Tag Archives: нейроэстетика

Как измерить красоту в микровольтах?

кулоны Недавно мне довелось встретиться с профессором Тцингуо Ма, директором лаборатории нейроменеджмента Чжэцзянского университета (Zhejiang University), и в ходе беседы он упомянул свое прошлогоднее исследование (полный текст) по нейроэстетике, которое любопытно по нескольким причинам.

Нейроэстетика – новая наука, которая стоит в ряду аналогичных известных наук, прибавивших себе приставку «нейро». Эта приставка говорит, что интерес науки состоит в познании нейрофизиологических основ предмета изучения. В случае с нейроэстетикой – в изучении того, что происходит в головном мозге, когда человек встречается с красивым. Нейроэстетика – весьма молодая наука, но уже установлено, что разные регионы мозга по-разному активируются при просмотре красивых и некрасивых объектов. Происходит это довольно быстро, еще до того, как мы можем вынести оценку сознательно. Как и в эстетике, существует два противоположных взгляда, отчего это происходит: одни говорят, что «красота – в глазах смотрящего» и «на вкус и цвет товарищей нет», другие – что красота заключена в самом объекте и не зависит от смотрящего на него. Истина, как обычно, где-то посередине, а пока идут споры, наука обнаруживает новые факты.

Слева – кулоны с сайта taobao.com

В исследовании приняли участие 18 студенток, которым показывали на мониторе компьютера картинки и регистрировали электрическую активность мозга с помощью 64-канального ЭЭГ. Сначала ученые отобрали фотографии 500 кулонов в крупнейшем магазине taobao.com и рассортировали их в убывающем порядке в зависимости от продаж. Затем взяли 40 верхних, с лучшими продажами, и 40 – с самого конца списка, с худшими продажами, и условно назвали первые «красивыми», а вторые – «менее красивыми». Можно спорить об аргументированности такого подхода, но цифры продаж посчитали неким отражением красоты изделий. Логически это ничуть не хуже, чем сознательная и продуманная оценка судей: в конце концов большое число людей голосовало своими деньгами, а кулоны покупают, вероятно, исключительно из эстетических соображений. Условия продаж: цену, описание и размещение кулонов контролировали так, чтобы не сравнивать непохожие вещи.

Отобрав так 80 картинок с кулонами и добавив туда 10 картинок с пейзажами, ученые в графической программе привели яркость всех изображений к одному значению. После этого экспериментаторы сделали слайдшоу таким образом, чтобы отвлекающие стимулы пейзажа показывались редко и захватывали внимание. Картинки с природой показывались в 11% случаев, но студенткам было сказано смотреть на экран внимательно и постараться как можно быстрее нажимать клавишу, как только они увидят пейзаж. Такой «приманкой» удается отвлекать человека от экспериментальных стимулов с тем, чтобы реакция мозга на них была автоматической и неосознаваемой.

Ученых интересовала активность мозга в первые 100–200 миллисекунд после показа, которая, как показали предыдущие исследования, отражает эмоциональное отношение к стимулам. Так и произошло: в районе 190–220 миллисекунд после показа картинок в нескольких регионах мозга наблюдалась существенно значимая разница в электрической активности мозга (негативный вызванный потенциал), в зависимости от привлекательности (продаваемости) украшения. Ученые так интерпретировали эти отличия:

  1. Мозг затрачивает больше внимания на менее привлекательный стимул.
  2. Сама амплитуда потенциала есть отражение процессов, происходящих при эмоциональной оценке привлекательности стимула.
Нельзя сказать, что эти объяснения безупречны, но мы ведь и в самом деле пока не знаем, что происходит. Первое объяснение говорит о том, что красивый объект обладает какими-то характеристиками, которые обрабатываются мозгом быстрее, чем некрасивый. Иными словами, в нас, возможно, встроен некий детектор красоты. Мы каждый день неоднократно занимаемся эстетическими оценками: покупая цветы, выбирая музыку для телефона, одежду или ювелирные изделия для себя или в подарок. Что делает один товар красивее, а его продажи выше – симметрия, формы, контраст элементов или что-то еще, доподлинно неизвестно. Как бы то ни было, исследование показывает, что эмоциональная и эстетическая оценка объекта происходит в течение около 200 миллисекунд (сравнимо с длительностью моргания), и ее можно зарегистрировать всего в 2–3 точках на поверхности головы. Интересно, что разница между красивым и некрасивым кулоном составляла всего один микровольт.
Разумеется, понять и объяснить красоту в ее величии и полноте такие исследования не в состоянии, и недавняя статья в PLoS Biology описывает сложности задач, стоящих перед нейроэстетикой. Тем не менее красоту (и продаваемость) товаров, хоть и примитивно, но можно измерять и изменять. Все, что нужно увидеть, – первые 200 миллисекунд реакции человека. Причем показывать картинку можно не в течение 500 миллисекунд, как в этом исследовании, а еще более короткого времени, и за несколько минут прогнать перед глазами человека сотни дизайнов. Таким образом, можно отбрасывать заведомо провальные дизайны товаров и производить только то, что предполагает хорошие продажи. Даже сегодня, пользуясь этим методом, можно организовать конкурс красоты, в котором члены жюри со шлемами ЭЭГ на головах смотрят на участниц, а после перерыва на рекламу объявляют: «С отрывом в 1,5 микровольта побеждает участница под номером 12»!

Ранее опубликовано на Slon.ru


Нейроэстетика

Lisa Remers - Abstract SunsetКак вы думаете – картина в начале статьи написана человеком, или сгенерирована на компьютере? Как от ответа на первый вопрос изменится ваша эстетическая оценка картины, и представляет ли она из себя художественную ценность? В апрельском номере журнала Behavioral and Brain Sciences вышла большая статья о понимании и оценке искусства, с точки зрения нейронауки. Статья сопровождается комментариями 27 ученых. У меня только сейчас дошли руки пробежаться по статье, чтобы понять, в какие дебри мы сунулись с исследованием искусства, с помощью ай-трекера.

В этом вопросе, как впрочем, и во всех других, как минимум, два лагеря: одни говорят, что наши эстетические предпочтения имеют биологическую основу, и очень мало, а то и вовсе не зависят от других условий. Другие утверждают, что исторические, культурные и прочие факторы являются неотделимо важными. Истина лежит где-то посередине, но где эта середина, неизвестно.

Авторы статьи, норвежский и австралийский ученые (Bullot & Reber, 2013) выдвигают модель, объединяющую эти два подхода. Вкратце, модель рассматривает предмет искусства как артефакт, который оценивается тремя модулями оценки искусства. Контекстные знания – исторические и культурные необходимы для понимания искусства. Вот эта модель:
модель понимания искусства
Эта модель, конечно же, не совершенна, но породила дискуссию, которая даже более интересна. В статье поднимается и любопытный разговор об эстетизме подлинников, поделок и похожих картин. Эта тема пересекается с другой, поднятой еще Данто, о том, что как просто вещь может стать предметом искусства (Danto, 1981).

Кроме культурных, есть еще десятки биологических факторов: так, один из них, который определяет эстетическое предпочтение – легкость понимания смысла. Некоторые эксперименты показали, что картины, которые можно понять, но для этого требуется время, кажутся более осмысленными, в сравнении с картинами, на которые достаточно одного взгляда, чтобы понять. Когда понимание происходит, наш мозг чрезвычайно рад этому и присваивает более высокую эстетическую оценку.

пример абстрактного искусстваВ одном исследовании ученые показывали участникам эксперимента в камере томографа 200 абстрактных картин. Людям сказали, что половина картин из музея, а другая – сгенерированная на компьютере. В самом деле так и было, но ученые меняли «происхождение» картин, и люди видели в половине случаев не то, что было сказано. Музейная абстракция понравилась людям больше. (Kirk, et al., 2009). Одна из картин, использованных в исследовании – слева.

В начале статьи – Abstract Sunset художницы из Манчестера Лизы Ремерс (Lisa Remers).

Bullot, N. J., & Reber, R. (2013). The artful mind meets art history: Toward a psycho-historical framework for the science of art appreciation. Behavioral and Brain Sciences, 36(02), 123-137. doi: doi:10.1017/S0140525X12000489.

Danto, A. C. (1981). The transfiguration of the commonplace: A philosophy of art. London: Harvard University Press.

Kirk, U., Skov, M., Hulme, O., Christensen, M. S., & Zeki, S. (2009). Modulation of aesthetic value by semantic context: An fMRI study. NeuroImage, 44(3), 1125-1132. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.neuroimage.2008.10.009.