Насилие и гигиена

Тревор ФилипсЕсть такой «эффект Макбет», о котором я уже писал (Мойте руки!). Эффект описывает желание человека физически помыться в случае угрозы моральной чистоте. И вот недавно, ученые из Германии и Люксембурга вновь показали работу этого эффекта (Gollwitzer & Melzer, 2012).

70-ти студентам дали поиграть в жестокие компьютерные игры, а затем предложили выбрать себе подарки за участие в эксперименте. Разрешалось выбрать четыре подарка из предложенных, а среди этих 10 подарков, пять были гигиенического назначения (гель для душа, спрей-дезодорант, зубная паста, зубная щетка, крем-пилинг).

Игры, в которые играли студенты: FlatOut2 и GTA San Andreas. В первой, FlatOut2, надо сбивать чужие машины, стараясь оставить невредимой свою. В этой игре нет насилия над человеком, скорее только над техникой. А вот в другой игре, GTA San Andreas, насилие над человеком – необходимое и обязательное условие для прохождения почти всех миссий.
GTA V
Эксперимент подтвердил тенденцию предпочтения гигиенических средств после учиненного насилия, но только у неопытных игроков, играющих в игру с насилием впервые или нечасто.

график влияния насилия в видеоигрена моральОпытные игроки, как аргументируют исследователи, используют механизмы, описанные еще Бандурой: отстранение от происходящего, оправдание своего поведения, возложение вины за насилие на объект насилия, дегуманизацию жертвы и прочее.

Что характерно, Тревор Филипс, один из персонажей GTA V (он на картинке в начале статьи), и самый жестокий из всех, именно так и поступает, обвиняя всех вокруг. И вообще никогда не моется.

Gollwitzer, M., & Melzer, A. (2012). Macbeth and the joystick: Evidence for moral cleansing after playing a violent video game. Journal of Experimental Social Psychology. doi: 10.1016/j.jesp.2012.07.001.

На картинках — GTA V.


Худей! Вести с полей, часть вторая

выбор и подавлениеГод назад я уже писал (Где живут эмоции и мастерство) про тестирование метода изменения когнитивных предпочтений к еде. Тогда я позанимался около 10 часов, и потерял 1,5 кг за месяц, но эффект, к моему удивлению, продолжился и после остановки тренировок, и вылился в потерю около 8 кг за полгода.

Приблизительно такие же цифры были у голландских исследователей (Veling et al., 2014), от работы которых я отталкивался. На протяжении года я периодически занимался идеями по усилению эффекта. И вот в конце мая решил провести эксперимент с большим количеством людей. Когда тебе нравится гипотеза, самый правильный шаг – сделать все зависящее от тебя, чтобы ее опровергнуть. Если она после того выживет, то прекрасно, а нет – туда ей и дорога, зачем обманывать себя?

Несмотря на то, что есть уже продвинутые версии, программно удалось реализовать лишь три версии (спасибо Джону З.), которые и были предложены участникам. Участницы (а они все оказались женщинами) начинали с самой простой, и, достигнув в ней стабильного высокого результата, переходили на более сложные версии.

Было рекрутировано более 100 человек, из которых часть отсеялась на разных этапах, а в конце месячного эксперимента удалось выделить когорту в 30 человек с полными данными. Три группы, по 10 человек в каждой: одна экспериментальная и две контрольных (отличающихся между собой весьма значительно).

Предварительные результаты таковы: в экспериментальной группе, где участницы активно должны играть в игру каждый день (не более 15 минут в день), они потеряли в среднем по 2,78 кг, статистически значимая разница в весе «до» и «после» (p=0,001). Средние значения индекса массы тела (BMI) снизились с 29,3 до 28,5, при этом BMI у 33% был менее 25, что относится к норме.

Проверялась и другая гипотеза: уже давно известно, что ежедневные взвешивания приводят к потере веса (Steinberg et al., 2015; VanWormer et al., 2008). Объяснить это можно, как минимум, двумя причинами. Первая – осознанность, когда вы просто чаще себе напоминаете о том, что с весом надо что-то делать. Вторая – социальное давление, в случае, если вы не только взвешиваетесь, но и сообщаете об этом третьим лицам. Я ожидал, что группа, которая взвешивалась ежедневно и отправляла мне данные, без игры, покажет такие результаты. Так и оказалось: потеря веса составила 1,7 кг, и разница между весом до и после была статистически значима (p=0,03).

Когда эксперимент уже подходил к концу, один человек, весьма скептически относившийся к этому эксперименту, прислал мне ссылку:

«Компьютерная игра поможет отказаться от вредных перекусов.

Игру разработали психологи из Университета Эксетера и Университета Кардиффа. В экспериментальную группу вошел 41 человек. Большинство добровольцев имели избыточный вес. Все участники перекусывали калорийными продуктами, например, печеньем, кексами и шоколадом, по крайней мере, три раза в неделю, сообщает BBC.» (заметка в MedDaily.ru)

В этом эксперименте британских ученых (Lawrence et al., 2015) собственно тренировками люди занимались всего 5 раз по 10 минут (!), и потеряли около 700 грамм. Самое интересное, что, проверив участников через полгода, исследователи увидели продолжающийся эффект — потерю веса у экспериментальной группы чуть более 2 кг, как видно на графике:

результатыУ них был другой дизайн игры, но такой же простой. В моем эксперименте, в базовой версии на экран выводятся две картинки – одна с «хорошей», другая – с «плохой» едой, при этом в соответствующих зеленой или красной рамке, и необходимо выбрать «хорошую» (на картинке в начале статьи). У них на экран выводилась одна картинка и надо было нажать соответствующую клавишу – в каком месте экрана она показалась, в левой части или правой. Но если показывалась «плохая» еда, то надо было воздержаться от нажатия. Таким образом человек учится подавлять импульсивное поведение.

В общем, уже многое понятно, в целом, но «дьявол — в деталях», поэтому в августе решено запустить ещё один эксперимент, несколько с другим дизайном, и люди уже почти полностью набраны. Это послужит логичным продолжением, после чего можно будет смело подводить итоги. К тому же хочется получить данные от участниц и через месяц, и два и три после окончания тренировок, потому что эффект должен продолжаться. И не только в том, что касается веса — такая интервенция приводит к улучшению буквально всех сторон жизни: в семейной жизни, в работе, в здоровье, во всем.

Lawrence, N. S., O’Sullivan, J., Parslow, D., Javaid, M., Adams, R. C., Chambers, C. D., . . . Verbruggen, F. (2015). Training response inhibition to food is associated with weight loss and reduced energy intake. Appetite, 95, 17-28.

Steinberg, D. M., Bennett, G. G., Askew, S., & Tate, D. F. (2015). Weighing every day matters: daily weighing improves weight loss and adoption of weight control behaviors. Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics, 115(4), 511-518.

VanWormer, J. J., French, S. A., Pereira, M. A., & Welsh, E. M. (2008). The impact of regular self-weighing on weight management: A systematic literature review. The International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 5, 54.

Veling, H., van Koningsbruggen, G. M., Aarts, H., & Stroebe, W. (2014). Targeting impulsive processes of eating behavior via the internet. Effects on body weight. Appetite, 78, 102-109.


Вести с полей. Часть первая

приборный дисплей самолетаВ течение последних нескольких месяцев мне как-то удалось провести довольно много исследований, и перед тем как двинуться дальше, надо подводить итоги, и поделиться. Возможно, кое-что покажется вам таким же интересным, как и мне. Вот на что я тратил свое время:

  • Изучение рекламных материалов и возможности создания лучших композиций.
  • Исследование, как мы представляем свое желанное будущее, и как мы можем создать технологию «лучшего и правильного» представления, так, чтобы повысить вероятность его реализации.

  • Возможности имплицитного обучения и разработки улучшенных методов такого обучения.

  • Эксперимент по изменению пищевых предпочтений, используя когнитивные психологические методы (да, и при этом человек теряет вес).

  • Исследование по когнитивным методам снижения симптомов псориаза.

Ну, начнем не по порядку, а по мере готовности:

Имплицитное обучение

Обучение сознательное, ориентированное на получение знаний, например, посредством лекций, исследований и дискуссий – это эксплицитное обучение. Вы знаете, чему учитесь и учите это, пока не освоите.

Имплицитное обучение – это процесс обретения знаний и умений, который происходит, в основном, без участия сознания или восприятия. Вы можете даже не знать, чему вы учитесь, или знать, но не понимать происходящее. Лучший пример и вид имплицитного обучения — игра. Можно сказать так: эксплицитное обучение – сбор информации, имплицитное – создание и организация интуитивного понимания.

В реальности, если обучение сбалансировано, то будет задействовано оба типа научения. Практически все, чему можно научиться, можно научиться имплицитным образом. Понятно, для разных видов деятельности нужны разные подходы.

Как это используют: в 1994 году Филип Келлман из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и Мэри Кайзер из Исследовательского центра Эймза при НАСА (Kellman & Kaiser, 1994) тестировал один вид имплицитного обучения (перцептивное обучение) начинающих пилотов. Им показывали несколько приборов на панели, и они должны быстро определить одно из нескольких состояний самолета: поворот с набором высоты, устойчивое снижение, и тому подобное. Состояние можно сделать, проанализировав данные всех 6 приборов.

примеры маневров самолета на приборной панелиНа картинке, из аналогичного исследования австралийских ученых (McLean, Wise, & Williams, 2011) показаны: левый поворот с набором высоты, и правый поворот со снижением.

Показ происходит быстро, и если нет ответа, на мониторе показывается следующий слайд. Если ответ правильный – одобрительный звук, если неправильный – неодобрительный звук и подсветка правильного ответа. Через три часа (две сессии по полтора часа каждая) таких тренировок у новичков выработалась способность быстро оценивать маневр самолета, с аккуратности и скоростью, которую демонстрируют пилоты с 500-2500 летными часами!

Сейчас похожие методы используют для обучения дерматологов (быстрая и точная диагностика высыпаний на коже), хирургов, химиков, кардиологов (чтение ЭКГ), разумеется, военных, и проч. Метод настолько хорошо, что вызывает и опасения – понимание автоматизируются быстро, и при недостаточно продуманном дизайне есть риск обрести вредные навыки.

сравнение колец по ценеЯ решил посмотреть на самый простой способ, для того, чтобы понять, каким образом его можно совершенствовать и применять в других областях. Я взял ювелирные украшения, в которых ни черта не разбирался, и еще потому, что было можно достать много материала для обучения, и, создав набор колец из 200 колец с ценами, начал тренироваться. Задача была – догадаться, какое из них дороже. В конце концов, цена – хоть какое-то измерение ценности изделия.

результаты тренировкиСлева — результат моих 17 занятий – чуть больше часа. Через какое-то время возникает уверенность, и весьма скоро – понимание, почему надо выбрать именно это, а не то кольцо. Цвет, точность линий, и все такое. До конца не понятно сознательно, но подсознательно – уверенность хорошая. По моей просьбе три человека приняли участие в такой игре, с практически таким же результатом, и девушка, которая любит ювелирные изделия, через полчаса уверенно достигла 90 с лишним процентов точности.

определение бренда колецСлева — другой вариант, который лениво тестируется сейчас: в этом случае надо определить, где какой бренд: Cartier, Chopard или Bvlgary, и другие известные бренды.

Что еще испытать, в такой же неведомой для меня области? Не придумав ничего лучше, я загрузил 350 картинок женской обуви, с той же задачей – как можно быстрее определить, какая пара обуви дороже.
Вот как выглядели слайды (фото с сайта net-a-porter.com):

сравнение туфель по ценеТеперь, через час тренировок и полчаса эксплицитного просмотра а могу сказать, что мое представление о женской обуви изменилось. Мало того, что я стал обращать внимание на то, что носят женщины, я уверен, что отличу Jimmy Choo от Christian Louboutin или Miu Miu. Хотя, если я не буду поддерживать эти знания, то вскоре вернусь в первоначальное состояние «Джимми, чо?»

Такой подход, очевидно, применим для обучения новых работников или освоения новой профессии – вряд ли по скорости и глубине обучения что-то может соперничать с имплицитным подходом.

В общем и целом, как и полагается после исследования, образовалось еще больше вопросов для последующих экспериментов. Например: как это можно применить в одной очень специфической области, и как можно улучшить это метод в 2, 5 или даже 10 раз? Появились идеи, которые надо проверять.

pinyinПоскольку я учу китайский, и как оказалось, тональность мне достается сложнее всего, я начал изучать тональности именно таким образом. Диктор произносит слог, а на экране появляются несколько вариантов тонов, и надо выбрать правильный. Если сначала все кажется мне одинаково звучащим, то через минут 10, перепутать первый тон с третьим уже кажется невозможным. Сложно передать ощущения, но язык сразу вдруг открылся с новой стороны, и какая-нибудь простая фраза, которая вчера звучала как «кошмар, что она сказала?!», сегодня воспринимается почти как родненькая.

Ну, и как же без искусства? В июне я провел небольшое пилотное исследование с картинами, и меня опять поразила скорость обучения. При этом не надо особо думать, а все, что вы можете делать сознательно — радоваться ошибкам – именно они главное топливо для этого типа обучения.

Начнем с вопроса:

Перед вами картины так называемых «малых голландцев».

Справка: «Малые голландцы» — условное название, под которым подразумевают большинство голландских художников 17 в., писавших небольшие, тщательно отделанные картины (П. де Хох, Я. ван Гойен, Я. и С. ван Рёйсдал, Э. де Витте, П. Клас, В. Хеда, В. Калф, Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен, А. Кёйп и др.). Каждый из них, как правило, специализировался в каком-либо одном жанре. Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов, уголка природы показать величие Бытия до сих пор восхищают зрителей. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, полагавших, что живопись должна не только доставлять удовольствие, но и учить, напоминать о вечных духовных ценностях» (цитата с сайта Академик).

Где работа кисти Яна Стэна (Jan Steen), а где — Адриана ван Остаде (Adriaen Jansz. van Ostade)?
Где работа кисти Яна Стэна, а где - Адриана ван Остаде?

А тут: что написал Квирин ван Брекеленкам (Quiringh van Brekelenkam), а что – Адриан Броувер (Adriaen Brouwer)?
что написал Квирин ван Брекеленкам, а что – Адриан Броувер?

Правильно ответить на такие вопросы «могут не только лишь все, мало кто может это делать» (Виталий Кличко. Избранные речи).

А теперь представьте себе, что вы искренне заинтересовались изучением работ этой когорты художников, и программа, в которую упакованы сотни их работ, предлагает вам решать, быстро и однозначно, кто есть кто. Разумеется, вы будете делать ошибки, и их число сначала будет даже превышать 50%, но через какое-то время, сравнительно небольшое, вы начнете «угадывать», все чаще и чаще. Через несколько часов вы сможете отличить Броувера от ван Брекеленкама — даже когда вам покажут картины этих авторов, которые вы прежде не видели! Да, вам будет сложно объяснить кому-то, с чего вы так решили, но вы будет чувствовать правильность своего выбора.

Это непередаваемое ощущение, которое принято называть интуицией; это она и есть, в научном понимании этого термина. Если вы продолжите тренировки, то вскоре вы начнете замечать и причины своей уверенности – у одного художника какие-то отличные от других цвета, у второго – только определенные ситуации, у третьего – уникальный контраст, и в таком духе. Таким образом, при обучении с активным применением имплицитного метода, вы достигните мастерства за более короткое время.

Kellman, P. J., & Kaiser, M. K. (1994). Perceptual Learning Modules in Flight Training. Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting, 38(18), 1183-1187.

McLean, G., Wise, L.Z. & Williams, B. (2011). A perceptual training module for pilot instrument scans. In G. Williams, P. Statham, N. Brown & B. Cleland (Eds.), Changing Demands, Changing Directions. Proceedings ascilite Hobart 2011 (pp.842-846).


Алгоритмы-искусствоведы

Frederic BazilleВ мае 2015 вышла статья исследователей из Университета Рутгерз (Saleh & Elgammal, 2015). Они составили коллекцию цифровых изображений 81,449 картин 1,119 художников, начиная с 15 века до наших дней. Компьютерная программа, которую они создали, смогла научиться классифицировать работы по стилю, жанру и художнику. Точность, которую она достигла за короткий срок: 63% точности идентификации по художнику, 60% — по жанру, и 45% — по стилю. Что интересно, эти алгоритмы позволили обнаружить некоторые факты – так, выяснилось. что на творчество некоторых художников было оказано влияние других творцов. Это, понятно, обычное дело, но именно об этих конкретных случаях искусствоведам известно не было.

Norman RockwellНапример, алгоритм обнаружил, что картина француза Фредерика Базиля (Frederic Bazille) «Мастерская на улице Ла Кондамин, 9, в Париже», написанная в 1870 году (в начале статьи), и картина американского художника Нормана Рокуэлла (Norman Rockwell) «Парикмахерская Шаффлтона», написанная в 1950 (выше этого параграфа) весьма похожи. Авторы исследования стали искать сведения о таком факте в истории искусства, но ничего не нашли (статья про эту находку).сравнение двух картинЖелтым выделены очень похожие объекты, красным – схожая композиция, а синим – схожие структурные элементы. Без всяких натяжек можно сказать, что компьютерный алгоритм сделал, пусть и небольшое, но открытие.

Сами исследователи не считают, что такие алгоритмы заменят искусствоведов, но, на мой взгляд, это скромность. Не знаю как вы, а у меня нет сомнений, что вскоре на этом направлении будет еще много достижений. Компьютерные программы учат «понимать» живопись, точность идентификации начнет приближаться к максимуму, мы узнаем еще много интересных фактов из области искусства. Алгоритмы научатся не только «понимать», но и создавать шедевральные картины, скульптуры и музыку.

А что делать нам?

Saleh, B., & Elgammal, A. (2015). Large-scale Classification of fine-art paintings: Learning the right metric on the right feature. Arxiv.org. Полный текст: http://arxiv.org/pdf/1505.00855v1.pdf


Пересечения миров

Воображаемые мирыПредставьте себе мир, в котором реальность (для нашего мозга) неотличима от вымысла. Мы не можем никаким образом отличить одно от другого. Утром за кофе вы взяли книжку Акунина и, прочитав несколько строк, кричите: «Ты представляешь?! Фандорина сейчас чуть не убили, но, слава богу, все обошлось!»

Реальный мир у нас только один, а воображаемых – много. Кто-то легко может представить себе десятки воображаемых миров, когда-то открытых в прочитанных книгах или фильмах– мир Корнея Чуковского, Фенимора Купера, братьев Гримм, «Игры престолов» и т.п. Разумеется, существуют нарушения работы мозга, когда начинаются проблемы отличия реальность от вымысла. Но нас они сейчас не интересуют.

Китайские ученые (Yang & Xue, 2013) с помощью ЭЭГ пытались рассмотреть восприятия этих ситуаций на уровне электрической активности мозга. Участникам давали различного рода ситуации (в исследовании использовали имена американских политиков, но я, для улучшения понимания, изменил их на наших): «Путин говорил с Якуниным, когда в кабинет вошел Сечин», «Гарри Потер говорил с Гермионой, когда в комнату вошел лорд Волдеморт», «Гарри Потер говорил с Гермионой, когда в комнату вошел Путин» или «Путин говорил с Якуниным, когда в кабинет вошел Буратино». Участники, в шлемах ЭЭГ, должны были быстро оценить, правдоподобно ли утверждение или нет.

Оказалось, что когда мы обрабатываем первую часть предложения, и если там все логично, будь то реальные персонажи или вымышленные, то «мир» выстраивается нормально. А когда начинается вторая часть, с элементами из других миров, то возникают изменения, которые можно увидеть и по скорости реакции, и по определенным потенциалам, снятым ЭЭГ.

Что можно взять из этого исследования:
Мы создаем миры в голове весьма быстро – по ходу чтения предложения. Когда чуть позже возникает нечто, что не укладывается в только что созданную картину, мозг вынужден решать это путем изменения течения когнитивных процессов. Здесь, как и везде, масса тонкостей, нюансов, например, знает ли получатель информации всех персонажей, обстоятельства получения сообщения и проч.

Но вот что любопытно: можно ли построить модель на основе таких данных ЭЭГ так, чтобы она «отлавливала» не столько пересечения разных миров, сколько вероятности реальных ситуации? Когда «Путин разговаривал с Сечиным, когда в кабинет зашел Навальный» — отличается ли это пересечение миров от «Буратино и Мальвина поженились в Грозном, и на их свадьбе станцевал Кадыров»? Тогда, теоретически, можно было бы предсказывать реалистичность каких-либо социальных или политических сценариев. Или средства массовой информации уже создали такую невообразимую мешанину из миров, что никакое ЭЭГ не поможет? :)

Yang, J., & Xue, J. (2013). Distinguishing different fictional worlds during sentence comprehension: ERP evidence. Psychophysiology, doi: 10.1111/psyp.12149.


На тебя смотрят, веди себя хорошо

Кадр из фильма "Эквилибриум"Эксплицитное (открытое) социальное давление является мощным мотиватором для просоциального поведения. Но не менее мощным является имплицитное (неосознаваемое) давление. Ранее я писал об уже классическом эксперименте (Эти глаза напротив), где пара глаз на небольшом плакате над столом с кофе и чаем увеличивало «честность» пользователей – они клали в коробочку для покупки напитков больше денег, чем без плаката.

открытка с глазами женщиныВыборы губернатора в Лексингтоне, штата Кентукки в 2011 году стали площадкой для эксперимента и подтвердили, что пара глаз мотивирует людей и на участии в выборах. Ранее муниципальные выборы в Ки Уэст, штат Флорида показали, что это работает. Тогда Костас Панагопулос, из Университета Фордхэм, Нью-Йорк (Panagopoulos, 2014b) использовал изображение женских глаз (слева). Женские глаза, впрочем, могли потенциально вносить сексуальный контекст, поэтому ученый решил использовать мужские глаза, и заодно проверить, есть ли разница между их влиянием.

примеры открытокБолее 71 тысячи зарегистрированных избирателей стали невольными участниками исследования (Panagopoulos, 2014a). Впрочем, подавляющее большинство даже об этом и не узнало – они стали членами контрольной группы. Лишь тысяча человек получили одну из трех открыток за 3-7 дней до выборов. Сообщение на открытке не призывало их голосовать за какого-то конкретного кандидата, но прийти на выборы и проголосовать.

Открытки с пальмой и флагом получили члены плацебо-группы –эффекта от этих картинок не ожидалось. Его и не образовалось.

А вот открытки с глазами реально увеличили число голосующих. В зависимости от модели подсчета и оценок – от 1,25% до 2,3%. Сравнение Лексингтона с Ки Уэстом, где использовались женские глаза, показали, что разницы между влиянием мужских и женских глаз на избирателя не было обнаружено.

Почему же эти находки используются так редко? Почему с каждого здания на нас не смотрят немигающие всевидящие глаза любимого вождя? Может быть потому, что непонятно, как именно просоциально будут себя вести люди, которые насмотрятся на них?

В связи с этим любопытно заметить, как это влияет на религиозных людей, которые так или иначе чаще попадают под взор своих богов, будь то на иконах или в другом виде. Как мы уже прекрасно знаем, религиозные люди, особенно православные, отличаются от атеистов и прочих безбожников большей моральностью и примерным поведением, им чужды тщеславие, стяжательство и прочие пороки. А как же иначе — ведь они знают, что это не просто глаза смотрят на них с иконы, а за ними реально следят и видят каждый шаг; спрятаться вообще невозможно. Ну, а если религиозный человек ведет себя нехорошо, даже после такого воздействия, то страшно представить, как бы он себя вел без такого усиления просоциального поведения.

Panagopoulos, C. (2014a). Watchful eyes: implicit observability cues and voting. Evolution and Human Behavior, 35(4), 279-284.

Panagopoulos, C. (2014b). I’ve got my eyes on you: Implicit social pressure and prosocial behavior. Political Psychology, 35, 23–33.


Креветки в шоколаде

креветкиНемного о креативности.

Группа ученых под руководством Джереми Грея (Prabhakaran, Green, & Grayб 2014) из Государственного Университета Мичигана создала и протестировала очень короткий тест на измерение креативности. Каждому из почти 200 участников давались 72 существительных, например, стул, забор, сцена, корзина, и т.п., и им надо было в течение 8 секунд ответить каким-то глаголом, связанным с этим существительным, но желательно, креативным образом. Весь тест занимал около десяти минут. Так, например, если вы видите слово «ножницы», то первая реакция – ответить глаголом «резать». Креативно ответить можно, сказав, например, «взвешивать» — то есть использовать ножницы в качестве груза. На слово «стул» можно ответить «сидеть», что тривиально, или «встать» — для того, чтобы сменить лампочку на потолке.

Ученые замеряли скорость реакции и смысловое расстояние между словами, с помощью латентного семантического анализа. Это анализ показывает, насколько далеко отстоят два слова друг от друга по частоте применения. Слово «ножницы» стоит дальше от слова «взвешивать», чем от слова «резать». Чем больше такое расстояние, тем более креативным кажется ответ.

После этого участникам давали задания сочинить и написать историю, рисовать и перечислить их творческие достижения в жизни. Это было нужно, чтобы сравнить креативность участника и соотнести её с тестом.

Как и предполагали исследователи, те, кто придумывал необычные применения объектам, оказались наиболее креативными в создании истории, рисовании и достижениях в искусстве, танцах, юморе и прочем.

Грей отмечает, что креативность –«это умение, которому надо учиться и развивать в себе, и только тогда можно видеть действительно интересные идеи».

От себя замечу, что этот тест может ее не только определять, но и тренировать креативность. На мой взгляд, 8 секунд — это слишком много для тренировки, и это время можно сокращать до секунды и меньше.

Однако, весьма скоро быть креативным человеком станет так же экзотично, как уметь умножать цифры столбиком на бумаге. Сегодня легче генерировать идеи машинным образом. Семантическое расстояние между словами, в конце концов, уже замерено и заложено во множество программ, и можно генерировать миллионы сочетаний — а там уж сиди, выбирай, что тебе нравится. А если давать программе обратную связь — что понравилось, то она вполне через какое-то время научится и сама выдавать весьма креативные идеи.

Другой путь — опираться на уже существующий опыт. IBM уже три года кормит свою программу Watson информацией о еде и методах ее приготовления (Yang, 2015). В апреле этого года вышла книга Cognitive Cooking with Chef Watson, а недавно была запущена бесплатная версия веб-приложения Шефа Уотсона (ссылка). Приложение — многогранно: вы можете начать с того, что у вас есть в холодильнике — программа подберет подходящие компоненты, которые вам вряд ли пришли бы в голову, причем можно выбрать стиль кухни. При этом она не просто генерирует случайные комбинации, а основывается на данных (гастрономии как науки, рецептах и прочем), позволяющих предположить, что эти продукты будут сочетаться по тем или иным характеристикам.

Кстати, программа не находит идей рецептов для комбинации креветки в шоколаде, но считает, что креветки, шоколад, какао и арахис обладают потрясающе хорошей синергией.

Prabhakaran, R., Green, A., & Gray, J. (2014). Thin slices of creativity: Using single-word utterances to assess creative cognition. Behavior Research Methods, 46(3), 641-659.

Yang, I. (2015). Caviar + Mango: Chef Watson Wants You To Cook Outside The Comfort Zone. NPR, July 13, 2015. Ссылка на статью.