Представьте себе картинку: небольшой французский город, популярная, полная пешеходов улица, солнечное весеннее утро. Группа психологов и их помощников рассредоточилась на улице, притворяясь обычными людьми. Четыре двадцатилетние девушки, одетые типично для своего возраста и этого города – джинсы, майка, туфли-лодочки, ждут своей очереди. Две из них отличаются – они носят духи, довольно обильно, так чтобы запах можно было почувствовать метров с трех. Психологи случайно выбирают “жертву” – какого-то прохожего и случайно выбирают девушку – с духами или без. Подается условный сигнал, и девушка, которая до этого стояла напротив телефонной будки, начинает идти в том же направлении, что и “жертва”, оказываясь в метрах трех впереди. Из ее сумочки падает либо пакетик с бумажными салфетками либо перчатка. Девушка, как кажется, даже не подозревает об этом. Два наблюдателя впереди внимательно смотрят на реакцию жертвы, записывая пол и предположительный возраст. Идет отсчет десяти секунд с момента потери девушкой своей вещи. Если пешеход позади девушки никак не реагирует, она начинается рыться в сумке и “обнаруживает” потерю, оборачивается и возвращается ее подобрать. Наблюдатели записывают отсутствие реакции. Но в большинстве случаев пешеходы окликали девушку и сообщали ей о потере. 80 пешеходов участвовали, сами того не подозревая, в этом исследовании – равное количество мужчин и женщин, возрастом от 30 до 50 лет.
Чаще люди обращали внимание девушки, если она роняла перчатку, чем салфетки, потому что ценность потери выше. Но еще чаще они помогали девушке, если она носила духи.
Результаты этого исследования (Guéguen, 2001), в целом, подтверждают находки предыдущих экспериментов, показывающих, что приятные запахи инициируют альтруистическое поведение окружающих. Так, в торговом центре, аналогичный эксперимент (Baron, 1997) показал, что люди склонны помочь поднять оброненную шариковую ручку или разменять доллар на мелочь, около мест с приятным запахом выпечки и свежесваренного кофе, чем в местах, где запахов нет (магазины, торгующие одеждой). Отличие французского эксперимента – в том, что помощь оказывалась даже без прямой просьбы.
Объясняется это тем, что приятный запах улучшает настроение в целом, а оно, в свою очередь, увеличивает шансы оказания помощи окружающим.
Baron, R. A. (1997). The sweet smell of … helping: Effects of pleasant ambient fragrance on prosocial behavior in shopping malls. Personality and Social Psychology Bulletin, 23(5), 498-503.
Guéguen, N. (2001). Effect of perfume on prosocial behavior of pedestrians. Psychological Reports, 88(3, Pt2), 1046-1048.