Еще одно важное исследование, показывающее пользу тренировок для мозга, опубликовано недавно в журнале Brain канадскими учеными (Belleville et al., 2011).
Человеческий мозг начинает терять свою массу, с 20-ти летнего возраста, и потери могут составить от 5 до 10%, по достижении преклонного возраста. Несмотря на постоянную потерю нейронов, мозг компенсирует ущерб двумя уникальными механизмами: нейропластичностью и избыточностью своих нейронных сетей. Пластичность мозга – это его способность реорганизовываться и изменяться. Ранее считалось, что пластичность исчезает с возрастом, но это верно только отчасти – эта способность в детском возрасте поистине фантастична, однако, и в 90 лет мозг может изменяться.
Гипотеза ученых была такова: некоторые регионы мозга, не задетые старческими ухудшением, могут помогать или брать на себя функции других поврежденных регионов, посредством тренировки памяти.
30 пожилых участников были разделены на две группы: здоровые и с легкими когнитивными нарушениями (mild cognitive impairment или MCI). Были произведены тесты на память и съемка томографии за шесть недель до начала тренировок, за неделю до начала тренировок, и через неделю после окончания тренировок. У всех участников до начала тренировок тесты на память показывали активацию регионов, традиционно связанных с этой функцией. У людей с MCI активация была, соответственно, уменьшена.
Ученые использовали функциональную магнитную томографию, и смогли увидеть диверсификацию нервных клеток – те стали участвовать в активности, ранее им не свойственной. После эксперимента участники с легкой формой когнитивных нарушений стали на 33% лучше решать тесты на память. А именно у таких людей в 10 раз более вероятно проявление болезни Альцгеймера.
На графике показано улучшение памяти у двух групп участников (Belleville et al., 2011). Как вы видите, улучшения есть у всех.
После тренировок, новые регионы мозга стали включаться в работу: обработки языка, пространственной памяти и способность распознавания, и зона обучения новым навыкам. Здоровая часть мозга стала помогать поврежденной.
Результаты исследования чрезвычайно важны – они означают, что мы можем, тренируя свой мозг, компенсировать нарушения работы мозга, вызванные старением, и, по крайней мере, отсрочить наступление катастрофических последствий, типа болезни Альцгеймера.
Belleville, S., Clement, F., Mellah, S., Gilbert, D., Fontaine, F., & Gauthier, S. (2011). Training-related brain plasticity in subjects at risk of developing Alzheimer’s disease. Brain. Journal of Neurology. First published online. Doi:10.1093/brain/awr037.
Диагностический тест на кратковременную память был разработан доктором Эшфордом (Wesson Ashford, M.D., Ph.D). Доктор Эшфорд – авторитетный исследователь болезни Альцгеймера, и клинический редактор Journal of Alzheimer’s disease. Привлекательность теста его заключается в том, что он достаточно короткий по времени, простой в выполнении, но выразительно точный. Он замеряет правильные ответы, неправильные ответы, и скорость реакции. Кратковременная память как раз первой начинает страдать в случаях наступления каких-то проблем с работой мозга, а этот тест неплохо ее нагружает для измерений.

Теломераза – энзим, участвующий в создании небольших блоков ДНК, которые приклеиваются к кончикам хромосом. Эти колпачки, известные как теломеры, работают в хромосомах так же, как оконечники на шнурках – не дают им разлохматиться и сойти на нет. За открытие теломеров и теломеразы три американских ученых, Элизабет Блакбёрн (Elizabeth Blackburn), Кэрол Грейдер (Carol Greider) и Джек Шостак (Jack Szostak) получили Нобелевскую премию в 2009.Теломерная теория старения – одна из многих, и не самая главная. В нормальном организме теломеры натурально становятся короче, с каждым делением, и когда делаются уж совсем короткими, останавливают деление клетки. У пожилых людей уровень теломеразы, участвующей в восстановлении теломеров, падает, и один из методов согласно этой теории – доставить в организм теломеразу и смотреть, может ли она восстановить размер теломеров.


У людей разного возраста (не учитывая множество других различий) разное отношение к одним и тем же вещам, событиям, убеждениям. В психологии это называется типичное отношение, ассоциируемое с людьми определенной возрастной группы. У пожилых – более консервативное. Так, мы ожидаем, что отношение молодежи и пожилых людей к сексу на экране телевизора будет разное. И точно также, отношение, например, к распределению бюджета на пенсионное обеспечение, или на энергичные реформы в обществе.
Психологические эксперименты показывают это довольно убедительно. Например, в одном исследовании (Kawakami, Dovidio, & Dijksterhuis, 2003) студентов разделили на две группы. Одной показывали фотографию молодой женщины, а другой группе – пожилой. А затем предлагали описать в течение пяти минут ее увлечения, характер, особенности личности, и все остальное в таком же духе. После этого им предложили оценить по шкале от 1 (абсолютно не согласен) до 9 (абсолютно согласен) свое отношение к четырем вопросам, типа: “Я полагаю, что больше денег должно быть выделено на здравоохранение”, “Я ничего не имею против секса и эротики на телевидении” и тому подобное. Результаты – на графике.
Множество психологических факторов и воздействие окружающей среды, образа и стиля жизни имеют отношение к риску возникновения и развития болезни Альцгеймера, но роль большинства из них неизвестна. Одно исследование решило взглянуть на роль осмысленности жизни как одного из таких факторов.