Вакансия психолога

В отделение лаборатории Mindware в Алматы, в Казахстане требуется психолог.

Требования:

  • Высшее психологическое образование.
  • Кандидат должен обладать научным мышлением.
  • Очень хорошее знание английского языка, уверенное пользование компьютером и интернетом — обязательно.
  • Самостоятельность, энергичность и хорошее чувство юмора. Желание и умение работать в команде.
  • Иметь цель стать хорошим профессионалом.

Условия:

  • Перспективы и условия для карьерного роста.
  • Социальный пакет.
  • Хороший коллектив.
  • Полная занятость. Возможность гибкого графика работы.
  • Заработная плата обсуждается на собеседовании.
  • Офис в центре.

 


Конечно знают дети

Сумоист против человека5 исследований с 144 малышами десяти-тринадцати месяцев показали (Thomsen et al., 2011), что когда они видят два новых для них объекта, вступающих в конфликт, они догадываются, что больший по размеру будет доминировать. Характерно, что восьмимесячные дети еще этого не понимают.

Большие практически всегда побеждают маленьких. Малышам показывали два кубика с нарисованными глазами и ртом, которые вступают в противоборство друг с другом. В одних случаях большой уступает маленькому дорогу, в других – наоборот. Так вот, когда малыши видели, что маленький кубик уступает дорогу большому, они смотрели в среднем на эту сцену 12 секунд. Однако когда большой уступал дорогу маленькому, они смотрели на это около 20 секунд. Почему? Потому что это необычно, это удивляло малышей. То есть к году жизни мы понимаем расклад, и когда кто-то ведет себя по-джентельменски, если можно так сказать, то это нас удивляет, и, вероятно, мы запоминаем это лучше.

Большой кубик против маленького

из Thomsen et al., 2011

Эти, казалось бы, тривиальные выводы могут помочь нам понять, что для нас кажется обычным, а что – нет. Причем на подсознательном уровне. Можно, например, поставить простой эксперимент по выявлению стереотипов у конкретного человека, особенно в проблемной для него области: подобрав тематические картинки и установив правила показа, регистрировать время, затрачиваемое на просмотр.

Кто-нибудь здесь хочет узнать что-нибудь про себя?

Thomsen, L., Frankenhuis, W. E., Ingold-Smith, M., & Carey, S. (2011). Big and mighty: Preverbal infants mentally represent social dominance. Science, 331(6016), 477-480.


Мозг расиста

Европейская молодежная кампания против расизма (European Youth Campaign Against Racism), при поддержке Комиссии за расовое равенство (Commission for Racial Equality), и участии Saatchi & Saatchi London произвели вот такую печатную рекламу.
Мозг расистаКампания Мозг расиста была разработана в Saatchi & Saatchi London, Великобритания, креативным директором Adam Kean, арт-директором Ben Nott, копирайтером Adam Hunt, и фотографом Nadav Kander.


Регенерация у человека

детские пальчики могут регенерироватьЧто меня не устает поражать – это вера людей во всевозможную ерунду, вроде памяти воды, астрологию, НЛО, и, в то же самое время, незнание реальных чудес, которые происходят в мире. Вот об одном таком и поговорим сегодня.

Легкий бардак в больнице в Англии (Sheffield Children’s Hospital) в один прекрасный день в 1972 году привел к тому, что мальчику с отрезанным кончиком пальца, просто перевязали культю и забыли дать направление к хирургу на обработку и накладывание швов. Мальчик отправился домой, и только через несколько дней хирург Синтия Иллингворс (Cynthia Illingworth) обнаружила эту ошибку. Мальчик оказался на осмотре, и она увидела, что палец начал регенерировать.

Этот случай, разумеется, привлек ее внимание, и привел к изменению процедуры работы с такими травмами. В больницу поступало 300-350 пациентов каждый год с аналогичными случаями, поэтому практика была обширная. Врач получила свидетельства подобного из разных уголков планеты, в частности, из Австралии (Douglas, 1972). Через два года наблюдений она опубликовала статью, в которой сообщала о десятках случаев регенерации кончиков пальцев, благодаря новому подходу к таким травмам (Illingworth, 1974). Внизу заметки есть ссылка на полный текст.

Обзорная статья (Wicker & Kamler, 2009) указывает еще на один случай – в 1932 году, в Канаде, у взрослого человека. Однако, судя по наблюдениям и практике Иллингворс, получалось, что такие случаи могут происходить только с детьми. И не просто с детьми, а при совокупности трех факторов: возраст до 11 лет, потеря пальца только выше складок кожи в районе первой фаланги, и отсутствие какой-либо обработки раны. Указание на максимальный 11 летний возраст появилось в виду того, что детей старше возрастом, в госпитале, где работала Иллингворс, обычно очень мало. Однако есть свидетельства и более старшего возраста, в 12 лет. У нашего мальчика все – кость, хрящ, кровяные сосуды, кожа, ноготь и нервные волокна регенерировались окончательно (и неотличимо от оригинала) в течение 3 месяцев.

Однако в последнее время была еще парочка случаев, с взрослыми людьми. Один — с человеком по имени Ли Спивак (Lee Spievak), 69 лет, в 2005 году, в Цинциннати, штат Огайо (Price, 2008) и второй – с женщиной, по имени Дипа Кулкарни (Deepa Kulkarni). В Дэвисе, Калифорния (Cohen, 2010). И все же, оба эти случая связаны с использованием растворов стволовых клеток, и прямого отношения к феномену спонтанной регенерации не имеют.

Когда я рассказываю эту историю, то многие врачи, оказывается, даже не в курсе, что сегодня это – просто медицинский факт. И многие все равно просто отказываются верить, даже обладая сегодня всеми  возможностями это проверить.

В самом деле, эта история увлекает нас в таинственный мир совершенно потрясающих наблюдений и исследований саламандр, электрических токов на поверхности кожи и стволовых клеток, которые могут быть там, где надо, если знать, как их об этом “попросить”. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Cohen, E. (2010). Woman’s persistence pays off in regenerated fingertip. CNN. September 9, 2010. http://edition.cnn.com/2010/HEALTH/09/09/pinky.regeneration.surgery/index.html?iref=allsearch.

Douglas, B. S. (1972). Conservative management of guillotine amputation of the finger in children. Journal of Paediatrics and Child Health, 8(2): 86-89.

Illingworth, C. M. (1974). Trapped fingers and amputated fingertips in children. Journal of Pediatric Surgery, 9:853-858. Полный текст статьи http://uuu.mindtel.com/ackbar/users/davew/eu-medics-00/selfheal/fingers.pdf.

Price, M. (2008). The man who grew back his finger tip. BBC News, 30 April 2008. http://news.bbc.co.uk/2/hi/7354458.stm.

Wicker, J., & Kamler, K. (2009). Current Concepts in Limb Regeneration. Annals of the New York Academy of Sciences, 1172(1), 95-109.


Тренируйте рабочую память

девочка в школеПоследние два дня участвовал в вебинарах по теме клинических исследований эффективности тренировок рабочей памяти при различных состояниях: при травматических повреждениях мозга, последствиях инсульта, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или ADHD), и др. Все было очень интересно. Что могу сказать кратко:

1) Роль рабочей памяти во многих процессах мозга нельзя переоценить. Она лежит в основе практически всех когнитивных способностей. Пожалуй, она должна быть одной из первых целей тренировки мозга.

2) Тренировать ее можно и нужно, и тренируется она прекрасно. Достижения тренировок остаются на значительное время.

3) Малая емкость рабочей памяти является одной из ключевых характеристик синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или ADHD). И, посему, тренировки рабочей памяти приводят к значимым и долговременным улучшениям состояния.

Родителям детей с СДВГ надо заниматься с ними тренировками рабочей памяти. Мне сложно представить какую-то другую альтернативу по финансовой доступности, безопасности для здоровья, и легкости достижения ощутимых результатов.

тренировка памятиВот на диаграмме выше показано, как у детей с пониженным объемом рабочей памяти, в результате 5-ти недельных тренировок (всего 25 сессий по 40 минут) поднялись показатели разных видов памяти, и как они удерживаются даже после 6 месяцев . Это привело, кстати, к улучшению понимания заданий в школе, успехам в математике, хотя эти способности и не тренировались (Holmes, Gathercole, & Dunning, 2009).

Holmes, J., Gathercole, S. E., & Dunning, D. L. (2009). Adaptive training leads to sustained enhancement of poor working memory in children. Developmental Science, 12(4), F9-F15.


Горечь мотивации

Вкус горечи и мотивация к выживаниюМы различаем много вкусов: сладкий, горький, соленый, кислый, и умами. Но наиболее чувствительны мы к горькому. На это есть причины – горький вкус ассоциируется с опасностью, так как часто свидетельствует об испорченности продукта или о его токсичности. Поэтому вкус горечи — важный элемент системы выживания человека.

Связь горького вкуса и выживания проявляется весьма затейливым образом. В нескольких экспериментах психологи Китайского университета в Гонконге  (The Chinese University of Hong Kong), проверяли гипотезу, что мотивация к выживанию связана с горьким вкусом (Chen & Chang, 2011). Участникам эксперимента давали простую воду, в контрольном условии, и горький напиток, в экспериментальном. Те, кто пил горький напиток, быстрее отбирали слова, связанные с выживанием, в лексических задачах. В другом эксперименте, люди, которые жевали горьковатый корень лотоса, были более склонны дисконтировать/игнорировать будущее, по сравнению с теми, кто жевал кислые лимоны.  В тесте на память, те, кто был в “группе горечи”, вспоминали больше слов, связанных с выживанием, чем те, кто был в “сладкой” группе.

Связано это с тем, что вкус горечи – адаптивная реакция привыкания к тяжелым условиям жизни. Когда все идет прекрасно, сладкой и приятной на вкус еды полно, нет нужды экспериментировать с горькими неприятными ощущениями. Наверное, поэтому сегодня мы различаем много видов горького вкуса, и к некоторым настолько привыкли, что даже не представляем себе жизни без них: кофе, шоколад, сигареты и прочее.

Если мы оказались в тяжелых условиях, надо подкрепить себя чем-то горьким, хотя бы кофе, без сахара и молока. И в нас должна проснуться тяга к выживанию. Надо только иметь в виду, что мотивация к выживанию уменьшает важность наших планов на будущее. И когда мы строим планы на будущее, горький вкус может им противоречить.

Chen, B.-B., & Chang, L. (2011). Bitter struggle for survival: Evolved bitterness embodiment of survival motivation. Journal of Experimental Social Psychology. doi: 10.1016/j.jesp.2011.11.005. Available online 12 November 2011.