Эта фотография выиграла главный приз 2012 года фонда Wellcome Image Awards. Фотография сделана Робертом Лудлоу (Robert Ludlow) из Института неврологии при University College London, в ходе операции по поводу эпилепсии. Прекрасно.
Люди, которые сделали нас толстыми
Новый фильм из трех частей производства BBC, The Men Who Made Us Fat (на данный момент вышло 2 части), который рассказывает о том, что на самом деле сделало человечество ожиревшим за последние несколько десятков лет. Есть любопытные эпизоды об исследованиях мозга. Очень рекомендую к просмотру.
Хрупкость бытия
В серии экспериментов, людям, распределенным по группам, показывали картинки из четырех категорий: фотографии целых зданий, фотографии строительства зданий, разрушенные здания, и здания, поврежденные в результате терактов (Vail Iii et al., 2012). После просмотра у людей собирали различные данные методом опроса. И вот что выяснилось:
1) По степени влияния на человека, здания, разрушенные естественным образом, и здания, поврежденные терактом, ничем не отличались. Не было и существенных отличий между целыми зданиями и зданиями в процессе строительства.
2) Вид разрушенных зданий гораздо чаще (почти в 2 раза) приводил к мыслям о смерти, в отличие от вида целых зданий или стоящихся зданий.
3) Разрушенные здания усиливали догматический настрой – вере в то, что позиция человека самая правильна.
4) В одном из экспериментов участникам после просмотра картинок предлагалось встать на позицию главнокомандующего США, и сформировать мнение относительно вторжения в Иран (!). И вид разрушенных зданий приводил людей к гораздо большей поддержке возможности такой войны. Причем в этом эксперименте, картинки зданий, разрушенных в результате теракта, не показывали; они видели обычные развалины.
5) В другом тесте людям после картинок давали лексическую задачу на скорость реакции определения существующих слов и несуществующих слов. Те, кто видел разрушения, были гораздо быстрее других в определении слов, связанных с войной, смертью и слов, связанных с государством. Слова, связанные с государством, использовались такие: нация, закон, президент, Америка, США, флаг, сенат, гимн, патриот. Интересно, правда? Вот что должны видеть люди для поднятия их государственности и патриотизма :)
6) Главным фактором, медитирующим все остальные эффекты, были мысли о смерти, которые рождались у людей, смотрящих на разруху.
И в самом деле, даже свидетельства пребывания человека на этой земле хрупки и подвластны времени. И ввиду этой хрупкости люди инвестируют значительно больше в мир убеждений: защищают свою точку зрения, веру, и готовы драться насмерть с врагом за сто морей ради идей.
«Таким образом, именно человек делает города разрушающимися, поскольку полагает их в качестве хрупких и дорогих и поэтому принимает совокупность мер для их охраны. И как раз в силу наличия этих мер подземный толчок или вулканическое извержение могут разрушить города или человеческие постройки. Главный смысл и цель войны и содержатся в самой незначительной постройке человека» (Сартр, 2000).
Vail Iii, K. E., Arndt, J., Motyl, M., & Pyszczynski, T. (2012). The aftermath of destruction: Images of destroyed buildings increase support for war, dogmatism, and death thought accessibility. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 17 May 2012. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.05.004].
Сартр, Ж.-П. (2000). Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: «Республика».
Neсomimi приходит в Европу
Я писал о забавном устройстве с ушами (Прелесть какая), на основе простого ЭЭГ, которое позволяет выражать свои эмоции разными движениями этих самых ушей. Страница Neсomimi в фейсбуке.
С тех пор как ушки стали продаваться сначала в Японии, а затем в США и Канаде, интернет уже полон фотографий и видео пользователей. Ну, правда, очень классная штука.
И вот, для жителей Европы появилась короткая возможность купить их во Франции. Во время JapanExpo, которое состоится с 5 по 8 июля 2012 года в Париже, в выставочном центре Paris-Nord Villepinte, и которое само по себе стоит посетить, будет возможность купить Neсomimi, за 150 Евро. А в Штатах оно стоит чуть меньше 100 долларов, но это уже и неудивительно.
Нейромаркетинг для образования
Melinda & Bill Gates Foundation в ноябре 2011 одобрило выдачу гранта размером в 498,055 долларов Университету Клемсон (Clemson University), в городе Клемсон, штат Южная Каролина, США.
Цель гранта – провести пилотное исследование вовлечения студентов в процесс обучения посредством измерения гальванического сопротивления кожи (Galvanic Skin Response, GSR). Исследование должно показать возможность использования таких приборов (в виде наручного браслета) в ходе обычных классных занятий в учебных заведениях.
Еще 621,265 долларов пошло Национальному центру времени и обучения (National Center on Time and Learning), в Бостоне, штат Массачусетс, также на измерения с помощью GSR и функционального томографа, чтобы понять корреляцию между результатами измерений этими методами и выстроить шкалу различных степеней вовлеченности студента в учебный процесс.
Этот проект зародился в ходе похожего исследования со студентами с аутизмом, которое обнаружило, что они могут быть вовлечены в процесс обучения, хотя внешне это может не замечаться учителями (Strauss, 2012). Результаты исследований появятся, предположительно, в июне 2013 года.
Измерения гальванического сопротивления кожи – самый, вероятно, простейший и неинвазивный метод измерения состояния человека в различных дисциплинах, в том числе, в нейромаркетинге. Сопротивление кожи показывает уровень физиологического и психологического возбуждения. Фактически метод измеряет электрическое сопротивление кожи в зависимости от влажности, а стресс и возбуждение повышает потливость кожи. Потовые железы управляются симпатическим отделом автономной нервной системы, то есть, по определению, не зависят от нашего сознательного контроля.
На картинках пример: Q Sensor фирмы Affectiva стоимостью $2,000 (он дополнительно имеет трехмерный акселерометр и датчик температуры кожи), который еще и передает «эмоциональное состояние» в твиттер пользователя.
Strauss, V. (2012). Gates changes Galvanic bracelet grant description. The Washington Post. 12 June 2012.
Семинар: Знакомство с нейромаркетингом. Eye-tracking: практическое применение для визуальной рекламы и других целей
Лаборатория Mindware Lab приглашает на семинар:
Знакомство с нейромаркетингом. Ай-трекинг/Eye-tracking: практическое применение для визуальной рекламы и других целей
29 июня 2012 года, Сивцев Вражек, д. 7/17
Ай-трекинг/Eye-tracking – метод регистрации движений глаз во время просмотра визуальной информации. Это инструмент объективного анализа маркетинговых и рекламных проектов, оптимизация творческих и финансовых инвестиций в рекламу.
В программе:
— проведение исследований с материалами участников семинара.
— теория и практика применения инструментов нейромаркетинга в рекламе, маркетинге, искусстве и других областях, экспериментальные находки, кейсы из практики и многое другое.
— рекомендации для рекламной и маркетинговой практики.
По окончании семинара вы узнаете всё (или почти все) о методе ай-трекинга (eye-tracking), научитесь им пользоваться, сможете сделать объективную оценку визуального материала в ходе собственного исследования.
По окончании семинара выдается свидетельство.
Стоимость семинара 3600 рублей (предусмотрены скидки для коллег).
В стоимость семинара входит:
— исследование одного образца рекламного материала участника,
— результаты исследования и рекомендации по оптимизации,
— кофе-брейки,
— раздаточный материал.
Количество мест ограничено.
Время: с 10:00 до 18:00.
Место проведения: Уютный класс в самом центре Москвы, пер. Сивцев Вражек, д. 7/17.
Практика применения мультисенсорного воздействия на покупателя
Был вчера на дискуссии «Практика применения мультисенсорного воздействия на покупателя» Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ. Практически все внимание было уделено обонянию, и все равно, времени хорошо подискутировать почти не было. В дискуссии в качестве экспертов приняли участие Bert Martin Ohnemuller, Neuromerchandising Group, и Виктор Тремзин. Вел обсуждение Дмитрий Адрианов и Андрей Мамонтов.
Запись представлена Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ (ссылка).