Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Третья

Ручной эспандерЧтобы разобраться, желательно, окончательно, с этими феноменами, психологи (Hansen и Wänke, 2009) создали дизайн следующего эксперимента. Сначала участников эксперимента просили сжать ручной эспандер доминантной рукой, и как только они это делали, экспериментатор вставлял губку и засекал время. Как только губка падала (рука разжималась), секундомер останавливали. Разумеется, ожидалось, что люди будут отличаться по силе мускулов, и это требовалось, чтобы замерить разницу между длительностью до и после эксперимента.

Далее, как и в предыдущих экспериментах, людей просили в течение 6 минут, написать короткое эссе о типичном поведении и характеристиках спортсмена (в экспериментальном условии) и постоянно неработающего человека (в контрольном условии). Затем  дали анкету с утверждениями вроде: “Я уверен, что я могу ходить в фитнес-клуб, даже если мои друзья и семья не делают этого”, “Мне нравится заниматься моим любимым спортом регулярно, даже если я не получаю поддержки от других за свои усилия” и тому подобное. Нужно было оценивать согласие с утверждением по шкале. После этого участники эксперимента проделали тот же тест по сжатию эспандера на время.

Сравнение изменений после экспериментальных манипуляцийЧто показали результаты:  во-первых, разница во времени между первым тестом на сжатие эспандера и вторым у двух групп была существенна. Смотрите график. Отрицательная величина означает, что люди, инструктированные мыслями о безработном, могли удерживать экспандер сжатым меньше по времени, чем те, кто думал о спортсмене. Интересно, что статистически значимой разницы между временем первого и второго теста у людей, думающих о спортсмене, не было, а у людей, думающих о безработном, она была. Иными словами, думать об апатичном, не стремящемся к изменениям человеке без постоянной работы производит худший результат, чем думать об образе настойчивого, стремящегося к победе и упорного спортсмена.

В целом, все эксперименты этой серии показали, что определенным образом думая о хорошем, позитивном образе, мы меняем веру в свои собственные силы. Образ профессора заставляет нас верить в наши интеллектуальные возможности, образ спортсмена – в стремление к победе, и, напротив, образы и стереотипы не столь позитивные – как постоянно безработный, уборщица или секретарь уменьшают нашу веру в свои силы. А затем эта вера меняет и измеримые наши характеристики и наше поведение. Сам процесс влияния стереотипа/образа на наше поведение, тем не менее, остается неясным. Возможно, думая о позитивных, энергичных и способных других, мы готовим и мотивируем себя для контакта с такими людьми, становясь сами ближе к ним по характеристикам и поведению. А может быть, это один из процессов социального обучения, когда мы учимся становиться другими, анализируя, наблюдая и представляя их. Так что, если вы хотите достичь чего-то, что вам не удается или вы никогда раньше не делали, подумайте несколько минут о тех, кто уже это сделал.

Hansen, J., & Wänke, M. (2009). Think of capable others and you can make it! Self-efficacy mediates the effect of stereotype activation on behavior. Social Cognition, 27(1), 76-88.


Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Вторая

УборщицаПродолжая эксперименты, Hansen и Wänke (2009), сначала оценили стереотипы нескольких профессий, опрашивая студентов. Выяснилось, что уборщица считается наименее интеллектуальной профессией, в особенности, по сравнению с профессором университета. Неважно, что мы знаем весьма умную уборщицу и непроходимо тупого профессора – это же стереотипы, которые устойчивы и широко распространены.

Отталкиваясь от этого, одной группе участников эксперимента было предложено описать поведение и типичные черты профессора, а другой группе – уборщицы. Те из участников эксперимента, которые знали кого-то лично из этих категорий, были исключены из исследования, потому что в этом случае стереотипы могут не работать.

Стереотипичная оценка интеллекта профессора и уборщицыПсихологи предварительно отобрали, экспериментальным путем, из 100 вопросов 42 таких, которые были признаны не самыми сложными и не самыми легкими. Вопросы – фактически такие же, как мы можем видеть в бесчисленных телешоу – вопрос, и надо выбрать один из четырех ответов. И “скормили” эти вопросы участникам этого эксперимента. После каждого ответа человек должен был ответить, насколько он уверен в нем. Это так называемая калибровка. Хорошо иметь, например, 70% правильных ответов и 70% уверенности в них. Плохая калибровка, когда ответив правильно на 10% вопросов, люди выдают 100% уверенность. И также не очень здорово, когда ответив правильно на 90% вопросов, человек выдает 20% уверенности.

Результаты теста  — на графике ниже. Интересно, что уверенности в правильности ответов также было больше у тех, кого стереотипировали профессором.

Разница в количестве правильных ответовСмотрите, что получается: уверенность в своих силах приводит к лучшим результатам. Для некоторых людей, воспитанных всякими коучами, это кажется нормальным, однако причинно-следственная связь должна быть обратной – у человека с активированным высокоинтеллектуальным стереотипом возникают лучшие результаты, и следовательно, возникает больше уверенности в свои силы.

Впрочем, есть основания видеть именно такую, нелогичную связь, по следующим причинам: во-первых, люди не получали обратной связи о своих успехах, и тем не менее, уверенности было больше, во-вторых, несколько видов анализа данных показали, что влияние стереотипа на аккуратность в ответах и уверенности в них было независимо.  И все же, это странно, и разумеется, это надо было проверить. Продолжение завтра.

Hansen, J., & Wänke, M. (2009). Think of capable others and you can make it! Self-efficacy mediates the effect of stereotype activation on behavior. Social Cognition, 27(1), 76-88.


Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Первая

Christina Hendricks в роли Joan Holloway в сериале БезумцыВерите ли вы в себя? Ключевое слово здесь – “верить”. Верить – это загадочная деятельность и способность нашего мозга, которая интересует лично меня на протяжении очень долгого времени. Помните, один персонаж жутких сказок говорил “если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице* сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас”. Однако ни эти сказки, ни многочисленные разговоры с фанатами этих сказок не дают ответа, как мы можем научиться верить именно так. Казалось бы, за пару тысяч лет, занимаясь этим профессионально, и потратив миллионы часов, можно было бы прийти к каким-то методам, не так ли? Увы, придется, как обычно, делать это самим.

Что мы знаем? Особенность веры заключается в том, что как только вы чуть-чуть засомневаетесь, она тут же исчезает. Поэтому одно из очевидных решений заключается в том, чтобы то, во что нам надо поверить, появилось в нас незаметно для нас, так, чтобы сомневаться в этом мы не могли. Это должна быть неосознаваемая инструкция или неосознаваемая активация определенной категории, которая обрабатываемая исключительно подсознательными процессами, неведомо для нашего сознания. Неведомая для сознания, и значит, не подлежащая сознательному критическому фактору.

Психологи университета в Базеле, в Швейцарии (Hansen & Wänke, 2009), выдвинули такую гипотезу: активация стереотипа, связанного с высокими интеллектуальными способностями, должна увеличить веру в эффективность собственных действий.

Участников эксперимента попросили помочь в формировании образа (стереотипа) для факультета психологии. Для этого им нужно было описать типичное поведение и характеристика профессора, в экспериментальной группе, и секретаря, в контрольной группе. Все это было замаскировано как часть двух исследований в одном, для того, чтобы не дать возможности людям построить связь между тем, что они делают сейчас и потом. На самом деле, такое описание и было неосознаваемым инструктированием, в надежде, что оно вызовет активацию стереотипа. Затем, перейдя к следующей, казалось бы, не связанной с предыдущим заданием, работе, участники должны были познакомиться с интеллектуальной игрой, Trivial Pursuit, и оценить, как они играли бы в нее. Оценка включала в себя достаточно вопросов, чтобы понять и измерить, как изменилось их представление о собственных возможностях. И на графике показана статистически значимая разница в оценке своих возможностей.

Self-efficacy

Когда мы думаем интенсивно о чем-то, то эти мысли изменяют наше самосознание – во всяком случае, некоторые аспекты стереотипов могут стать частью нас, на какое-то время. Ну, хорошо, верить в свои силы мы стали больше, а что с реальностью? Что толку с того, например, что вы поверите, что можете читать мысли людей? Таких людей уже достаточно. Нас же интересует не самообман, а реальные, практические и измеримые феномены. Продолжение завтра.

Hansen, J., & Wänke, M. (2009). Think of capable others and you can make it! Self-efficacy mediates the effect of stereotype activation on behavior. Social Cognition, 27(1), 76-88.

* смоковница — инжир, фига.

На фото: Christina Hendricks в роли офис-менеджера Joan Holloway в сериале Безумцы (Mad Men).


Запасной мозг для экстренных случаев

Запасной мозг для экстренных случаев

Незаменимая вещь в случаях, когда вы перестаете соображать: быстро надуйте этот мозг и пользуйтесь. Мозг упакован в приятную жестяную коробочку  8 см x 6.5 см x 2 см, мождет быть всегда с вами. И всего $6.95. Продается здесь.


V

ВизитерыА скоро будет второй сезон «Визитеров». Бюджет, конечно, у фильма не — ахти, сюжет хромает, некоторые герои сами не понимают, чего делают, но все же главная ящерица (на фото) делает просмотр фильма стоящим.


Жутковатые медицинские пособия

Сайт English Russia опубликовал подборку учебных плакатов по психиатрии советского времени. Познавательно и страшненько.

Художественное воспроизведение больным его зрительных галлюцинаций

Художественное воспроизведение больным его зрительных галлюцинаций


Любовь у моста

Сapilano bridgeВ продолжение темы о феномене ошибочного приписывания причины, сегодня мы рассмотрим уже ставший классическим эксперимент, широко известный в узких кругах.

Представьте себе такую сцену: привлекательная девушка подходит к мужчине в парке и просит помочь ей выполнить небольшое психологическое исследование. После того, как мужчина заканчивает с анкетой, она говорит, что была бы рада поговорить, если есть вопросы по поводу этого исследования, и отрывая кусочек бумаги, пишет на нем номер телефона и протягивает мужчине. Девушка подходила к мужчинам после того как они пересекут мост. Для этого были выбраны два отличных друг от друга моста в национальном парке в Северном Ванкувере, Британская Колумбия, Канада. Первый (экспериментальный, на фото вверху) – был подвесной, шириной в полтора метра, 150 метров длиной, сделанный из деревянных планок, подвешенный на тросах. Мост имел довольно угрожающие характеристики: он мог раскачиваться, прогибался под тяжестью пешехода, с низкими опасными поручнями, и соединял два края 80 метровой пропасти, где внизу бурлила в камнях горная река Капилано. Вы можете посмотреть много фотографий, как выглядит этот мост здесь. Мост стал безопаснее с той поры, когда проходил эксперимент (в 1973 году), о котором мы сейчас говорим.

Второй мост был солидным, широким, всего лишь в 3 метрах над спокойной речкой, с высокими поручнями, неподвижный и основательный. Когда девушка подходила к мужчине около опасного моста, она называла себя Глория, а когда у спокойного – Донна.

Исследователей (Dutton & Aron, 1974) интересовало все: сколько мужчин взяли бумажку с телефоном девушки, и сколько потом позвонили. Количество мужчин пересекших опасный мост и безопасный мост, и согласившихся ответить на вопросы девушки было приблизительно одинаково, 23 и 23, соответственно. Телефон девушки взяли примерно одинаковое количество мужчин в обоих условиях, но позвонили отнюдь не все. В одном случае только 12,5% мужчин позвонили ей, а в другом – 50%. Стоит заметить, что звонок, по сути, был назначением свидания с девушкой. Как вы думаете, сколько назначили свидание Глории, а сколько – Донне, и почему?

Правильный ответ: мужчины, пересекшие опасный мост, гораздо чаще звонили девушке Глории и пытались назначить свидание. Чем это можно объяснить? Каким образом одна и та же девушка казалась настолько разной для двух групп мужчин? Психологи объясняют это так: мужчины, перешедшие опасный мост, испытывали волнение, их сердце билось чаще, и они были возбуждены. Конечно, сознательно они приписывали это тому рискованному акту, который они только что совершили, однако частично они могли приписать это девушке. Ну, смотрите: он видит девушку первым делом, перейдя мост, его тело все еще находится в возбужденном состоянии, и его мозг пытается объяснить это состояние внешними причинами. “Если я так взволнован, наверное, это потому что мне нравится эта девушка”, вполне может рассуждать его мозг, причем это происходит подсознательно и неведомо для сознания мужчины. И это справедливо, потому что опасность уже миновала и возбуждение, если оно осталось надо объяснять другими причинами.

Экспериментаторы также рассуждали о возможных побочных факторах этого феномена, одним из которых был тот, что этот подвесной мост — хорошо известная, разрекламированная достопримечательность, привлекающая массу туристов. В большинстве своем туристов, то есть людей не из данной местности, и у которых, весьма вероятно, не было возможности либо позвонить девушке вообще, либо рассчитывать на развитие каких-то отношений с ней. Если так, то тогда мы предполагаем, что в аналогичных условиях, и в современное время, когда и расстояния значат меньше, и вместо телефона можно дать адрес скайпа или твиттера, и в месте, где более вероятны преимущественно местные жители, откликов было бы гораздо больше. То есть вы понимаете, что если вы хотите, чтобы человек в вас влюбился, попадитесь ему на глаза через минуту-другую после поездки на американских горках, после киносеанса фильма ужасов с леденящим кровь концом, или что-то в этом роде :). С другой стороны, вы тоже посчитаете этого человека более привлекательным, нежели в других условиях, даже зная об этом феномене.

Dutton, D. G., & Aron, A. P. (1974). Some evidence for heightened sexual attraction under conditions of high anxiety. Journal of Personality and Social Psychology, 30(4), 510-517.