Туфли и мотоциклы

Образцы туфлей и мотоциклов, показываемых в исследовании

20 студентов, 10 мужчин и 10 женщин, студентов Университета Мюнстера (University of Münster) приняли участие в эксперименте с использованием MEG (магнитоэнцефалограф). Им показывали на мониторе по одному объекту, один за другим, как в левом поле зрения, так и в правом, длительностью в 1 секунду. Между картинками в центре монитора появлялся крестик на 2 секунды. В качестве объектов выступали 80 мотоциклов и 80 туфлей (по 40 мужских  женских). На картинке вверху – образцы объектов, показываемых в исследовании. Находясь в камере магнитоэнцефалографа, участники должны были просто смотреть на картинки, и других инструкций дано не было (Junghöfer et al., 2010).

Активация затылочно-височного региона на туфли и моттоциклы в зависимсоти от полаСлева – результаты активности затылочно-височного региона в зависимости от объекта и пола. Ну, очевидно, что больший интерес у женщин вызывают туфли, а у мужчин – мотоциклы. Эти половые предрасположенности к разным типам игрушек проявляются у людей еще в 3-8 месячном возрасте, а по некоторым данным – даже у новорожденных. Мальчики предпочитают транспортные игрушки, девочки – одежды и кукол.

Магнитное поле в различных регионах мозга в промежутке между 150 и 190 миллисекунд после показа картинки. Затылочно-височный регион

На картинке: показатели нейронной активности в различных регионах мозга в промежутке между 150 и 190 миллисекунд после показа картинки. Самая большая активация – в затылочно-височный регион (более “горячий” красный цвет).

Но столь ранняя манифестация эффекта, в первые 200 миллисекунд, отражает имплицитные, подсознательные процессы, которые не связаны с сознанием. Распознавание объектов сознательным образом возникает позднее, после 200 миллисекунд. Одно исследование, с маскированным праймингом, показало, что это начиналось после 270 миллисекунд (Del Cul, Baillet, & Dehaene, 2007). Разница между мужчинами и женщинами по отношению к мотоциклам и туфлям отражается и в статистических данных по продажам, которые отметили исследователи – мужчины в несколько раз чаще, чем женщины покупают мотоциклы, а женщины – туфли.

А вот самоотчет участников эксперимента после магнитоэнцефалографа обнаружил следующее: сильное предпочтение мотоциклов мужчинами, но никакого отличия между полами в отношении туфлей. Кстати, обнаружилось, что мужчины питают больше симпатий к женщинам, у которых есть вкус к хорошей обуви. Это они так говорят.

То есть, женщины как осознанно, так и неосознанно, плевать хотели на мотоциклы. А мужчины осознанно ничем не уступают женщинам в отношении к обуви, но подсознательно им это не интересно.

Junghöfer, M., Kissler, J., Schupp, H. T., Putsche, C., Elling, L., & Dobel, C. (2010). A fast neural signature of motivated attention to consumer goods separates the sexes. Frontiers in Human Neuroscience, 4, 179.

Del Cul, A., Baillet, S., and Dehaene, S. (2007). Brain dynamics underlying the nonlinear threshold for access to consciousness. PLoS Biology. 5: e260. doi:10.1371/journal.pbio.0050260.

Добавить комментарий