Правильная мотивация. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Вторая

человек пишет формулы на доскеМы можем ставить себе цели и сами себя мотивировать. Но как «правильно» это делать, и какова сила мотивации?

Так, например, ненавязчиво показывая людям определенные слова, то есть, производя прайминг, можно изменить подсознательные мотивации и ожидания. Например, словами умный, сообразительный, интеллектуальный или, напротив, словами тупой, глупый и несообразительный, ученые достигали существенного различия в результатах выполнения когнитивных задач. Ведь что интересно – ученые, таким образом, меняли ожидания студентов относительно их будущего успеха в выполнении задачи, вне зависимости от реальных возможностей человека. Причем настолько несущественным, казалось бы, образом: это прайминг можно осуществить, дав прочитать короткий отрывок про студента – в одном случае, умного и сообразительного, в другом – тупого и ленивого.

Но что именно происходит в мозге в случае такой мотивации – спросили экспериментаторы, решившие увидеть это на магнитно-резонансном томографе. На это раз психологи (Bengtsson, Lau, & Passingham, 2009) манипулировали мотивацией следующим образом: одной группе людей сказали, что хорошая память означает высокий уровень интеллекта, и эксперимент будет как раз измерять их память. Другой группе сказали, что с их помощью ученые хотят просто оптимизировать некоторые параметры упражнений.

3-back задачаУчастники эксперимента выполняли n-back задачи, прекрасный тип упражнений на проверку и тренировку рабочей памяти. О таких задачах я уже писал здесь: IQ можно увеличить.  Посмотрите на рисунок слева – это пример 3-back задачи с буквами. На экране появляются буквы, одна за другой, и вам надо нажать на клавиатуре кнопку, соответствующую ответу «да», если какая-то буква повторяется через 2 другие буквы (как на рисунке с буквой h). В других случаях вам ничего делать не надо. Ученые решили сделать задачу одинаково трудной для обеих групп – за счет манипуляции временем, они смогли сделать так, что все участники эксперимента выполняли задачи с 75% успехом.

Дизайн эксперимента был устроен так, что обратная связь не давалась, но в таких задачах человек обычно догадывается, когда он сделал ошибку или был прав, если уж не сознательно, то точно — подсознательно.

По результатам опроса после тестов, проходивших внутри томографа, было выяснено, что группы одинаково воспринимали трудность задач.
Мотивированная группа достигла лучших результатов – даже в пределах заданных 75% — за счет времени между показом букв, но не это главное.

При правильных ответах на задачи исследователи не нашли разницы между активацией зон мозга у обеих групп. А вот показывает мозг у обеих групп, когда совершаются ошибки:

Активация мозга при ошибке с мотивацией и без нееМотивированная группа ожидала подсознательно выполнять задачи хорошо. Когда кто-то совершал ошибку, это не соответствовало ожиданиям. Ошибочный результат конфликтовал с ожиданием и создавал сигнал несоответствия в мозге. Как вы видите, это несоответствие вызывало вполне большую активность во многих регионах мозга. Важность этого сигнала заключается в том, что он обеспечивает обучение. Обучение на ошибках – возможно, самый правильный и эффективный способ обучения чему-либо.

Обратите внимание, что в немотивированной группе не происходило существенных изменений в активации при ошибке. Человек не ожидал от себя выполнения ничего особенного, и, совершая ошибку, не удивлялся ей и ничего не поправлял в своем поведении.

Обучаясь чему-то новому или делая что-то даже вполне привычное, мотивируйте себя на достижения. Ожидайте от себя отличных результатов, свершений, и удачи, и тогда вы будете учиться самым быстрым и лучшим способом.

Bengtsson, S. L., Lau, H. C., & Passingham, R. E. (2009). Motivation to do well enhances responses to errors and self-monitoring. Cerebral Cortex, 19(4), 797-804. Oxford University Press.


Пластичность мозга

Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозгаТолько что случайно узнал, что книгу Нормана Доиджа (Norman Doidge) The Brain That Changes Itself. Stories of Personal Triumph from the Frontiers of Brain Science перевели на русский язык (Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга), причем около двух лет назад. Сам читал эту книгу на английском, как только она вышла в 2007 году, потом перечитал, а некоторые главы — и пару раз, и слушал аудио книгу, и смотрел фильм, снятый по мотивам книги. Почитал, что и перевод на редкость хорош (что бывает, увы, довольно редко с такого рода литературой). Книга — поразительная, и ее просто надо прочитать. Книга про такие вещи, про которые вы никогда бы не подумали, что они возможны.

Paul Bach-y-RitaДавно уже планировал написать про человека, можно сказать, главного героя книги — Paul Bach-y-Rita, Пол Бакарита. Это был просто гениальный человек, умер в 2006 году. Почему ему не дали Нобелевскую премию — не укладывается в голове. Творил фантастические вещи. Вы и сами поймете, в начале книги, когда станете читать про женщину, потерявшую чувство равновесия, и про то, как Бакарита с коллегами в прямом смысле поставил ее на ноги.



Куда смотрят мужчины и женщины

Фото молодой женщины, использованное в исследованииМеждународное исследование с использованием аппаратуры для слежения за движениями глаз (eye-tracking, ай-трекинг), с 210 участниками из Франции, Англии, Голландии, Дании Испании, Бразилии и США, проводившееся с июня по октябрь 2011 года, поставило себе целью узнать, куда смотрят мужчины и женщины в разных странах, когда видят такую вот картинку (слева).

Уж не знаю, чем руководствовались экспериментаторы, выбирая именно эту фотографию, и эту женщину, которую многие женщины- участницы эксперимента в последующем опросе назвали вульгарной, но, тем не менее, она доказала, что силикон может манипулировать мужским вниманием.

Исследование координировалось одной из ведущих компаний по количественным исследованиям поведения пользователей французской Miratech. Результаты исследования были озаглавлены так (в моем переводе): «Мужчины смотрят на сиськи, а женщины на цацки».

И вот почему:

Мужчины потратили на 37% больше времени, чем женщины, разглядывая грудь:

Мужчины больше смотрят на грудь женщиныЖенщины потратили на 27% больше времени, чем мужчины, разглядывая кольцо:

Женщины потратили на 27% больше времени, чем мужчины, разглядывая кольцо

Глядя на лицо, мужчины фокусировали свое внимание больше на губах, а женщины – на глазах:

мужчины фокусировали свое внимание больше на губах, а женщины – на глазахБыли региональные различия, безусловно, и подробнее можно прочитать на сайте компании, однако, по всем странам и обоим полам, лицо было наиболее притягательным объектом Лицо притягивает взглядыдля глаз – около 25% всего времени было потрачено на лицо (слева). Мужчины потратили на 12% больше времени на лицо, чем женщины.

Чем хорош метод слежения за движениями глаз, в отличие от привычных маркетологам методов опроса и фокусных групп? Например, в этом исследовании, после просмотра, людям давали вопросник, где, помимо всего прочего, просили указать, какие детали привлекли их внимание. Мужчины чаще, чем женщины, отмечали глаза женщины и кольцо на руке, но туда как раз больше всего смотрели женщины. А мужчины смотрели больше на грудь и губы. Ай-трекинг позволяет измерять поведение так, как другим способом измерить его просто невозможно.


Фотографии, искажающие пространство

Georges Rousse, Casablanca, 2003Посмотрел сегодня выставку французской фотографии  100 х France. Отличные работы, но особенно мне понравился Georges Rousse, с фотографией 2003 года, Casablanca. Это, кто не знает, не фильтр и не фотошоп, а он покрасил стены старого здания так, что мы видим квадрат цвета. Другие работы — на его сайте http://www.georgesrousse.com, и, если погуглить, в лучшем разрешении, есть просто шедевры.  Он крут нереально.


Левый мозг, правый мозг

Левый мозг, правый мозг. Реклама Мерседес-Бенца.Замечательная работа. Понятно, что разделение мозга на описанные функции слишком притянуто. И при чем тут Мерседес, спрашивается, коль там справа внизу можно было написать все что угодно.
По клику открывается в полный размер.
Рекламное агентство: Shalmor Avnon Amichay/Y&R Interactive Tel Aviv, Israel
Выпущено в  феврале 2011.


Что мы не знаем о футболе

Stadio San Siro. Stadio Giuseppe Meazza - домашний стадион AC Milan и InternazionaleКогда футбольная команда играет на своем поле, она больше забивает голов и чаще выигрывает. Этот феномен уже подтвержден многократно. Букмекеры используют этот факт для высчитывания коэффициентов, а игроки и болельщики – для ставок. Интересно, что природа этого феномена так до конца и не выяснена. Разумеется, есть и очевидные факторы – игроки местной команды спят дома, едут на стадион спокойно, переодеваются в своих раздевалках, в то время как гости совершают длительные путешествия, едут в автобусах в пробках, спят в гостинице, переодеваются в непривычном месте. Но этого недостаточно, чтобы объяснить феномен полностью.

Были исследования множества факторов, и было обнаружена, например, существенная роль судейства. Субъективное судейство во всех видах спорта (в отличие от фотофиниша и прочего), очевидно, зависит от квалификации судьи, его психологического состояния, его отношения к шуму раздраженных или радостных болельщиков. Кроме того, исследования показали, что число местных болельщиков на стадионе увеличивает феномен, вплоть до того, что каждые 10,000 болельщиков увеличивают домашнее преимущество на 0,1 гол (Boyko, Boyko, & Boyko, 2007). Однако позже Johnston (2008) исследовал ту же самую статистику более 5000 матчей Премьер лиги английского футбола, и не нашел подтверждения этим гипотезам.

Один из последних анализов (Van De Ven, 2011) показал, что поддержка местных болельщиков не играет роли вообще. Даже в условиях пустых трибун, феномен домашнего преимущества все равно имел место. В другой ситуации, с командами AC Milan и Internazionale, которые делят один стадион, всегда при наличии полных трибун болельщиков, это феномен не проявляется.

Было обнаружено, что когда команда получает новый стадион, требуется время – до года, чтобы обрести опять домашнее преимущество. Это показал пример Арсенала (Runciman, 2008).

Другие исследователи нашли, что феномен имеет место, но начинает снижаться в последние годы (Thomas, Reeves, & Davies, 2004). В хоккее с шайбой NHL он снизился c 70% в двадцатых-тридцатых годах двадцатого века до сегодняшних 55%. В футболе бывали годы, когда он вообще исчезал. А женском футболе его фактически нет.

И его практически нет в бейсболе. Некоторые полагают, что это от того, что бейсбол не особо командная игра, в сравнении с футболом. Может быть, ведь и в теннисе это скорее даже наоборот. Но почему его нет в американском футболе?

Были исследования тестостерона, которые выявили повышенное содержание у игроков футбола, играющих на своем поле (на 40% выше). Тестостерон полезен, повышает агрессивность, дает уверенность, помогает справляться с болью, быстрее заживлять травмы (Runciman, 2008). Но этого нет в американском футболе, спорте, омываемым тестостероном.

Но пока домашнее преимущество есть в футболе, и, возможно, знание того, что этот феномен существует, помогает хозяевам выигрывать, а гостям – проигрывать. Это загадка, которую, возможно, многие болельщики и не хотели бы разгадывать.

Boyko, R. H., Boyko, A. R., & Boyko, M. G. (2007). Referee bias contributes to home advantage in English Premiership football. Journal of Sports Sciences, 25(11), 1185-1194.

Johnston, R. (2008). On referee bias, crowd size, and home advantage in the English soccer Premiership. Journal of Sports Sciences, 26(6), 563-568.

Runciman, D. (2008). Home sweet home? The Guardian, Sunday 3 February 2008.

Thomas, S., Reeves, C., & Davies, S. (2004). An analysis of home advantage in the English Football Premiership. Perceptual and motor skills, 99(3 Pt 2), 1212-1216.

Van De Ven, N. (2011). Supporters are not necessary for the home advantage: Evidence from same-stadium derbies and games without an audience. Journal of Applied Social Psychology, 41(12), 2785-2792.