Джейме Гевара-Агурре с эквадорскими карликами.
В небольшой горной деревушке в Эквадоре среди населения передается генетическое заболевание, синдром Ларона. Это довольно редкое заболевание (в мире всего насчитывается всего около 300 человек) характеризуется ненормальным метаболизмом гормона роста, что приводит к карликовости. В течение 22 лет группа исследователей под руководством Джейме Гевара-Агурре (Jaime Guevara-Aguirre) изучала группу в 100 человек с этим синдромом (Naik, 2011).
Главная находка – люди, пораженные этим синдромом, практически никогда не болеют раком и диабетом. За все 22 года среди этих ста человек лишь один случай не летального рака и ни одного – диабета. За то же самое время среди 1600 родственников, живущих в той же самой местности, но без этого синдрома, 5% заболели диабетом, и 17% – раком, что статистически нормально для жителей Эквадора в целом (Guevara-Aguirre et al., 2011).
Джейме Гевара-Агурре с пациентами в 1987 году
Что удивительно в этом исследовании – это то, что существует мнение, что гормон роста нам чрезвычайно необходим. Вы слушали, наверное, о том, что инъекции гормона роста, хотя и не вполне легальны во многих странах, пользуются огромным спросом, и в мире насчитывается, по разным оценкам несколько миллионов людей (только в США – около миллиона), их применяющих. Считается, что это ведет к увеличению сил и долголетию. Люди, употребляющие гормон роста, полагают, что короткий курс гормона обращает вспять старческие изменения, улучшает состояние кожи и убирает морщины, увеличивает мускулатуру и плотность костей. В целом, пожилой человек, приняв краткий курс терапии, чувствует себя на 10-20 лет моложе. Ну, а многие бодибилдеры пользуют его как витаминки.
Однако исследования с дрожжами, червями и мышами показали что, блокирование производства гормона роста приводит к увеличению продолжительности жизни на 40%. Не было известно, однако, до этого исследования в Эквадоре, применимо ли это к людям.
Люди с синдромом Ларона имеют низкий уровень инсулиноподобного фактора роста 1 (insulin-like growth factor 1, IGF-1). Он очень важен для роста в детстве, но низкое содержание этого фактора и низкая концентрация инсулина приводит, в частности, к уменьшению повреждений ДНК.
Уровень IGF-1 уменьшается, когда мы голодаем, или уменьшаем потребление белков. Голодание, как заметил один из авторов исследования, довольно быстро ведет к изменениям, схожим с картиной, наблюдаемой у карликов Эквадора. Однако, не спешите отодвигать тарелку с сочным бифштексом – голодание также ведет к ослаблению иммунной системы и понижению давления. Здесь, как и везде и всегда, нужен разумный баланс.
Ученые полагают, что сейчас можно испытывать какие-то средства уменьшения содержания гормона роста у взрослого человека, особенно если это уровень повышен. Такое лекарство, собственно, есть уже сегодня – Somavert, производимое Pfizer. Лекарство применяется для лечения акромегалии – заболевания, характеризующегося чрезвычайно высоким уровнем гормона роста и, соответственно, гигантизмом.
Ирония судьбы эквадорских карликов – хотя природа дала им шансы жить до 120 лет, живут они столько же, сколько и их соседи. Почему? Они пьют, и чаще всего погибают по пьянке (ну и от других болезней).
Guevara-Aguirre, J., Balasubramanian, P., Guevara-Aguirre, M., Wei, M., Madia, F., Cheng, C.-W., Hwang, D., Martin-Montalvo, A., Saavedra, J., Ingles, S., de Cabo, R., Cohen, P., & Longo, V. D. (2011). Growth hormone receptor deficiency is associated with a major reduction in pro-aging signaling, cancer, and diabetes in humans. Science Translational Medicine, 3(70), 70ra13.
Naik, G. (2011). Dwarfism offers longevity clues. The Wall Street Journal. Published onlune February 17, 2011. Retrieved from http://online.wsj.com/article/SB10001424052748703961104576148422547757048.html
Wade, N. (2011). Ecuadorean villagers may hold secret to longevity. The New York Times. February 16, 2011.
Фото в начале – отсюда. Второе фото – Wall Street Journal.