Tag Archives: комфорт

Психология vs Фен-шуй

Обеденная зала в средневековом замкеДизайн с использованием эмпирических данных психологии, становится более популярным и понятным для пользователей. Конечно, практикующие такой дизайн часто сами не понимают, что они делают. Так, например, одно исследование говорит о том, что расположение объектов на большом расстоянии рождает у человека, находящегося в комнате, ощущение отдаленности, отстраненности. Это то, что называется активацией категории удаленности. А близко расположенные объекты – активацию категории близости. Помните, в фильмах, изображающих огромную обеденную залу в каком-нибудь замке, с длинным столом, с высокими потолками, свои ощущения от гипотетического нахождения там? Атмосфера абсолютно не рождает близости и тепла. А защитники фен-шуй, псевдоискусства дизайна помещений для достижения каких-то результатов,  видят в этом научное подтверждение своей занятия. Однако это не так. Теоретическая концепция фен-шуй заключается в энергии, ее потоках, жизненной силе и прочих невидимых силах. Здесь же мы говорим о процессах, происходящих в головном мозге человека, и отражающихся в его поведении.

Недавнее исследование постаралось ответить на эти вопросы (Dazkir & Read, 2011). Более сотни студентов смотрели веб-страницы с четырьмя нарисованными на компьютере интерьерами (см. рисунок ниже), и оценивали свои ощущения, нравится им это, чувствуют ли они надежду, счастье, и т.п., насколько такая комната делает их общительными, и хотели бы они провести в такой комнате время и если да, то сколько.
Дизайны комнат, отличающиеся формами предметов
Как вы видите, два верхних интерьера – с округлыми формами, а нижние – со строгими углами. Картинки намерено были выполнены в черно-белом стиле, чтобы избежать влияния цветов и цветовых паттернов. Именно черно-белое исполнение привело к тому, что все студенты оценили эти комнаты без особого позитива.

Округлые дизайны понравились больше, они внушали чувство покоя и комфорта, они побуждали к социализации. Однако, комнаты со строгими углами могут быть, как раз именно в противовес к округлым, удобны не для покоя и расслабления, а для работы.

Dazkir, S., & Read, M. (2011). Furniture forms and their influence on our emotional responses toward interior environments. Environment and Behavior. Doi: 10.1177/0013916511402063.


Освещение улиц и психологический эффект

Исследование компании PhilipsКомпания Philips (Knight & Rogels, 2009) провела исследование, которое показало, что ярко освещенные белым светом улицы, переулки и площади, наряду с четкостью видения объектов, и отсутствием затемненных участков, создают ощущение безопасности и комфорта.

В течение трех лет, в трех европейских городах, Сент-Хеленс в Великобритании, Эйндховен в Голландии, и Навалкарнеро в Испании, 300 человек приняли участие в этом исследовании. Их просили сравнить свои ощущения, находясь на улице, будучи освещенными желтым светом или белым, по трем параметрам: безопасность и комфорт; различение цвета и лиц; и уровень важности этих параметров. И не только ощущения, но и реальное различение цветов и лиц.
Более четкое распознавание лиц действительно приводит к чувству комфорта и безопасности. С точки зрения психологии, это понятно – наш мозг предпочитает определенность и предсказуемость мира вокруг себя. Для различения лиц и человеческих эмоций наш мозг выделяет сравнительно много ресурсов, и быстро определить намерения незнакомца, шагающего вам на встречу по ночной улице, как вы понимаете, важно для выживания.

Слева, на фото, вы можете сравнить – верхняя фотография показывает участок улицы, освещенной желтым светом, нижняя – белым, при одинаковой мощности.

Knight, C., & Rogels, J. (2009). Increased perception of safety and comfort with white light. Proof points in residential areas in three European countries. Koninklijke Philips Electronics N.V.