Мощи святых, со времен раннего средневековья, представлялись весьма ценным объектом. Во-первых, они творили чудеса и могли оберегать местную общину, а во-вторых, привлекали паломников. Это все так или иначе превращалось в деньги, в благополучие и счастье. А в погоне за счастьем оно ведь как бывает?
Так, один святой, впоследствии известный как Мартин из Тура, был довольно дряхлый, но находил силы мотаться между двумя городами. Жители этих городков уже давно отслеживали, когда можно будет забрать остывающее тело себе, и готовы были убивать, чтобы заполучить мощи себе, зная о планах соседей. Но не уследили, и Мартин умер в деревеньке между этими городами. Жителям деревни, на которых нежданно свалилась такая удача, удалось лихо обмануть оба города, спрятав тело и придумав убедительное алиби.
Елизавета Тюрингская, венгерская принцесса, настолько была добродетельна, что сомнений в ее посмертном переводе в разряд святых не было ни у кого. Когда она умерла в 1231 году в возрасте 24 лет, люди просто разорвали ее тело на кусочки, чтобы иметь свои собственные частички святой.
С Ромуальдом случилась история еще курьезнее. Он почитался святым уже при жизни. Будучи очень старым, в одном небольшом монастыре, он обмолвился, что он думает переехать в другой город. Товарищи посовещались, и перспектива потерять его мощи на радость каким-то недостойным соседям их категорически не устраивала. Ромуальда убили.
Barley, N. (2006). Grave Matters: Encounters with Death Around the World. New York : Henry Holt & Company.