Свет и темнота, как правило, ассоциируются у нас с добром и злом. И эта метафора, как и многие другие, находит свое отражение в реальности.
Экспериментаторы (Banerjee, Chatterjee, & Sinha, 2012) просили студентов вспомнить какое-то доброе или недоброе дело, которое они совершили в прошлом, с деталями и подробностями. А затем оценить освещенность комнаты, в которой они находились по 7-ми балльной шкале.
Что получилось – смотрите на графике слева.
Разница, казалось бы, не очень большая, но статистически значимая: люди в условиях недобрых дел ощущали комнату темнее.
Во втором эксперименте, после вспоминания о хорошем или плохом поступке из прошлого, участников эксперимента просили выразить свое предпочтение, опять по 7-ми бальной шкале следующим предметам: кувшин, лампа, крекеры, свеча, яблоко, фонарик.
Люди, которых просили вспомнить недобрые дела, отдали гораздо больше предпочтения объектам, связанным со светом – лампочке, фонарику и свечке. То есть, они хотели осветить ту темноту, в которой они оказались – в этаком метафорически-реальном смысле.
Также их просили оценить яркость лампочки в комнате, в которой они сидели. И что получилось – на графике слева.
Интересно, что предыдущие эксперименты показали другие стороны этого феномена. Так, Дэн Ариели продемонстрировал, что люди в темных очках более склонны к обману, чем без них. Другая группа (Zhong, Bohns, & Gino, 2010) показала практически то же самое: чем темнее в комнате, тем более склонны люди к обману, и тем эгоистичнее они становятся.
Как вы понимаете, можно придумать много способов использования этого феномена. Например, если вы хотите честного разговора — сделайте свет ярче. Не случайно, лампа в лицо в полицейском участке, при допросе, как показывают в фильмах, все же работает.
Ну, а если вы хотите соврать, то приглушите свет — вам будут помогать силы тьмы, в прямом смысле.
Banerjee, P., Chatterjee, P., & Sinha, J. (2012). Is it light or dark? Recalling moral behavior changes perception of brightness. Psychological Science. First published on March 6, 2012. doi:10.1177/0956797611432497.
Zhong, C.-B., Bohns, V. K., & Gino, J. (2010). Good lamps are the best police: Darkness increases dishonesty and self-interested behavior. Psychological Science, 21, 311–314.