Как измерить красоту в микровольтах?

кулоны Недавно мне довелось встретиться с профессором Тцингуо Ма, директором лаборатории нейроменеджмента Чжэцзянского университета (Zhejiang University), и в ходе беседы он упомянул свое прошлогоднее исследование (полный текст) по нейроэстетике, которое любопытно по нескольким причинам.

Нейроэстетика – новая наука, которая стоит в ряду аналогичных известных наук, прибавивших себе приставку «нейро». Эта приставка говорит, что интерес науки состоит в познании нейрофизиологических основ предмета изучения. В случае с нейроэстетикой – в изучении того, что происходит в головном мозге, когда человек встречается с красивым. Нейроэстетика – весьма молодая наука, но уже установлено, что разные регионы мозга по-разному активируются при просмотре красивых и некрасивых объектов. Происходит это довольно быстро, еще до того, как мы можем вынести оценку сознательно. Как и в эстетике, существует два противоположных взгляда, отчего это происходит: одни говорят, что «красота – в глазах смотрящего» и «на вкус и цвет товарищей нет», другие – что красота заключена в самом объекте и не зависит от смотрящего на него. Истина, как обычно, где-то посередине, а пока идут споры, наука обнаруживает новые факты.

Слева — кулоны с сайта taobao.com

В исследовании приняли участие 18 студенток, которым показывали на мониторе компьютера картинки и регистрировали электрическую активность мозга с помощью 64-канального ЭЭГ. Сначала ученые отобрали фотографии 500 кулонов в крупнейшем магазине taobao.com и рассортировали их в убывающем порядке в зависимости от продаж. Затем взяли 40 верхних, с лучшими продажами, и 40 – с самого конца списка, с худшими продажами, и условно назвали первые «красивыми», а вторые – «менее красивыми». Можно спорить об аргументированности такого подхода, но цифры продаж посчитали неким отражением красоты изделий. Логически это ничуть не хуже, чем сознательная и продуманная оценка судей: в конце концов большое число людей голосовало своими деньгами, а кулоны покупают, вероятно, исключительно из эстетических соображений. Условия продаж: цену, описание и размещение кулонов контролировали так, чтобы не сравнивать непохожие вещи.

Отобрав так 80 картинок с кулонами и добавив туда 10 картинок с пейзажами, ученые в графической программе привели яркость всех изображений к одному значению. После этого экспериментаторы сделали слайдшоу таким образом, чтобы отвлекающие стимулы пейзажа показывались редко и захватывали внимание. Картинки с природой показывались в 11% случаев, но студенткам было сказано смотреть на экран внимательно и постараться как можно быстрее нажимать клавишу, как только они увидят пейзаж. Такой «приманкой» удается отвлекать человека от экспериментальных стимулов с тем, чтобы реакция мозга на них была автоматической и неосознаваемой.
Ученых интересовала активность мозга в первые 100–200 миллисекунд после показа, которая, как показали предыдущие исследования, отражает эмоциональное отношение к стимулам. Так и произошло: в районе 190–220 миллисекунд после показа картинок в нескольких регионах мозга наблюдалась существенно значимая разница в электрической активности мозга (негативный вызванный потенциал), в зависимости от привлекательности (продаваемости) украшения. Ученые так интерпретировали эти отличия:

  1. Мозг затрачивает больше внимания на менее привлекательный стимул.
  2. Сама амплитуда потенциала есть отражение процессов, происходящих при эмоциональной оценке привлекательности стимула.
Нельзя сказать, что эти объяснения безупречны, но мы ведь и в самом деле пока не знаем, что происходит. Первое объяснение говорит о том, что красивый объект обладает какими-то характеристиками, которые обрабатываются мозгом быстрее, чем некрасивый. Иными словами, в нас, возможно, встроен некий детектор красоты. Мы каждый день неоднократно занимаемся эстетическими оценками: покупая цветы, выбирая музыку для телефона, одежду или ювелирные изделия для себя или в подарок. Что делает один товар красивее, а его продажи выше – симметрия, формы, контраст элементов или что-то еще, доподлинно неизвестно. Как бы то ни было, исследование показывает, что эмоциональная и эстетическая оценка объекта происходит в течение около 200 миллисекунд (сравнимо с длительностью моргания), и ее можно зарегистрировать всего в 2–3 точках на поверхности головы. Интересно, что разница между красивым и некрасивым кулоном составляла всего один микровольт.
Разумеется, понять и объяснить красоту в ее величии и полноте такие исследования не в состоянии, и недавняя статья в PLoS Biology описывает сложности задач, стоящих перед нейроэстетикой. Тем не менее красоту (и продаваемость) товаров, хоть и примитивно, но можно измерять и изменять. Все, что нужно увидеть, – первые 200 миллисекунд реакции человека. Причем показывать картинку можно не в течение 500 миллисекунд, как в этом исследовании, а еще более короткого времени, и за несколько минут прогнать перед глазами человека сотни дизайнов. Таким образом, можно отбрасывать заведомо провальные дизайны товаров и производить только то, что предполагает хорошие продажи. Даже сегодня, пользуясь этим методом, можно организовать конкурс красоты, в котором члены жюри со шлемами ЭЭГ на головах смотрят на участниц, а после перерыва на рекламу объявляют: «С отрывом в 1,5 микровольта побеждает участница под номером 12»!

Ранее опубликовано на Slon.ru

One thought on “Как измерить красоту в микровольтах?

Добавить комментарий