Война с ожирением: парадоксы

Fat FightersИзбыточный вес – многогранная подлость: это плохо для здоровья, для путешествий, для гардероба, и на работу берут неохотно, и еще много чего. Недавнее исследование (Major, et al., 2013) обнаружило еще один эффект.

90 женщин, участниц эксперимента читали статьи в The New York Times. Статьи были подделками, и созданы специально для эксперимента, но опирались на реальные факты. Одна группа читала статью «Брось курить или потеряешь работу» (в контрольной группе), другая – «Сбрось вес или потеряешь работу». В статье говорилось, как работодатели неохотно берут на работу людей, которые курят или с избыточным весом. Затем всем предлагалось подумать о фактах в этой статье и подготовить выступление по теме, а затем и выступить перед видеокамерой в течение пяти минут.

После этого женщин просили подождать, и приводили в комнату, где на экране монитора шел фильм про жизнь подводного мира. Рядом с монитором стояли три чашки – с печеньками, M&M и Skittles, и каждому предлагалось угощаться. На 10 минут их отставляли с фильмом и закусками, после чего приглашали в лабораторию, где просили заполнить опросники, и провести измерения роста и веса.

Что выяснилось:

Анкеты, которые заполнили участницы, показали, что женщины в разной степени осознают, что у них есть лишний вес, и чем глубже это осознание, тем парадоксальнее поведение. Когда им напоминают о социальных проблемах, связанных с ожирением, как в статье «Сбрось вес или потеряешь работу», то чем больше женщина осознает, что у нее избыточный вес, и чем сильнее её это задевает, тем больше она ест. Так, в эксперименте такие женщины потребили на 80 калорий больше других, что составляет 4% от ежедневной нормы калорий.

У женщин с избыточным весом статья вызвала уменьшение самоконтроля над питанием, а у женщин с нормальным весом – увеличение!

Самоощущения избыточного веса были более важны и предсказательны в поведении, чем реальный вес.

Странно, но контентно-лингвистический анализ и анализ невербального поведения выступлений женщин не показал никаких различий между женщинами из разных групп. Экспериментаторы надеялись увидеть что-то, и я, честно говоря, ожидал бы. Надо было, наверное, спрашивать их о чем-то личном, а не создавать полемические произведения.

Major, B., Hunger, J. M., Bunyan, D., & Miller, C. T. (2013). The ironic effects of weight stigma. Journal of Experimental Social Psychology. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jesp.2013.11.009

7 thoughts on “Война с ожирением: парадоксы

  1. “Опросы показали, что женщины в разной степени осознают, что у них есть лишний вес, и чем глубже это осознание, тем парадоксальнее поведение. Когда им напоминают о социальных проблемах, связанных с ожирением, как в статье «Сбрось вес или потеряешь работу», то чем больше женщина осознает, что у нее избыточный вес, и чем сильнее её это задевает, тем больше она ест. ”

    Если у человека выработалась положительная обратная связь на еду, то он будет автоматически реагировать дополнительными порциями на любой, подчёркиваю, любой стресс. Просто потому что для него это действенный способ этот самый стресс уменьшить. Что же тут парадоксального?

    1. Парадоксально то, что напомнив себе о сложностях в жизни, связанных с лишним весом, они стали вести себя конртпродуктивно. Это как если бы им сказали – вы знаете, лифт очень плохо работает, и поэтому когда будете уходить, спускайтесь по лестнице, это же все равно 2-ой этаж всего. Парадоксально было бы, если бы люди стали бы пользоваться лифтом еще больше, чем без этого сообщения. Мы вынуждены (и это, наверное правильно) называть такие вещи парадоксальными, потому что они противоречат ожидаемой логике поведения. У нас нет достаточно доказательств чтобы утверждать, что для людей с ожирением вести себя парадоксально – норма, и любое напоминание об ожирении делает им только хуже. У нас у всех положительная обратная связь на еду (ну кроме аномальных случаев), но мы (даже самые толстые из нас) не взрываемся от еды! :)

      1. А теперь представьте не просто лифт, а в котором работает лифтёром ОЧЕНЬ симпатичный молодой человек или девушка. Там всегда приятная музыка, чем-то замечательно пахнет и вообще. От одной мысли об этом лифте у людей поднимается настроение, а то и что посерьёзнее… ;-)

        А теперь им говорят – лифт может застревать, лучше пользоваться лестницей. Лучше? ЛУЧШЕ???? Для кого и чем лучше?!! :-)

        Никаких парадоксов, всё вполне предсказуемо.

        Мой тезис в том, что обычные ожидания “логичного” поведения основаны на игнорировании значимых обстоятельств или устойчивых моделей поведения. К сожалению, поставить полноценный эксперимент достаточно нетривиальная задача.

        1. Роман, я согласен, в какой-то мере, что некоторое поведение уже изучено настолько, что мы уже ожидаем реакцию, противоположную желаемой. Например, ужасные изображения на пачках и пугающие сообщения о вреде курения должны были бы снизить число курящих или число сигарет, и логично было бы этого ожидать. Но такого особо не происходит, и это парадоксально. Мы должны называть такое повеление парадоксальным, мне кажется. В противном случае, гипотеза звучит что любое напоминание о курении будет только усиливать курение – но до какой степени? А возвращаясь к ожирению: любое напоминание о еде должно увеличивать потребление еды у людей с лишним весом? Но до какой степени и что их останавливает? И почему у людей, у которых на несколько килограмм меньше, такого поведения не наблюдается? Каким образом 10 кг жира делают поведение у двух людей столь различным?

Добавить комментарий