Кино: как воображение оживает на экране


Кино — одна из самых сложных форм нереальности, которые изобрели люди
. Наш мозг оказался неожиданно восприимчив к тому, чтобы быть легко втянутым в нереальные миры, хотя кино существует всего-то чуть более 100 лет. Когда мы смотрим фильм, мы погружаемся в другую реальность, становясь другими людьми или существами, и переживаем события физически, хотя на самом деле сидим неподвижно перед экраном.

Наш мозг — машина для создания повествований. Он не просто пассивно воспринимает сенсорные данные, а конструирует реальность не только из ощущений, но и из историй. Эта «нейронная технология» позволяет нам ориентироваться в реальном мире, но также делает нас удивительно восприимчивыми к тому, чтобы быть втянутыми в нереальный мир.

Когда мы смотрим фильм, наш мозг не просто наблюдает; он симулирует, отражает и сопереживает. Области мозга, отвечающие за зрение, движение, память, предсказание и даже боль, активируются, как если бы события происходили на самом деле. Мы «отключаем недоверие» потому что мозг сразу начинает делать то, для чего он предназначен: осмыслять мир через ощущения и историю, и, неважно, если этот мир полностью выдуман.

Чтобы проделывать такую работу, мозг строит «модели событий» — ментальные представления текущей ситуации. Он их создает, и постоянно обновляет, в зависимости от изменения ситуации. Эти модели позволяют нам отслеживать персонажей, их местоположение, мотивы и сюжетную линию, даже когда камера резко меняет ракурс или время и пространство искажаются (например, при монтажных склейках). Наша способность быстро переключать и обновлять внутренние модели помогает мозгу легко воспринимать эти «скачки». 

Фильмы позволяют нам «практиковаться быть человеком». Они обостряют нашу эмпатию, дают пространство для «репетиции» эмоций, позволяют исследовать жизни, которые мы никогда не проживем, и принимать решения, с которыми никогда не столкнемся. Все это происходит в безопасной, ограниченной симуляции истории, что является прямым аналогом того, как работает наше воображение, позволяя нам мысленно исследовать различные сценарии.

Технологии не стоят на месте и нас ожидают грандиозные изменения: 

  • Полное погружение и активное участие: Граница между фильмами и играми будет стираться. Мы увидим иммерсивные 360-градусные дисплеи и получим контроль над происходящим на экране. Это приведет к еще более глубокому ощущению присутствия и вовлеченности, так как мозг, который и так постоянно пытается «контролировать» ситуацию даже при пассивном просмотре, получит реальную возможность влиять на нее.
  • Возможное исчезновение «общей литературы». Если каждый зритель сможет влиять на сюжет, то каждый будет переживать свою уникальную версию истории. Это может привести к потере «общей литературы» — единых сюжетов, которые все знают и могут обсуждать, как сейчас происходит с популярными фильмами сегодня. Но, скорее всего, возникнут новые формы «общего опыта», основанные на общих навыках или типах ситуаций. Скорее всего, несмотря на персонализацию сюжетов, будут создаваться единые точки,  с тем, чтобы не растерять до конца эту общность.
  • Размывание границ между вымыслом и памятью: Подобно тому, как сейчас люди могут ошибочно вспоминать моменты из фильмов как свои собственные воспоминания, будущие, еще более иммерсивные и интерактивные истории могут еще сильнее размыть эту грань. Фильмы уже сейчас «перестраивают наши когнитивные привычки», и эта способность будет только усиливаться, влияя на наше понимание мира и даже на нашу идентичность. Такой феномен как “имплантация ложных воспоминаний” получит более красивое название и станет обыденностью: когнитивной машиной времени, чтобы создавать необходимое прошлое для улучшения настоящего. 

Подписывайтесь на телеграм-канал по методам развития воображения сейчас и вы будете включены в раннюю регистрацию на тренинг, который стартует 1 сентября: https://t.me/imaginationtraining