Слова могут усиливать зрительные, слуховые, моторные, кинематические и эмоциональные представления; это подтверждается сотнями экспериментов. Недостаточно известно, что происходит с тактильными представлениями — может ли язык порождать их, а они, в свою очередь – влиять непосредственно на тактильное восприятие? Этими вопросами задались американские психологи, проведя оригинальное и, пожалуй, первое такое исследование (Brunyé et al., 2012).
Сначала они провели пилотные исследования, отбирая тактильные предложения и образцы тканей, отражающие три категории слов и материала: мягкой (шелк, сатин), средней (хлопок, полистер) и грубой текстуры (мешковина, вельвет).
В результате были созданы такие тактильные предложения, например:
- Грейс потрогала пару плотных вельветовых брюк, когда заходила в магазин.
- Кэндис завязала на каждом подарке длинную шелковую ленту.
- Карен коснулась шершавой наждачной бумаги.
Не-тактильные предложения:
- Друзья Софи считают, что у нее слишком много пар брюк.
- Во вторник Мэнни пошла за продуктами в овощной магазин.
Дизайн эксперимента был тщательно выверенным, и проходил в два этапа, за два дня. Так, в первый день людям предлагали оценить различные ткани, для установления базового значения – все же тактильная чувствительность у всех разная. На второй день, им подавали оба типа предложений на экран монитора, и после прочтения участникам предлагали запомнить его для последующей проверки памяти. Тут же давали потрогать и оценить разные ткани – от шелка до холста. Тест на память в конце эксперимента показал, что запоминали люди довольно хорошо, что свидетельствует о том, что они внимательно читали и понимали, что читают.
Психологи предполагали наблюдать эффект конгруэнтности, когда, человек, прочтя, например, о шелковом платье, оценит грубую ткань как более мягкую, в сравнении, после прочтения о сумке из мешковины. С другой стороны они не исключали и эффекта неконгруэнтности: человек, прочтя о шелковой ткани, станет чувствительнее тактильно и оценит грубую ткань как более грубую.
Вот что получилось:
- Не-тактильные предложения не оказали влияния на оценку тканей, даже если упоминали предметы из ткани (брюки, например).
- Когда тактильное предложение описывало объект, не связанный с тканями (например, наждак, пушистый котенок), наблюдался эффект конгруэнтности: то есть вся ткань оценивалась мягче, когда предложение говорило о мягкости, и грубее, если предложение описывало, скажем, наждачную бумагу.
- Когда предложение описывало тактильно ткань, которую затем и оценивал участник, эффект конгруэнтности усиливался: упоминание шелка увеличивало мягкость реального шелка. Но это касалось только мягких и грубых тканей. Обратите внимание на график:
Тактильное восприятие в человеке – не доминантно, и считается, что оно страдает от недостатка внутреннего внимания организма к нему. Тем не менее, понимание смысла высказывания и сенсорно-моторное представление тесно связаны.
В целом, эксперименты показали, что слова, описывающие тактильные ощущения, изменяют тактильное восприятие. Возникает ещё больше вопросов, чем было в начале, и это признак хорошего исследования.
Brunyé, T. T., Walters, E. K., Ditman, T., Gagnon, S. A., Mahoney, C. R., & Taylor, H. A. (2012). The fabric of thought: Priming tactile properties during reading influences direct tactile perception. Cognitive Science, Article first published online: 14 Sep 2012. DOI: 10.1111/j.1551-6709.2012.01268.x.