Tag Archives: отношение

Покемоны и интуиция. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Седьмая

Pokemon MetapodОтношение к чему-то может строиться мириадами способов и путей. Как сознательным образом, так и бессознательным. Например, прочитав массу историй о неприятном поведении людей, объединенных тем, что они состоят в какой-то партии, мы формируем свое отношение ко всем членам этой партии, например, ПЖиВ, и делаем это совершенно сознательно. С другой стороны, привлекательная и сексуальная модель в рекламе рядом с новым напитком, создает по ассоциации,  вполне благоприятное впечатление об этом продукте. Последний пример – оценочное кондиционирование, то есть перенос свойства с одного объекта на другой, первоначально нейтральный. Это автоматический процесс, не требующий участия сознания.

Один из первых экспериментов был сделан еще в 30 годах прошлого века, когда психологи читали политические лозунги, выдавая людям обеды, некоторым – бесплатные. И те, кто получал обед бесплатно, был более склонен соглашаться с сообщением в лозунге (Razran, 1938).

Есть протокол исследования, который изучает оценочное кондиционирование, с использованием фигурок Покемонов. Так, например, на экране монитора показывают две пары Покемонов одновременно – слева и справа. Под картинкой Покемона – его имя, а ниже – слова: например, «плохой» или «прекрасный». Под словами – картинка, скажем, щенка или мороженого, или, негативная, вроде человека с ножом или таракана. Людей просят нажимать на кнопку на клавиатуре только тогда, когда они увидят определенного Покемона, скажем Metapod, изображенного в начале статьи. Эта задача якобы на скорость распознавания и реакции, но ее настоящая цель – оценочное кондиционирование. Затем участникам эксперимента предлагается другая задача – оценить показываемые Покемоны как приятные или неприятные персонажи. И им показывают много Покемонов одного за другим. Как вы догадались, те Покемоны, которые были ассоциированы либо с позитивным словом и образом, получали больше оценок как приятные, а негативно-ассоциированные Покемоны – соответственно, неприятные (Olson & Fazio, 2001). Эти эксперименты – свидетельство того, что наше отношение к чему-то может успешно и незаметно для нас формироваться абсолютно имплицитно, без участия сознания.

Недавние эксперименты (Kendrick & Olson, 2012), используя тех же самых Покемонов, показало, что оценочное отношение, рождающееся имплицитно, очень похоже на интуитивное суждение. Когда людям говорили, что у них хорошее чувство интуиции и им надо принимать решения, полагаясь на свое чутье, то они ярче выражали свое оценочное отношение. То есть, сформированное в подсознании отношение, принимало форму интуитивной догадки, если разрешать себе это делать. Такая же картина происходила, когда людям говорили или напоминали, что они эксперты в этой области. А вот в случаях, когда предлагалось рационально принять решение, уже имеющееся в подсознании информация использовалась в меньшей степени.
Так, например, в известном эксперименте, экспертов просили предсказывать исход баскетбольных матчей, и они это делали, весьма успешно. Однако когда их дополнительно давать объяснения, почему они так думают, то качество предсказаний падало (Halberstadt & Levine, 1999).

Что это означает: у вас есть уже сложившиеся массивы знаний, полученных имплицитно, особенно в областях, с которыми вы связаны многолетней практикой. Чтобы задействовать их, вам надо поверить в свои чувства и эти знания могут выплыть в вашем решении. Это однако не исключает того факта, что то, что вы знаете подсознательно, может быть и неверно. А вот чтобы увеличить вероятность верности суждений, проистекающих из этого скрытого имплицитного массива знаний, надо так же как в эксперименте позволить себе обрабатывать, довольно быстро большой объем информации по выбранной вами области. Скажем, чтобы получить хорошее дизайнерское чутье, можно просматривать тонны журналов и сайтов, заведомо хорошего качества. Тогда в нужный момент вы сможете положиться на свою интуицию, и она вас не подведет.

Halberstadt, J.B., & Levine, G. (1999). Effects of reasons analysis on the accuracy of predicting basketball games. Journal of Applied Social Psychology, 29, 517-530.

Kendrick, R. V., & Olson, M. A. (2012). When feeling right leads to being right in the reporting of implicitly-formed attitudes, or how I learned to stop worrying and trust my gut. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.05.008]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 30 May 2012.

Olson, M. A., & Fazio, R. H. (2001).  Implicit attitude formation through classical  conditioning.  Psychological Science, 12, 413-417.

Razran, G.H.S. (1938). Conditioning away social bias by the luncheon technique. Psychological Bulletin, 37, 481.


Как вы относитесь к сексу на каналах ТВ?

футболисткиУ людей разного возраста (не учитывая множество других различий) разное отношение к одним и тем же вещам, событиям, убеждениям. В психологии это называется типичное отношение, ассоциируемое с людьми определенной возрастной группы. У пожилых – более консервативное. Так, мы ожидаем, что отношение молодежи и пожилых людей к сексу на экране телевизора будет разное. И точно также, отношение, например, к распределению бюджета на пенсионное обеспечение, или на энергичные реформы в обществе.

Однако, наше отношение, хоть и определяется возрастом, все же подлежит колебаниям, и мы можем его менять, в зависимости от ситуации. В одной ситуации может случиться так, что вы, будучи молодым, станете вдруг выказывать отношение, свойственное и типичное для пожилых. Это происходит из-за активации стереотипов – социальных категорий. Можно аргументировать, что праздники типа 9 мая, когда мы видим очень много пожилых людей, и нам напоминают дела давно минувших дней, мы все становимся чуточку старыми и наше отношение становится более консервативным и  типичным для пожилых.

Отношение к различным вопросам, типичное для пожилыхПсихологические эксперименты показывают это довольно убедительно. Например, в одном исследовании (Kawakami, Dovidio, & Dijksterhuis, 2003) студентов разделили на две группы. Одной показывали фотографию молодой женщины, а другой группе – пожилой. А затем предлагали описать в течение пяти минут ее увлечения, характер, особенности личности, и все остальное в таком же духе. После этого им предложили оценить по шкале от 1 (абсолютно не согласен)  до 9 (абсолютно согласен) свое отношение к четырем вопросам, типа: “Я полагаю, что больше денег должно быть выделено на здравоохранение”, “Я ничего не имею против секса и эротики на телевидении” и тому подобное.  Результаты – на графике.

Так что если вы захотите, вдруг, узнать, насколько типично для своего возраста вы думаете,  – станьте на время консервативнее, – посмотрите на старичка на улице и подумайте о том, кто он такой, чем он занимается, что он любит, и т. п. Изменилось ли ваше мнение? А если вы посмотрите на молодых и подумаете о них, изменится ваше отношение?

Kawakami, K., Dovidio, J. F., & Dijksterhuis, A. (2003). Effect of social category priming on personal attitudes. Psychological Science (Wiley-Blackwell), 14(4), 315-319. doi:10.1111/1467-9280.14451.