Уровень ожирения во всех странах неуклонно растет. Это не очень хорошая вещь, и мы это знаем. Растет число исследований, которые отмечают, что независимо от индивидуальных характеристик человека, есть и другие факторы, влияющие на эту проблему. Особенности местности, в которой живет человек, оказывают влияние на поведение человека, и, в частности, на поведение относительно еды.
Так, например, если местность, квартал, поселок, в котором вы живете, эстетичен, удобен и у вас есть компания, то это увеличивает вероятность того, что вы больше будете заниматься физической активностью, такой как, например, просто гулять по окрестностям (Ball et al., 2001). Уровень граффити и мусора, с другой стороны, ассоциируется с общим уровнем жизни в данном районе. Исследование в Шотландии (Ellaway, Macintyre, & Bonnefoy, 2005) как раз занималось этими факторами. Используя данные солидного исследования, проведенного в Европе, начале 2000 годов, тщательно опросившего почти 7000 взрослых людей из восьми европейских стран (Bonnefoy et al., 2003), удалось установить, что:
вне зависимости от возраста, пола, социально-экономического статуса и диеты, данные о которой собственно и не собирались; но в зависимости от уровня загрязнений (количества граффити на зданиях, собачьих экскрементов, и мусора) и уровня озеленения вокруг домов и на улицах,
низкий уровень граффити и мусора и высокий уровень озеленения ассоциируется с большей физической активностью и меньшим (в 3 раза!) ожирением жителей.
Еще одно исследование (Ellaway et al., 2009), также в Шотландии, показало, что напротив, высокий уровень мусора ассоциируется с увеличением беспокойства (в 2,5 раза), депрессией (90%), и 50% шансами быть курильщиком.
Таким образом, управляя такими факторами, как количество деревьев, лужаек, кустарников, и устраняя граффити и мусор, мы фактически можем манипулировать поведением людей в хорошую позитивную сторону. Это то, что сегодня в англоязычной психологической литературе называется nudge.
Nudge
1. гл.
1) слегка подталкивать локтем
2) побуждать, заставлять
2. сущ.
лёгкий толчок локтем.
Это термин означает подход (Thaler & Sunstein, 2009), когда влияние на людей происходит ненавязчивым образом, а другие варианты не блокируются. Это фактически либертарианско-патерналистский подход – это выбор, который выгоден и полезен для нас, а определяется нами самими. Это воздействие легкое и в равной степени полезное. Например, если мы хотим, чтобы люди ели овощи и фрукты, то мы позиционируем их так (например, на уровень глаз), чтобы повысить вероятность выбора именно их, при этом не запрещая продажу джанк-фуда. Когда мы обращаемся к курению, то мы не запрещаем курение везде, где возможно и поднимаем цены, но делаем пачку сигарет такой неинтересной, чтобы она не имела зрительной стимуляции и привлекательности для еще некурящего подростка.
На фото пример граффити в районе Tandridge, Великобритания.
Ball, K., Bauman, A., Leslie, E., & Owen, N. (2001). Perceived environmental aesthetics and convenience and company are associated with walking for exercise among Australian adults. Preventive Medicine, 33:434-40.
Bonnefoy, X. R., Braubach, M., Moissonnier, B., Monolbaev, K., & Röbbel, N. (2003). Housing and health in Europe: preliminary results of a pan-European study. American Journal of Public Health, 93:1559-63.
Ellaway, A., Macintyre, S., & Bonnefoy, X. (2005). Graffiti, greenery, and obesity in adults: secondary analysis of European cross sectional survey. BMJ, 331(7517), 611-612.
Ellaway, A., Morris, G., Curtice, J., Robertson, C., Allardice, G., & Robertson, R. (2009). Associations between health and different types of environmental incivility: A Scotland-wide study. Public Health, 123(11), 708-713.
Thaler, R. H., & Sunstein, C. R. (2009). Nudge: improving decisions about health, wealth, and happiness. New York: Penguin Books.
5 thoughts on “Nudge”