Роберт Сапольски с коллегами (Victoroff et al., 2010), недавно проводили исследования влияния эндокринной системы человека на агрессивность, и, в частности, среди молодежи на Ближнем Востоке. Полсотни 14-ти летних палестинских подростков, живущих в лагере для беженцев в секторе Газа, приняли участие в исследовании. У них собирали слюну, в 9 часов утра, раз в неделю, на протяжении месяца, для определения уровня тестостерона и кортизола. Кроме этого, палестинский психолог узнавал у них уровень агрессивности и их отношения к двум утверждениям агрессивного характера, а именно: “Причинять вред гражданскому населению – оправданное средство в мусульманском арсенале” и “Религиозные цели оправдывают любые средства”. Дело, как вы понимаете, не в мусульманских подростках, а в той роли эндокринной системы на агрессивное отношение к другим, которое присутствует у нас всех.

Религиозно-политические агрессивные утверждения. Адаптировано из Victoroff et al., 2010.
На графике видно, как уровень утреннего тестостерона влияет на принятие агрессивных утверждений, но не определял самооценку уровня агрессии подростков. Уровень кортизола был обратно пропорционален самооценки уровня агрессии, но, вопреки ожиданиям ученых, не играл роли в оценке утверждений. В целом, это исследование показывает вот что: наши представления о роли гормонов в нашем поведении весьма далеки от совершенства. Так, известно, что тестостерон ассоциируется с доминантным поведением, нежели с агрессивным, и именно такова была одна из гипотез исследования. Сами ученые говорят, что, хотя результаты интригующие и провокационные, помня о небольшом размере исследования, и потенциальных искажающих результаты факторах, ничего однозначно утверждать нельзя, кроме факта, что наши политические воззрения могут быть обусловлены работой эндокринной системы в неожиданной мере, чем ожидалось.
Victoroff, J., Quota, S., Adelman, J. R., Celinska, B., Stern, N., Wilcox, R., & Sapolsky, R. M. (2010). Support for religio-political aggression among teenaged boys in Gaza: Part II: Neuroendocrinological findings. Aggressive Behavior. doi: 10.1002/ab.20376.
Рита Руднер, американский комик (на фото), как-то сказала: “Некоторые думают, что большая грудь делает женщину глупой. На самом деле, все наоборот, женщина с большой грудью делает мужчин глупыми”. И она, как оказывается, совершено права!
Экспериментаторы (Bateson, Nettle, & Roberts, 2006) сделали вот что: поверх листочка с рекомендуемыми взносами помещали один из многих постеров, на уровне глаз, размером А5, ровно на семь дней, в течение десяти недель. Психологи также записывали, сколько денег поступало каждую неделю, и сколько молока израсходовано. Молоко было выбрано как универсальный измеритель потребления и чая и кофе. С этим можно спорить, но суть ухвачена остроумно. Кроме того, расход молока было измерять легче, чем других ингредиентов.
В теории игр и психологии есть такая парадигма: игра анонимного доверия (Berg, Dickaut, & McCabe, 1995). Правила у нее такие: два игрока, один – Отправитель, другой – Получатель. Они друг друга не знают и не должны узнать. Оба игрока получают, к примеру, по 10 долларов. Только Получатель кладет эти деньги сразу в карман, а Отправитель должен решить — он может их оставить себе либо «инвестировать» все или часть Получателю. Когда происходит такое инвестирование, то сумма, отправленная Получателю, утраивается. Если Отправитель послал 10 долларов, то у Получателя сразу же образуются 30 долларов. Теперь, Получатель вправе опять же оставить все деньги себе или поделиться с Отправителем. Его решение окончательное и опять же анонимное. Вариантов поведения тут предостаточно, как в случае одного и единственного раунда, так и многочисленных раундах. Подобного рода игры могут служить отличным измерителем изменений в поведении, когда мы пытаемся им манипулировать.
данные и причины их решения. Участники эксперимента были разделены на две группы. Одна сидела в обычной комнате, а другая – в точно такой же комнате, только экспериментаторы, перед тем как завести туда человека, брызнули разок стеклоочистителем с запахом лимона – именно таким, и такой фирмы, как на фото вверху. А различие в поведении вы можете увидеть на графике.
Серия BBC Horizon показывает странный и удивительный мир иллюзий в фильме Is Seeing Believing? В фильме показано, как наши чувства могут обманывать нас и почему это происходит. От того, что мы видим, меняется то, что мы слышим, а цвет напитка влияет на наш вкус. Самое, пожалуй, интересное, это то, что в фильме, наконец-то показали фрагмент об эксперименте, проведенном в Германии несколько лет назад, который привел меня тогда в полный восторг – как исследователи “привили” человеку чувство магнитного поля земли. Удивительно, как наш мозг спокойно принял новую способность, которой мы вообще-то не обладаем по рождению, и стал ей пользоваться. Очень рекомендуется к просмотру.
Чем дольше что-то существует, тем лучше оно нам кажется. Мы знаем, что многие фирмы любят упоминать свое долгое существование: “Основано в 1735 году”, “выбор пяти поколений”, “поставщик двора с 1899 года”, и все такое прочее. Объясняется это многими причинами, такими как, например, эффектом показа (чем чаще мы видим что-то вновь и вновь, тем больше нам это нравится) или устойчивости, ассоциированной с отсутствием риска – что выбрать, проверенную временем компанию или вчера зарегистрированную фирму? Все это напоминает принцип дарвиновской теории о преимущественном выживании сильнейших. И как устойчивый феномен, он может быть использован нами как эвристика в принятии решений.

Уровень ожирения во всех странах неуклонно растет. Это не очень хорошая вещь, и мы это знаем. Растет число исследований, которые отмечают, что независимо от индивидуальных характеристик человека, есть и другие факторы, влияющие на эту проблему. Особенности местности, в которой живет человек, оказывают влияние на поведение человека, и, в частности, на поведение относительно еды.