Дизайн с использованием эмпирических данных психологии, становится более популярным и понятным для пользователей. Конечно, практикующие такой дизайн часто сами не понимают, что они делают. Так, например, одно исследование говорит о том, что расположение объектов на большом расстоянии рождает у человека, находящегося в комнате, ощущение отдаленности, отстраненности. Это то, что называется активацией категории удаленности. А близко расположенные объекты – активацию категории близости. Помните, в фильмах, изображающих огромную обеденную залу в каком-нибудь замке, с длинным столом, с высокими потолками, свои ощущения от гипотетического нахождения там? Атмосфера абсолютно не рождает близости и тепла. А защитники фен-шуй, псевдоискусства дизайна помещений для достижения каких-то результатов, видят в этом научное подтверждение своей занятия. Однако это не так. Теоретическая концепция фен-шуй заключается в энергии, ее потоках, жизненной силе и прочих невидимых силах. Здесь же мы говорим о процессах, происходящих в головном мозге человека, и отражающихся в его поведении.
Недавнее исследование постаралось ответить на эти вопросы (Dazkir & Read, 2011). Более сотни студентов смотрели веб-страницы с четырьмя нарисованными на компьютере интерьерами (см. рисунок ниже), и оценивали свои ощущения, нравится им это, чувствуют ли они надежду, счастье, и т.п., насколько такая комната делает их общительными, и хотели бы они провести в такой комнате время и если да, то сколько.
Как вы видите, два верхних интерьера – с округлыми формами, а нижние – со строгими углами. Картинки намерено были выполнены в черно-белом стиле, чтобы избежать влияния цветов и цветовых паттернов. Именно черно-белое исполнение привело к тому, что все студенты оценили эти комнаты без особого позитива.
Округлые дизайны понравились больше, они внушали чувство покоя и комфорта, они побуждали к социализации. Однако, комнаты со строгими углами могут быть, как раз именно в противовес к округлым, удобны не для покоя и расслабления, а для работы.
Dazkir, S., & Read, M. (2011). Furniture forms and their influence on our emotional responses toward interior environments. Environment and Behavior. Doi: 10.1177/0013916511402063.