Неделя мозга. 14 марта 2013 г. Вторая сессия.

Олег КлепиковСегодня, в 20:00 по московскому времени:

Нейронаука для экономики, маркетинга и менеджмента.

Олег Клепиков, руководитель центра прикладных поведенческих и нейроэкономических исследований и основатель портала www.neweconomist.ru.

Мы часто обращаемся к нейронаукам, когда изучаем поведение человека, его восприятие и пытаемся ответить на вопрос о том, что же это такое – наше сознание? Интуиция?

Мы используем достижения этих исследований для робототехники, создания все более расширенной среды, ищем оптимальные вычислительные алгоритмы, создаем медицинскую технику и новые виды интерфейсов…

А как все наши знания из области нейронаук отражаются на нашем социуме? Влияет ли это на экономику? На наш стиль управления организацией или коллективом? Как все эти знания меняют наше восприятие маркетинга и его инструментария? Что ждет нас с Вами в самом неотдаленном будущем? И есть ли действительно новые знания, которые нейронауки могут дать практикам управления или как сказал в свое время еще Иоанн Златоуст: “Все уже сказано”?


Неделя мозга. 12 марта 2013 г. Первая сессия.

Денис Полтавец и Роман ХимичСегодня в 19:00 по московскому времени:

Инженерный подход к развитию психики. Денис Полтавец и Роман Химич, Self Engineering Lab, Киев.

1. Краткая информация о группе Self Engineering Lab: профессиональный опыт участников, специфика интереса к теме.
2. Суть «инженерного подхода» к личности и ее развитию.
3. Краткое описание предпринятых до сих пор действий: психонетический тренинг и терапия, самоанализ; исследование и практика работы с нейроцифровыми (нейрокомпьютерными) интерфейсами (НЦИ).
4. Наиболее перспективные направления будущей работы: брейн-фитнес, алгоритмы и приложения для НЦИ.
5. Анализ типичных проблем: технические проблемы, проблемы популяризации нового знания и навыков, методы регистрации изменений личности.

В 20:00 по московскому времени:

Борис ЗубковРазвитие способностей: сегодня или никогда. Борис Зубков, Mindware Lab, Москва.

Нужны ли вам новые способности, на самом деле? Пока вы думаете об этом, вопрос может исчезнуть, не давая шанса ответить. На протяжении последних лет были проведены поразительные эксперименты по сенсорному замещению или сенсорному подкреплению чувств: люди учатся видеть кожей или ушами, чувствовать магнитное поле земли и проч. Мы научились добавлять принципиально новые, поистине нечеловеческие ощущения, каких раньше не могли испытывать.

Станем ли мы их развивать таким же образом, как мы учим языки, рисование или осваиваем новую программу на компьютере, или мы пойдем по пути технологического оснащения своего тела и мозга, становясь киборгами?

В ходе дискуссии мы поговорим об исследованиях в области развития новых способностей, о том, как это повлияет на ваше будущее, и что мы можем делать сегодня.


Программа мероприятий недели мозга с 11 по 17 марта 2013

Brain Awareness WeekПрограмма еще формируется, но пока, на этой неделе вас ждут следующие темы и дискуссии:

  • Инженерный подход к развитию психики. Денис Полтавец и Роман Химич, Self Engineering Lab, Киев.
  • Нейронаука для экономики, маркетинга и менеджмента.
    Олег Клепиков, руководитель центра прикладных поведенческих и нейроэкономических исследований и основателя портала neweconomist.ru.
  • Как нейронаука может улучшить жизнь? Алексей Грошев, mozgonavt.ru Москва.
  • Развитие способностей: сегодня или никогда. Борис Зубков, Mindware Lab, Москва.

Программа изменяется и уточняется по мере подтверждения участников, здесь.


Неделя мозга с 11 по 17 марта

Неделя мозгаА знаете ли вы, что каждую третью неделю марта проходит неделя мозга (Brain Awareness Week)? В этом году она пройдет с 11 по 17 марта. Это прекрасная возможность представить свои работы и интересы для широкой публики и узнать, что делают другие.

Я предлагаю читателям этого блога и коллегам отпраздновать следующую неделю мозга таким образом:

На какой-нибудь площадке для вебинаров создать конференцию, и выступить с докладами, сообщениями и короткими лекциями, развить дискуссии и обмен мнениями по исследованиям мозга, практическому применению и кооперации в этой области. Это может происходить в течение нескольких дней. Я знаю, например, что многим интересно узнать больше о нейронной обратной связи с использованием ЭЭГ: что это дает, какими инструментами пользоваться и проч.

Я постараюсь в ближайшие дни пообщаться с максимальным количеством людей, которых я знаю, и привлечь их к этому празднеству. Да, времени на подготовку не так уж много, и это нормально, это так всегда.

Первое – есть ли у кого-то площадка, проверенная на практике и удобная для такой конференции? В свое время я пользовался Mirapolis virtual room, и мне очень понравились ее функциональность и возможности.

Второй вопрос – с названием этой конференции и помощью в раскрутке в соцсетях, с тем, чтобы это было массовое мероприятие.


Пейте молоко, получайте Нобелевскую премию

молокоВ недавнем исследовании Франца Мессерли было показано, как потребление шоколада коррелирует с числом Нобелевских премий (я писал об этом: Ешьте шоколад, получайте Нобелевскую премию).

Ученый, отдавая отчет, что корреляция не означает причинно-следственной связи, высказал предположение, что флавоноиды, содержащиеся в шоколаде, влияют на улучшение когнитивных функций человека.

Рассуждая аналогичным образом, двое ученых (Linthwaite & Fuller, 2013), используя  данные ООН и этого «шоколадного» исследования, обнаружили еще одну корреляцию, на сей раз молока и Нобелевских премий.

корреляция потребления молока и числом Нобелевских премийАвторы предполагают, что дело может быть в витамине D, содержащемся в молоке, что также ведет к улучшению когнитивных функций. Что любопытно, Швеция в этом списке уже не выбивается из строя, как в предыдущем исследовании. Хотя обнаруживаются странности с другими странами – посмотрите на Грецию, или Финляндию — они там что, пьют не то молоко?

Вероятно, стране, которая нацеливается стать лидером в науке, стоит выдавать бесплатно своим жителям горячий молочный шоколад.

Linthwaite, S., & Fuller, G. N. (2013). Milk, chocolate and Nobel prizes. Practical Neurology, 13 (1): 63. DOI: 10.1136/practneurol-2012-000471.


Ай-трекинг – в массы

Доступный ай-трекер PupilPupil – ай-трекинговые очки и программное обеспечение; проект, который начался как тезис студентов Массачусетского технологического института Морица Касснера (Moritz Philipp Kassner) и Уильяма Патера (William Rhoades Patera).

Pupil – проект, делающий технологию слежения за движениями и фиксациями глаз доступной и открытой.

Цель проекта – создать доступный по цене мобильный ай-трекер с модульными компонентами. Уже сейчас можно, прикупив несколько частей, собрать дома прибор самому, уложившись в 90 долларов, и начать экспериментировать.

Страница проекта: http://code.google.com/p/pupil/


Как достигать своих целей

Как достигать целейКаждодневно мы стремимся к множеству целей, которые поставили перед собой. Эти цели конкурируют друг с другом за наше внимание, время и другие ресурсы. Многие цели – долгосрочные, требующие усилий на протяжении долгого времени, и путь к ним может быть прерван из-за того, что конкурирующие цели приобретают хотя бы временные приоритеты. Долгосрочная цель после этого требует нового запуска. Мы часто пропускаем необходимые и лучшие моменты для запуска цели или возможности для ее реализации.

Традиционные теории достижения целей говорят нам, что намерение достичь цели – непосредственный определитель и предсказатель действий по достижению цели. Десятки лет исследования были направлены на то, как усилить намерения, и совсем немного внимания уделялось механизму влияния намерений на поведение. Сегодня стало понятно, что формирование намерений – лишь один из шагов достижения целей.

В одном эксперименте была поставлена цель проверки техники увеличения эффективности достижения целей. Темой выбрали – самостоятельные занятия, поскольку участниками стали студенты университета, для которых это важно. Вопрос был поставлен так: как можно увеличить часы самостоятельных занятий? В эксперименте приняли участие 85 студентов, которым рассказали, что самостоятельные занятия – важная часть учебы и попросили заполнить анкеты, чтобы выяснить их отношение и мотивацию к таким занятиям. Для половины студентов, в конце анкеты было одно предложение, в котором их просили сделать кое-что, тут же. Это можно было сделать в течение минуты, чрезвычайно легко и просто.

Через неделю ученые попросили студентов сообщить, сколько часов они занимались. Нужды обманывать ни у кого не было, поэтому эти данные были приняты на веру.

Посмотрите на график и сравните, насколько больше занимались студенты, в зависимости от того, в какой группе они оказались. Есть разница в мотивации, но смотрите, как мощно сработала та техника, которую применили студенты в экспериментальной группе.
достижение целей в зависимости от мотивации и группы

Вопрос: что же такого они сделали?
Когда я узнал об этой технике несколько лет назад, и стал ее изучать, я был удивлен как ее простотой, так и безграничными возможностями ее применения. Технику можно с успехом применять в любом виде спорта, переговорах и дебатах, в борьбе с вредными привычками и для увеличения производительности своего труда. Техника работает всегда и везде, где есть цели. Она просто заставляет цели реализовываться, независимо от нашей мотивации, от веры в свои силы, и даже от того, сознаем ли мы это или нет.

Я изучал ее эффективность в разнообразных ситуациях и экспериментировал с возможностями ее дальнейшего усиления. Почти всем своим клиентам, с которыми мне доводилось поработать, когда это было уместно, я демонстрировал технику, и обучал ее применению.

Я мог бы рассказать о ней здесь и сейчас, но опыт показал, что именно простота техники приводит к недооценке ее людьми, и, как следствие, к пренебрежению ею. «Дьявол – в деталях», и видимая простота скрывает комплексность процессов, которые происходят в ходе ее использования. Кроме того, есть множество нюансов, которые можно учитывать.

Поэтому я решил обучать этой технике на семинарах, или на индивидуальных занятиях, и подготовить методическое пособие.

Сейчас делаю последние приготовления, а если у вас есть любые цели и вы хотите достигнуть их эффективно и быстро, оставьте пустой комментарий к этой записи, указав ваш емейл в поле (он не будет виден другим). Как только будет сформирована группа, определимся с датой и временем проведения семинара.