Tag Archives: ай-трекер

Hast du es nicht sehen?

автосимуляторГерманское рекламное агентство Ströer  совместно с маркетинговым исследовательским агентством eye square и Deutsche Telekom AG изучили видимость и запоминаемость рекламы на водителей во время вождения, используя ай-трекер.

1083 водителей поучаствовали в движении по городу в автосимуляторе, все совершаю поездку по одному и тому же маршруту в виртуальном городе. На пути им попадались различного рода рекламные щиты, билборды и вывески.
На самые большие по размеру и с подсветкой билборды водители обратили внимания дольше всего: аж целых 1,6 секунды. Далее, по разным типам рекламы и их размерам цифры: 1,1 секунды, 700 миллисекунд, и 500 миллисекунд.
Данные не удивительны – когда показываешь (используя ай-трекер) рекламное изображение даже бесконечно долгие 5 секунд, видно, как часто есть много лишних и, соответственно, невидимых, элементов. Когда показываешь на 1 секунду – то необходимо большое количество участников, и получаемые данные совсем не нравятся заказчику.

Каждый водитель был в одной из 13 экспериментальных групп, отличающихся плотностью дорожного движения, интересами, разными видами дизайна рекламы и проч. Интересно, что агентство размещало рекламные билборды и вывески соответственно их реальному размещению в реальном городе. Во второй части у водителей брали интервью и оценивали эффект рекламы, которую они видели столь незначительное, казалось бы, время. Много рекламы водители просто не видели, но те, что видели, все же запоминали, и качество запоминания, насколько я понял, коррелировало с длительностью визуального контакта.

Дизайн такого исследования фактически позволяет полноценно протестировать эффективность рекламной компании до начала размещения в реальности.


Ай-трекер за 99 долларов

ай-трекер за 99 долларовДатская компания The Eye Tribe анонсировала начало продаж своего миниатюрного ай-трекера ценой всего в 99 долларов. Получив за последние года гранты на разработку управления глазами для мобильных устройств, компания, похоже, придаст ещё больший импульс применению этой технологии.

Ранее они заявляли о выпуске программного обеспечения и SDK для устройств на Андроиде. Практически это означало, что ай-трекер, уже установленных в моделях телефонов, таких как Galaxy 3 и 4, мог бы быть использован в большей степени, чем сейчас (хотя, я могу ошибаться). В любом случае, оснащение новых моделей телефонов или планшетов ай-трекером сегодня – вопрос нескольких долларов, не дороже камеры. Полезный софт – вот что необходимо рынку. Однако компания решила сосредоточиться в первую очередь на производстве собственного ай-трекера, достаточно небольшого, чтобы работать с планшетниками.

Ай-трекер для планшетникаИ вот он готов и имеет весьма неплохие технические характеристики, весит 70 грамм, и по размерам является самым миниатюрным ай-трекером на сегодня (20 x 1.9 x 1.6 см). Прибор работает только с USB 3, пока только для Windows систем, и готов к использованию с планшетом. Кстати, держатель прибора для планшета стоит 50 долларов. Воистину, электроника становится сравнимой с ценой пластмассы.

Сегодня предлагается только SDK и открытое API, и это нормально для разработчиков, но если вы собирались тут же начать его использовать, придётся подождать или просить знакомого программиста. Заказы принимаются, поставка обещается к концу года.


Груди: когда размер не имеет значения

девушка на пляжеПродолжение, начало здесь и здесь.

Учёные, отец и сын Диксоны, в Университете Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, тратят бюджетные деньги, глядя на женские груди, вот уже на протяжении многих лет. Разумеется, это важная и ответственная работа, которая должна ответить на главные вопросы мироздания, и слава богу, что кто-то взял на себя тот труд!

Иногда, впрочем, отец и сын ненадолго отвлекаются от грудей и смотрят на другие части тела. Например, на WHR (waist-hip ratio, отношение объёма талии к бёдрам) – один из основных коэффициентов, изучающих сексуальную привлекательность у людей. WHR, в принципе, отражает распределение жира у женщин. WHR – свидетельство половозрелости, здоровья и готовности к родам. Низкий WHR коррелирует с более ранним началом менструаций у девочек, и отвечает за стабильность менструального цикла. У женщин с низким WHR и большим размером груди – бóльший уровень эстрогена и прогестерона в крови, и вероятность зачатия выше. Практика клиник для бесплодных доказала большую вероятность успешного искусственного оплодотворения у женщин с низким WHR.

Это означает, что WHR – важный биологический показатель, а что важно для биологии, то красиво. Мужчины и женщины предпочитают у женщин это отношение равное 0,7, хотя, в виде исключения, некоторым племенам и народам нравится другой расклад. Мужчинам из племени Мацигенка из Перу кажется соблазнительным 0,9; Бакоссиландским мужчинам из Камеруна и Шивиарцам из амазонских джунглей Эквадора – 0,8; и так далее. Впрочем, некоторые исследователи не соглашаются с такими аномальными находками, и утверждают, что мацигенкам и шивиарцам просмодель женщины из учебника по анатомиито неправильно это показывали. Показывать женщину, как говорит уточненная методология, надо со всех сторон, обнаженной и в полный рост.  С этим трудно не согласиться, но это, в свою очередь, может заставить представителя какой-то народности стыдливо отвернуться и убежать в пампасы, или, наоборот, возбудиться и отобрать картинку, убив ученого. В общем, непросто узнать, какие бедра и сиськи нравятся мужчинам в затерянных уголках Земли.

В одном исследовании (Dixson et al., 2010) взрослым мужчинам представили шесть вариаций модели, изображённой слева (модель отсканирована из книги по анатомии для художников). У модели меняли WHR и показывали, как спереди, так и сзади, и ай-трекер отслеживали движения глаз участников. Помимо слежения за движениями глаз, участники оценивали привлекательность каждой модели, и вот что получилось:

 

 

 

Привлекательность в зависимости от WHRРегион талии, включающий в себя все сразу ниже грудей до самой широкой части талии, получает первые фиксации взгляда, в течение первых 200 миллисекунд. Это, бесспорно, подсознательное поведение и некий начальный фильтр, определяющий привлекательность женщины.

Когда мужчины смотрят на женщин с WHR 0.7 или 0.8, они больше смотрят на груди (чаще, дольше и в первую очередь) чем на талию или голову. При WHR 0,9 мужчины затрачивают одинаковое количество внимания как на груди, так и на талию. При осмотре сзади – больше внимания идёт на попу или талию, независимо от WHR.

А что произойдёт, если манипулировать размером грудей? Следующее исследование (Dixson et al., 2011) попыталось ответить на этот вопрос. Опять были созданы шесть моделей, с тремя вариациями размера груди и двумя вариациями WHR. 30 взрослых мужчин приняли участие. Им в случайном порядке показывали эти 6 женщин, по 5 секунд каждую. Опять же, участники оценивали привлекательность каждой модели. Для справки: средний размер груди – как у оригинальной модели, малый – 80% оригинала и большой – 120% оригинала.

Вот модели: три слева – со средним, маленьким и большим размерами грудей и WHR 0,7, три справа – с  WHR 0,9.Привлекательность в зависимости от размера груди и WHRКак видите, даже большая грудь но с объёмной талией не вытаскивает женщину выше по шкале привлекательности. С другой стороны, при WHR 0,7 размер грудей не имеет значения в оценке привлекательности.

Подавляющее количество фиксаций обращалось к грудям. Но опять же, в течение первых 200 миллисекунд фиксации шли в район талии. Таким образом, WHR оказывался определяющий фактором привлекательности женщины. Скорее всего, общая оценка привлекательности женщины вполне укладывается в эти первые 200 миллисекунд – по времени даже меньше, чем моргнуть.

Почему же груди уступают талии?  Вероятно, WHR – более быстрый способ определения привлекательности женщины, чем бюст.  Груди имеют и другие характеристики помимо размера – форму, вариации, цвет и расположение сосков, и прочее, что делает их эстетически сложными для быстрой оценки. Эти характеристики еще толком не изучены, и работы – непочатый край. Этот передовой край науки зовет молодых и отважных исследователей!

Dixson, B., Grimshaw, G., Linklater, W., & Dixson, A. (2010). Watching the hourglass. Human Nature, 21(4), 355-370. doi: 10.1007/s12110-010-9100-6.

Dixson, B., Grimshaw, G., Linklater, W., & Dixson, A. (2011). Eye-tracking of men’s preferences for waist-to-hip ratio and breast size of women. Archives of Sexual Behavior, 40(1), 43-50. doi: 10.1007/s10508-009-9523-5.


Искусство глазами мышей

Мондриан. Композиция II в красном, синем и желтом, 1930 гЯпонский психолог Шигеру Ватанабе уже давно интересуется вопросом, как животные смотрят на картины и могут ли они отличать одну от другой.

Ранее, исследования показали, что обезьяны-капуцины, сурикаты и вороны предпочитают повторяющиеся симметрические паттерны. Яванские воробьи предпочитают кубизм импрессионизму. Голубей научили отличать картины Моне от картин Пикассо, Ван Гога от Шагала, и японскую живопись от импрессионизма. У птиц, как и у людей, зрительная система развита довольно хорошо. В недавнем исследовании Ватанабе взялся за мышей (Watanabe, 2013): считается, что у грызунов зрение используется в меньшей мере, чем у людей и птиц. Что покажут они?

Подобрав по 15 картин каждого художника:в одном эксперименте — Ренуара и Пикассо, в другом — Кандинского и Мондриана, психолог выработал условный рефлекс у разных мышей на каждую картину, использованную в эксперименте, с помощью морфия. То есть, мышь научили смотреть на Кандинского и получать за это морфий. Затем, уже в ходе эксперимента, ей показывали две картины — Кандинского и Мондриана, и ей предстояло отличить одного от другого. Еще сложнее: отличить одну картину Пикассо от другой.

Что выяснилось: мыши все же могут различать одного художника от другого, и его картины между собой (не особенно хорошо, но всё же). Вопрос — что позволяет им это делать? Мышь может отличать один визуальный стимул от другого, если между ними есть достаточная психофизическая разница. Мышь видит бессмысленные для нее визуальные паттерны, и если с картинами Ренуара ей полегче, то совсем трудно с картинами Пикассо, и уже совершенно невозможно у Мондриана и Кандинского.

Мне кажется, Ватанабе был слишком суров с мышками — он мог дать им что-то более вменяемое. В начале статьи картина Пита Мондриана Композиция II в красном, синем и желтом, 1930 г. Я использовал ее в прошлом году в пилотном эксперименте, и ниже вы видите тепловую карту фиксаций глаз 30 человек — слева оригинал, а справа — измененную, где красный с синим поменялись цветами.

сравнение оригинала с измененной картинойЕсть отличия в том, как люди смотрят на одну и другую, безусловно, но почему они образуются, надо разбираться. Люди, что уж говорить о мышах, не могли вспомнить отличия одной картины от другой, а некоторые уверяли меня, что эта картина была показана два раза. Впрочем, я не давал им наркотиков.

Watanabe, S. (2013). Preference for and discrimination of paintings by mice. PLoS ONE, 8(6), e65335. doi: 10.1371/journal.pone.0065335.


Ай-трекинг в очках Гугл

Google GlassГугл подал заявку на патент, который описывает метод разблокирования электронного устройства посредством ай-трекера. Проще говоря, Гугл думает о том, чтобы вставить в свои Google Glasses ай-трекер.

Как показано на изображении ниже, слева, когда человек в таких очках отследит полет птички, очки разблокируются. Справа показан другой метод – прочитав текст на экране, пользователь также включает устройство.

Метод разблокировки очков Google с помощью ай-трекера
Глаза человека следуют определённой траектории, ай-трекер их отслеживает, сравнивает с заданной и определяет соответствие. Если оно есть – производит какое-то действие.

Можно представить, что таким же образом можно показать пользователю на дисплее ряд цифр, и если он знаете код, то он фиксирует свой взгляд последовательно на первой второй и последующих цифрах, и включает или выключает устройство.

Впрочем, до этого предстоит решить еще несколько проблем – уменьшить размер ай-трекинговой камеры и процессора для нее, и обеспечить питание. Никто не хочет носить на носу падающие от тяжести очки или заряжать их каждый час.

Фото в начале заметки с сайта Google Glass.


Нейроэстетика

Lisa Remers - Abstract SunsetКак вы думаете – картина в начале статьи написана человеком, или сгенерирована на компьютере? Как от ответа на первый вопрос изменится ваша эстетическая оценка картины, и представляет ли она из себя художественную ценность? В апрельском номере журнала Behavioral and Brain Sciences вышла большая статья о понимании и оценке искусства, с точки зрения нейронауки. Статья сопровождается комментариями 27 ученых. У меня только сейчас дошли руки пробежаться по статье, чтобы понять, в какие дебри мы сунулись с исследованием искусства, с помощью ай-трекера.

В этом вопросе, как впрочем, и во всех других, как минимум, два лагеря: одни говорят, что наши эстетические предпочтения имеют биологическую основу, и очень мало, а то и вовсе не зависят от других условий. Другие утверждают, что исторические, культурные и прочие факторы являются неотделимо важными. Истина лежит где-то посередине, но где эта середина, неизвестно.

Авторы статьи, норвежский и австралийский ученые (Bullot & Reber, 2013) выдвигают модель, объединяющую эти два подхода. Вкратце, модель рассматривает предмет искусства как артефакт, который оценивается тремя модулями оценки искусства. Контекстные знания – исторические и культурные необходимы для понимания искусства. Вот эта модель:
модель понимания искусства
Эта модель, конечно же, не совершенна, но породила дискуссию, которая даже более интересна. В статье поднимается и любопытный разговор об эстетизме подлинников, поделок и похожих картин. Эта тема пересекается с другой, поднятой еще Данто, о том, что как просто вещь может стать предметом искусства (Danto, 1981).

Кроме культурных, есть еще десятки биологических факторов: так, один из них, который определяет эстетическое предпочтение – легкость понимания смысла. Некоторые эксперименты показали, что картины, которые можно понять, но для этого требуется время, кажутся более осмысленными, в сравнении с картинами, на которые достаточно одного взгляда, чтобы понять. Когда понимание происходит, наш мозг чрезвычайно рад этому и присваивает более высокую эстетическую оценку.

пример абстрактного искусстваВ одном исследовании ученые показывали участникам эксперимента в камере томографа 200 абстрактных картин. Людям сказали, что половина картин из музея, а другая – сгенерированная на компьютере. В самом деле так и было, но ученые меняли «происхождение» картин, и люди видели в половине случаев не то, что было сказано. Музейная абстракция понравилась людям больше. (Kirk, et al., 2009). Одна из картин, использованных в исследовании – слева.

В начале статьи – Abstract Sunset художницы из Манчестера Лизы Ремерс (Lisa Remers).

Bullot, N. J., & Reber, R. (2013). The artful mind meets art history: Toward a psycho-historical framework for the science of art appreciation. Behavioral and Brain Sciences, 36(02), 123-137. doi: doi:10.1017/S0140525X12000489.

Danto, A. C. (1981). The transfiguration of the commonplace: A philosophy of art. London: Harvard University Press.

Kirk, U., Skov, M., Hulme, O., Christensen, M. S., & Zeki, S. (2009). Modulation of aesthetic value by semantic context: An fMRI study. NeuroImage, 44(3), 1125-1132. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.neuroimage.2008.10.009.


Как мы смотрим на картины

исследования с помощью ай-трекераПосле нескольких пилотных экспериментов мы решили начать большое исследование картин, знаменитых и неизвестных, старинных и современных, разных стилей и жанров, с множеством гипотез.

Ниже – картина Диего Веласкеса Las Meninas. Одно из изображений – оригинал, другое – с изменением. Обе картины участвовали в пилотном исследовании в прошлом году, где показывались в течение 5 секунд, наряду с другими изображениями. Las Meninas была выбрана мной потому, что она участвовала в аналогичном эксперименте, показанном в фильме BBC What Makes a Masterpiece.

Диего Веласкес Las Meninas

Хотелось выяснить, будет и разница, и в чем именно она будет заключаться, в просмотре оригинала и модифицированной картины, в которой один важный элемент сцены был изменен. Вот что получилось после просмотра 30 людьми:

тепловая карта вниманияКак вы видите, есть различия, но предстоит еще внимательнее изучить, в чем именно они заключаются: картина не простая, сами понимаете.

Методология была доработана и первая часть исследований началась 24 мая, продлилась три дня, и уже есть любопытные результаты. Как всегда, появляются совершенно неожиданные находки, никак не связанные с главной темой. Так, например, по результатам просмотра, появилась идея и гипотеза, что атеисты и верующие смотрят на картину Иванова Явление Христа народу несколько по-разному. Во всяком случае, показалось, что атеисты уделяют гораздо меньше внимания этому персонажу, но поскольку целей изучить такое не ставилось, гипотеза осталась в подвешенном состоянии.

Начнем готовить следующую часть для тестирования, и если у кого-то есть идеи по поводу включения каких-то картин – пишите, места для прекрасного есть всегда!