов был сделан еще в 30 годах прошлого века, когда психологи читали политические лозунги, выдавая людям обеды, некоторым – бесплатные. И те, кто получал обед бесплатно, был более склонен соглашаться с сообщением в лозунге (Razran, 1938).

Есть протокол исследования, который изучает оценочное кондиционирование, с использованием фигурок Покемонов. Так, например, на экране монитора показывают две пары Покемонов одновременно – слева и справа. Под картинкой Покемона – его имя, а ниже – слова: например, «плохой» или «прекрасный». Под словами – картинка, скажем, щенка или мороженого, или, негативная, вроде человека с ножом или таракана. Людей просят нажимать на кнопку на клавиатуре только тогда, когда они увидят определенного Покемона, скажем Metapod, изображенного в начале статьи. Эта задача якобы на скорость распознавания и реакции, но ее настоящая цель – оценочное кондиционирование. Затем участникам эксперимента предлагается другая задача – оценить показываемые Покемоны как приятные или неприятные персонажи. И им показывают много Покемонов одного за другим. Как вы догадались, те Покемоны, которые были ассоциированы либо с позитивным словом и образом, получали больше оценок как приятные, а негативно-ассоциированные Покемоны – соответственно, неприятные (Olson & Fazio, 2001). Эти эксперименты – свидетельство того, что наше отношение к чему-то может успешно и незаметно для нас формироваться абсолютно имплицитно, без участия сознания.

Недавние эксперименты (Kendrick & Olson, 2012), используя тех же самых Покемонов, показало, что оценочное отношение, рождающееся имплицитно, очень похоже на интуитивное суждение. Когда людям говорили, что у них хорошее чувство интуиции и им надо принимать решения, полагаясь на свое чутье, то они ярче выражали свое оценочное отношение. То есть, сформированное в подсознании отношение, принимало форму интуитивной догадки, если разрешать себе это делать. Такая же картина происходила, когда людям говорили или напоминали, что они эксперты в этой области. А вот в случаях, когда предлагалось рационально принять решение, уже имеющееся в подсознании информация использовалась в меньшей степени.
Так, например, в известном эксперименте, экспертов просили предсказывать исход баскетбольных матчей, и они это делали, весьма успешно. Однако когда их дополнительно давать объяснения, почему они так думают, то качество предсказаний падало (Halberstadt & Levine, 1999).

Что это означает: у вас есть уже сложившиеся массивы знаний, полученных имплицитно, особенно в областях, с которыми вы связаны многолетней практикой. Чтобы задействовать их, вам надо поверить в свои чувства и эти знания могут выплыть в вашем решении. Это однако не исключает того факта, что то, что вы знаете подсознательно, может быть и неверно. А вот чтобы увеличить вероятность верности суждений, проистекающих из этого скрытого имплицитного массива знаний, надо так же как в эксперименте позволить себе обрабатывать, довольно быстро большой объем информации по выбранной вами области. Скажем, чтобы получить хорошее дизайнерское чутье, можно просматривать тонны журналов и сайтов, заведомо хорошего качества. Тогда в нужный момент вы сможете положиться на свою интуицию, и она вас не подведет.

Halberstadt, J.B., & Levine, G. (1999). Effects of reasons analysis on the accuracy of predicting basketball games. Journal of Applied Social Psychology, 29, 517-530.

Kendrick, R. V., & Olson, M. A. (2012). When feeling right leads to being right in the reporting of implicitly-formed attitudes, or how I learned to stop worrying and trust my gut. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.05.008]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 30 May 2012.

Olson, M. A., & Fazio, R. H. (2001).  Implicit attitude formation through classical  conditioning.  Psychological Science, 12, 413-417.

Razran, G.H.S. (1938). Conditioning away social bias by the luncheon technique. Psychological Bulletin, 37, 481.


Когда вам кажется, что вы пьяны, вам кажется, что вы обаятельны. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Шестая

плакат против женского пьянстваМеждународная команда психологов из Канады, Нидерландов, Франции и США поставили замечательные эксперименты, отталкиваясь от предыдущих исследований по теме опьянения (Bègue et al., 2012). Да, действительно, когда мы пьяны, другие люди действительно кажутся нам более привлекательными.

Первый эксперимент психологи провели в условиях реальной жизни: в баре в Гренобле, Франция. 19 клиентов бара попросили оценить свои привлекательность, ум, оригинальность и чувство юмора, до первой рюмки. После свободной программы по выпивке, у них собирались данные алкогольного опьянения, посредством анализатора дыхания. Результат подтвердил гипотезу, что чем больше выпивают люди, тем симпатичнее они себе кажутся.

Второй эксперимент был тщательнее и скрупулезнее подготовлен. Около ста французов участвовали в нем, которым сказали, что они будут тестировать новый напиток одной компании. Им и в самом деле предлагали холодный коктейль из грейпфрута, лимонного сока, гранатового сиропа и мяты. Половине людей в коктейль добавляли почти 60 грамм чистого спирта, чтобы достигать показания алкоголя в крови на уровне 1 промилле. Это 1 грамм на литр и классифицируется как лёгкая степень опьянения. Каждую группу – с алкоголем и без, разделили условно еще пополам – одним сказали, что в напитке есть алкоголь, другим – что нет. Вообще, эксперименты с алкоголем и плацебо-алкоголем делать крайне сложно, потому что люди – не дураки, и чувствуют, есть алкоголь или нет, и ученые предприняли множество мер, чтобы этого избежать. Кроме того, данные тех, кто догадался, не стали учитывать в подсчеты результатов.

Людям давали 10 минут чтобы выпить напиток, затем 5 минут – чтобы написать рекламный текст для компании, производящей этот напиток, потом еще 15 минут – на оценку напитка. Время давалось, кроме прочего, и на то, чтобы алкоголь, у кого он был в напитке, мог достичь эффекта. Затем участник эксперимента выходил на сцену и сообщал свою рекламу, и его в это время снимали на видео. Видео ему тут же показывали, и он оценивал, насколько привлекательный, умный, оригинальный и смешной он был.

Позже все видео были оценены независимой группой из 22 человек, которые, разумеется, не знали, что сказали человеку и был ли в его напитке алкоголь.

И вот что выяснилось:

Люди, которые думали, что пили алкогольный напиток, казались себе гораздо более обаятельными, чем те, кто думал, что алкоголя не пил.
Самое интересное, что был ли алкоголь в напитке или нет, роли существенной не играло. Группа судей, анализировавших видео, не нашла отличий в обаянии в зависимости от алкоголя.

Иными словами – чувство, что после алкоголя мы становимся остроумнее, обаятельнее, смешнее и умнее – иллюзия. И мы попадаем в эту иллюзию даже тогда, когда нам кажется, что мы пьяны. Вполне вероятно, что некоторые и пьют, чтобы почувствовать себя лучшим человеком, чем на самом деле. Но, как видите, для этого, даже не нужно пить!

Bègue, L., Bushman, B. J., Zerhouni, O., Subra, B., & Ourabah, M. (2012). ‘Beauty is in the eye of the beer holder’: People who think they are drunk also think they are attractive. British Journal of Psychology. Article first published online: 15 May 2012. DOI: 10.1111/j.2044-8295.2012.02114.x.


Постучи по дереву, если веришь. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Пятая

кубик-головоломкаЯ – скептик, но с пониманием отношусь к умеренной практике суеверий. Так, например, если человек забыл что-то дома, и вынужден вернуться, то одно из суеверий говорит ему посмотреть в зеркало. И я считаю, что это неплохой совет – ситуация показывает, что человек рассеян, не собран, и вполне может не быть готов к выходу на улицу. Возможно, взгляд на себя поможет ему немного собраться.

Предыдущие исследования показали, что люди склонны следовать суевериям, когда они чувствуют неуверенность, высокий уровень психологического стресса и низкий уровень контроля над ситуацией (Whitson & Galinsky, 2008). А такие переживания люди часто получают в ситуациях, когда очень важно быть собранным и показать лучшее, на что они способны: в ходе спортивных соревнований, на экзаменах, на концертах, при важных переговорах и т.п. Не случайно, что именно студенты, артисты и спортсмены чаще других практикуют суеверия. Что приводит к практике суеверий было понятно, но каков эффект от их использования? Именно это и захотели узнать психологи из Университета Кёльна (Damisch, Stoberock, & Mussweiler, 2010).

Влияние счастливого мячика в игре в гольфВ первом эксперименте участникам давали задание закатить мячик для гольфа в лунку патером, короткой клюшкой для ударов накатом (putter). Участники были разделены на две группы. Одним говорили – «вот вам мячик, который все используют», а другим – «вот вам мячик, и он очень счастливый». Участники выполняли 10 ударов с расстояния в 1 метр. Экспериментаторы подсчитывали, сколько мячиков закатит в лунку каждый участник. И на графике слева видно, что получилось.

скорость решения головоломки с талисманом и безВторой эксперимент был таков: 50 студенткам давали головоломку вроде той, что в начале статьи. В кубике 36 металлических шариков, и манипулируя им, надо поставить их все в 36 лунок. Одной группе говорили, что за них будут «болеть» (по-немецки: den Daumen drücken), второй: «мы за тобой будем смотреть» (условие, похожее по звучанию, но лишенное смысла суеверия), а третьей – «по сигналу – начинай!». И смотрите, как суеверие помогло справиться с головоломкой гораздо быстрее.

Для третьего эксперимента, ученые попросили будущих участников принести с собой талисманы. Людей просили выполнить задачи на память, причем у половины талисманы под хитрым предлогом забрали. И в этом случае, те, кто выполнял тест с талисманом, справились лучше. В четвертом эксперименте люди с талисманами решали анаграммы и опять же, справлялись лучше, чем те, кто был без него.

Ну что? Это все показало две вещи:
1) Когда у тех, кто верит в суеверия и талисманы, эта вера активируется, то это приводит к реальному улучшению деятельности.
2) Это улучшение объясняется увеличенным воспринимаемым уровнем самоэффективности, то есть увеличением веры в свои силы.

Damisch, L., Stoberock, B., & Mussweiler, T. (2010). Keep your fingers crossed! Psychological Science, 21(7), 1014-1020.

Whitson, J. A., & Galinsky, A. D. (2008). Lacking control increases illusory pattern perception. Science, 322, 115–117.


А вы думали, отчего ученые такие ученые? Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Четвертая

одежествленные способности«Дайте девушке правильные туфли, и она завоюет весь мир».
Мэрилин Монро.

Помните о том, что, помыв руки, мы становимся не только людьми с чистыми руками, но и морально чище? (Мойте руки!). И разнообразие факторов, которые влияют на наше поведение и мысли, продолжает поражать воображение. Вот и недавнее исследование развило понимание удивительного феномена влияния одежды на наше поведение (Adam & Galinsky, 2012).

Они назвали это enclothed cognition – одежествленные (от слова одежда) способности (перевод мой). Чтобы такие способности проявились, необходимо два условия: 1) одежда должна иметь для вас символическое значение (иметь значение на самом деле, даже если вы об этом и не догадываетесь), и 2) вы должны эту одежду носить. А условия эти выявились в ходе нескольких экспериментов.

В первом эксперименте, участникам, разбитым на две группы предлагалось выполнить тест Струпа (Stroop Test) Одна группа выполняла его в своей одежде, а вторая – в белом лабораторном халате. Экспериментаторы полагали, что халат активирует категорию ученого, с присущим ему вниманием к деталям и лучшей работой мозга. Но они не говорили этого участникам эксперимента. И, тем не менее, те, кто надевал халат «ученого», сделали в два раза меньше ошибок в тесте, чем те, кто был в своей одежде.

В другом эксперименте было уже три группы. Задача была простая, и всем хорошо знакомая – найти различия между двумя практически идентичными картинками. Такая задача требует удержания внимания, и хороша для сравнения – надо просто фиксировать время ее выполнения. Так вот, люди в одной группе надевали лабораторные халаты, в другой – точно такие же халаты, но им было сказано, что это халат маляра, и в последней группе люди лишь видели халат, лежащий на столе.

Лучше всех справились с задачей те, кто был в халате «ученого», затем те, кто лишь видел этот халат, и, на последнем месте – те, кто был в халате «маляра». Этот эксперимент был повторен, с небольшими изменениями: вместо халата на столе, группа писала короткое эссе о том, как они видят себя в лабораторном халате. Результаты были такие же, как и в предыдущем эксперименте.

Следующие эксперименты, которые планируют психологи, должны ответить на вопросы – сделает ли человека униформа пожарника более смелым, а одежды священника – более этичным? Вы можете предположить ответ прямо сейчас – ведь для этого вам нужно лишь знать, символизирует ли для вас одежда попа какие-то моральные принципы, или нет.

Adam, H., & Galinsky, A. (2012). Enclothed сognition. Journal of Experimental Social Psychology, DOI: 10.1016/j.jesp.2012.02.008.


А во что верил ваш учитель? Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Третья

математика в школеВот говорят: ну чем может повредить кому-то то, что человек верит в ангелов, астрологию и энергоинформационный обмен с потусторонним миром  и прочую хрень? И вот вам пример того, как даже менее экзотическое убеждение может менять жизнь других: учителя математики в школе, как правило, сформировали свои взгляды о математических способностях.  В подавляющем большинстве случаев, это так называемая фиксированная теория о математических способностях – то есть они либо есть у ребенка, либо, извините, нет, и ничего тут не поделаешь. Разумеется, теория может иметь разные степени радикальности в разных учительских головах, но суть одна. Что происходит вследствие этого, выяснили психологи (Rattan, Good, & Dweck, 2011).

Те учителя, в которых в голове сидит и работает эта теория, более быстро и категорично разделяют учеников на тех, у кого есть способности, и тех, и у кого нет. Это плохо, потому что по результатам одного теста выносить такие категоричные суждения нельзя. Они, в лучшем случае, утешают тех, у кого они не видят способностей, говоря им, что это нормально, не все разбираются в математике. В дополнение к утешению такому ученику могут давать и меньше заданий, и не требовать серьезных продвижений. Такой подход едва ли мотивирует изучать математику.

Сами ученики в результате этого начинают принимать фиксированную теорию способностей и свое неудачное и незначительное  место в математике. Да ладно бы только в математике – фиксированная теория способностей настолько проста и стройна, что ее хочется распространить и на другие сферы жизни, разве нет?

Rattan, A., Good, C., & Dweck, C. S. (2011). “It’s ok – not everyone can be good at math”: Instructors with an entity theory comfort (and demotivate) students. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 29 December 2011. doi: 10.1016/j.jesp.2011.12.012.