Category Archives: История

Ваш нос знает больше, чем думали ученые

способности человеческого обонянияВы, вероятно, слышали, что обоняние не так уж важно. В конце концов, по сравнению с собакой или даже мышью, обонятельная система человека занимает не так уж много места. А когда вы в последний раз нюхали землю вместе со своим собачьим компаньоном? В обзоре, опубликованном в журнале Science, нейробиолог Джон Макганн из Университета Ратгерса в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси, утверждает, что миф о несущественном носе — это огромная ошибка, из-за которой ученые пренебрегают исследованиями важнейшей и загадочной части нашего разума. Science связался с МакГанном, чтобы узнать больше о том, почему он считает, что наши носы знают больше, чем мы думаем. Обратите внимание, что интервью вышло до пандемии КОВИДа-19.

Многие из нас полагают, что наше обоняние почти беспомощно, особенно по сравнению с другими животными. Откуда взялась эта идея?

Я проследил эту историю до анатомиста и  антрополога 19 века Поля Брока, который заинтересовался сравнением мозгов различных животных. По сравнению с обонятельными луковицами, остальная часть человеческого мозга очень большая. Поэтому если смотреть на целые мозги, то луковицы выглядят как крошечные второстепенные детали, но если смотреть на мышь или крысу, то их обонятельная луковица кажется довольно большой. Можно почти простить Брока за то, что он думал, что для человека обонятельные луковицы не имеют значения, потому что они выглядят такими сравнительно маленькими.

Брока считал, что ключевой составляющей свободы воли является отсутствие принуждения к действиям со стороны запахов. Он считал, что запах — это почти грязная, животная вещь, которая принуждает к поведению. Запах заставляет животных заниматься сексом друг с другом. Поэтому он отнес людей к категории, не обоняющих – не потому, что они не могут чувствовать запахи, а потому, что у нас есть свобода воли и мы можем решать, как реагировать на запахи. Эта идея была подхвачена Зигмундом Фрейдом, который рассматривал обоняние как животное, которое должно быть оставлено, когда человек становится взрослым и рациональным. Так в психологии, философии и антропологии появились все эти различные пути, ведущие к предположению, что у человека нет хорошего обоняния.

Итак, какие доказательства должны заставить нас поставить под сомнение эти ранние предположения?

Уникальное исследование, проведенное несколько лет назад, подсчитало, что мы можем различать триллион различных запахов. В другом исследовании в Калифорнийском университете Беркли, ученые проложили тропу из запахов на поле. Затем они завязали глаза студентам и дали им наушники, чтобы они не могли использовать никакие другие органы чувств, кроме обоняния. Они обнаружили, что студенты вполне способны идти по следу запаха, проложенному в поле. В исследовании не проводились соревнования между людьми и собаками. Я думаю, собаки могли бы победить, но все же в зависимости от запаха. Главное, что это исследование показывает, что пределы человеческого обоняния еще не изучены.

Что люди хорошо чувствуют по запаху?

Если вы исследуете обычные запахи, которые могут быть даже очень похожи друг на друга, вы заметите, что люди будут наиболее чувствительны к одному, а собаки – к другому. Это необъяснимо без дополнительных данных. Но есть одна работа, в которой показан компонент запаха человеческой крови, к которому люди очень чувствительны.

Кровь? Но я никогда не замечал за собой способности чувствовать запах крови. Говорит ли это нам что-нибудь о том, что обоняние работает иначе, чем другие органы чувств?

Каждое чувство уникально и имеет свои особенности, ошибки и особенности в человеческом мозге. Одна из особенностей обоняния заключается в том, что обонятельная информация не проходит через «коммутатор», называемый таламусом, на пути к другим «думающим» областям мозга. Она поступает из носа в обонятельную луковицу, а оттуда непосредственно в обонятельную мозга, а также в такие места, как миндалина и гиппокампальная формация, которые участвуют в эмоциях и памяти. Очень часто запахи вызывают сильные воспоминания. Есть предположение, что это может быть связано подключением различных отделом мозга.

Другой фактор заключается в том, что природа запаха очень синтетическая. Большинство запахов в реальном мире — это смеси множества химических веществ. Чашка кофе содержит около 150 различных химических веществ… которые вы можете почувствовать. Но у вас нет 150 измерений восприятия – вы просто чувствуете запах кофе. Вы не можете думать о нем или обозначить его так же легко, как вы можете описать чашку, в которой находится кофе, или музыку, которая играет на заднем плане.

Итак, если мы не осознаем свое обоняние так, как осознаем свое зрение, почему оно должно нас волновать?

Многие люди теряют обоняние, и они действительно чувствуют это. Появляется все больше доказательств того, что потеря обоняния влияет на общее психологическое благополучие. Существуют некоторые ассоциации с депрессией и изменением чувства привязанности к другим людям. Но когда вы приходите к врачу и говорите: «Я потерял обоняние», врач обычно пожимает плечами и говорит: «Это очень плохо». На самом деле с этим мало что можно сделать, и нет большого понимания того, что является причиной этого.

Теперь, когда мы ведем эту беседу, как вы думаете, изменится ли заблуждение о том, что люди плохо чувствуют запахи?

Оно просуществовало 150 лет. Частично это связано с тем, что, если что-то попадает в учебники, его очень трудно вывести обратно.

Источник


Связь с прошлым: ИИ для поиска и сохранения исторических запахов Европы

сохранение исторических запахов

Ни одно чувство не способно вызвать такой эмоциональный отклик, как запах. Один запах сырого подвала, пыльного одеяла, спелой клубники или дымящейся пасты может мгновенно вызвать чувства и воспоминания, уходящие корнями в далекое прошлое. Однако, когда речь заходит о том, чтобы узнать об ушедших временах, мы почти не задумываемся об ароматах, которые когда-то царили в мире – галереи и музеи являются достоянием произведений искусства, которые привлекают наше зрение, редко напоминая нам о том, как пахли вещи – ароматные или дурманящие – когда наши предки ходили по земле.

В то время как идея сохранения сенсорного наследия тихо набирает обороты в культурной и музейной сфере, амбициозный проект направлен на изучение того, как запахи определяли сообщества в прошлом. ODEUROPA  — это первая общеевропейская инициатива по использованию искусственного интеллекта (ИИ) для создания библиотеки исторических запахов. Исследовательская группа планирует вернуть к жизни некоторые из этих ароматов 17-го и 18-го веков и сохранить их, либо найдя слова, которые точно их описывают, либо используя современные научные процессы для воссоздания этих запахов в лаборатории.

Одна из наших целей – сделать культурный опыт более осязаемым”, – объясняет Ингер Лееманс, профессор истории культуры и руководитель проекта ODEUROPA в Королевской академии искусств и наук Нидерландов (KNAW). Обоняние — это прямой путь к связи людей с прошлым. Мы хотим помочь людям узнать о той роли, которую оно играло задолго до их рождения, и сохранить эти запахи для будущего”.

ODEUROPA сосредоточилась на периоде между 1600 и 1920 годами, учитывая наличие изображений и текстов, не защищенных авторским правом, а также в связи с произошедшими крупными изменениями, такими как индустриализация и появление дезодорации. Этот период также богат обонятельными данными, поскольку запах считается инструментом познания, говорит профессор Лиманс.

Компьютеры будут обучены искать в цифровых коллекциях исторического искусства и литературы упоминания о запахах. Затем исследователи будут использовать эту информацию, полученную с помощью искусственного интеллекта, для создания цифрового архива с открытым исходным кодом, содержащего информацию о запахах и их значении.

Библиотека

Со временем ученые проекта планируют также создать физическую библиотеку ароматов, из которой запахи в бутылках будут распространяться по заинтересованным музеям. Идея заключается в том, чтобы запахи и произведения искусства работали в тандеме, предоставляя посетителям дополнительную информацию и улучшая их визуальные ощущения. Для создания ароматов химики проекта будут либо усиливать крошечные образцы сохранившихся запахов, например, следы порошкообразного табака, извлеченного из табакерки, либо использовать информацию из собранных данных для создания химической смеси, близко напоминающей утраченный запах.

Некоторые запахи будут интерпретацией запахов, исторически обоснованной, но сделанной с некоторой долей воображения”, – объясняет Сесилия Бембибре, которая работает над проектом в качестве ученого из Института устойчивого наследия UCL в Великобритании.

Однако главная цель ученых проекта – рассматривать запахи как выражение наследия и документировать (наряду с информацией о химической и сенсорной характеристике запаха) ценность и эмоциональную реакцию, которую данный запах вызывает у людей, живущих в определенном месте Европы в определенное время. Идея заключается в том, чтобы письменная интерпретация этих запахов была доступна и актуальна для будущих поколений в архиве запахов.

“За кулисами” нашей работы находится архив, позволяющий сохранить запах за пределами “физического” образца, – говорит д-р Бембибр.

Сегодня многие из нас живут в городских центрах, где в воздухе витает мало запахов, с которыми сталкивались наши предки, чтобы восхитить нас или вызвать тошноту, поэтому мало кто чувствует, что мы что-то упускаем, когда стоим перед реалистичной картиной и взаимодействуем с ней исключительно глазами. Но если добавить запахи в экспозицию таким образом, чтобы они сочетались с визуальными сценами, зрители узнают гораздо больше, говорит профессор Лиманс.

“Запахи дают новые и очень выразительные повествования”, – сказала она, добавив, что не каждая обонятельная история является приятной. “Это может быть церковь, наполненная благовониями, канал, наполненный сточными водами, кофейня 17 века или отбеливатель (открытое место в 18 веке, где ткань расстилали и отбеливали с помощью человеческой мочи, кислого молока и щелока). Если мы найдем много записей, в которых люди жалуются на запах, мы проследим, какие чувства они испытывают, чтобы понять, что мы можем узнать о жизни, какой она была в то время”.

В проекте ODEUROPA, который стартовал в начале этого года, участвуют семь европейских партнеров с опытом работы в различных дисциплинах, от истории и истории искусства до вычислительной лингвистики, семантической паутины, компьютерного зрения, науки о наследии и химии.

Компьютеры

“Все эти команды сталкиваются с разными проблемами”, – говорит профессор Лиманс. “Первая из них очевидна: как научить компьютер находить ссылки на запахи в книгах и изображениях? Почти никто в компьютерной науке не разработал методик для поиска информации о запахах, и уж точно не для исторических текстов и на разных языках”. По ее словам, четыре группы специалистов заняты в этой области, разрабатывая схемы аннотирования, по которым люди обучают компьютеры находить информацию о запахах в текстах и изображениях.

Другая команда занимается каталогизацией и классификацией ссылок на запахи, найденных ИИ, подбирая слова для описания исторических запахов для современной аудитории. Для каждого запаха необходимо решить, “кто является носом?” (то есть, кто делает запах) и что было связано с ощущением запаха, – говорит д-р Бембибр.

“Так получилось, что люди производят много запахов, а также на картинах прошлого есть множество ссылок на запахи, что помогает исследователям создать целостную картину ароматов, которые витали в воздухе в определенном месте в определенное время. Вы видите библейские фигуры, щиплющие себя за нос у могилы Лазаря или у ворот ада; трех волхвов, предлагающих младенцу Иисусу ароматные смолы, такие как мирра и ладан; Марию Магдалину, умащающую ноги Иисуса спикенардом (ароматное масло цветов семейства жимолостных); дымные кофейни; напудренные парики; благоухающие перчатки; навозные кучи и трубы фабрик, окуривающие их запахами”, – сказал профессор Лиманс.

“Все это помогает нам создавать картины благоухающих мест”.

Профессор Лиманс говорит, что сохранение связи с нашим наследием — это один из мощных мотивов для сохранения запахов, а другой – это борьба за демократизацию музеев. Обогащенные запахами экскурсии будут доступны для слепых и слабовидящих людей так, как никогда не смогут быть доступны полностью визуальные выставки.

“Запах — это прямой путь к связи людей с прошлым. Мы хотим помочь людям узнать о том, какую роль оно играло задолго до их рождения”.

Парфюм

Профессор Лиманс говорит, что проект также надеется разработать стратегии для сообществ и профессионалов в области наследия, чтобы документировать и сохранять обонятельное наследие.

Хотя желание сохранить запахи может быть новым для многих, эта идея потихоньку завоевывает популярность в некоторых частях Европы. На выставке Fleeting – Scents in Colour, расположенной в музее Mauritshuis в Нидерландах, посетителям предлагается исторический тур по миру, в котором можно увидеть и почувствовать запахи. Пандемия не остановила кураторов музея; теперь люди могут заплатить за доставку ароматного ящика на дом, что дает им возможность погрузиться в эпоху и парфюмерию 17-го века во время онлайн-тура по выставке.

Еще один шаг по защите запахов, характерных для определенного образа жизни, был недавно предпринят во Франции, когда был принят закон о защите звуков и запахов сельской местности. Это произошло после многолетних жалоб на то, что преобладающие чувственные ландшафты являются оскорбительными. Почти все жалобы и судебные иски, вызванные ими, были поданы новоприбывшими из города. Новый закон направлен на определение и защиту сенсорного наследия сельской Франции.

“Люди, переезжающие в сельскую местность, протестовали против звука петухов и запаха навоза, но теперь эта важная связь между животными и людьми будет защищена”, – сказал д-р Бембибр, добавив, что поддержание связи между людьми и запахом животных, выращиваемых на фермах, может играть важную роль в обеспечении благополучия животных”.

Профессор Лиманс добавил: “В некоторых странах много говорят о том, что небольшие города должны быть ограждены от ферм, где выращивают животных, которых они едят, но у людей меньше аффективной связи (положительной эмоциональной связи) с животными внутри, когда они не могут почувствовать их запах – они не думают и не чувствуют ответственности за обращение с цыплятами на птицефабрике, когда она полностью закрыта”.

Есть веские аргументы в пользу сохранения запаха, поскольку это важный способ привлечь внимание людей к тому, что происходит в мире животных вокруг них”.

Картина в начале: Philippe Mercier’s The Sense of Smell (1744–1747).

Источник.