Tag Archives: красный цвет

Красные трусы

борцовский поединок Антропологи из Университета Дарема (Durham University) проделали просто шикарное исследование. Они решили проверить, казалось бы, безумную гипотезу о влиянии цвета на исход спортивных состязаний, для чего взяли данные Олимпийских игр 2004 года в бойцовских видах спорта: боксе, тайквондо, греко-римской борьбе и вольной борьбе. Спортсмены в случайном порядке получали защитное снаряжение голубого или красного цвета перед боем. Разумно предположить,  что если цвет не играет роли, то зависимости не будет обнаружено. Но вот что выяснилось:

Зависимость исхода поединков от цвета в одежде противниковКак вы видите, те, кто носил что-то красное, гораздо чаще побеждали тех, кто носил что-то синее. Линия по оси 0,50 разделяет случайные события (то, что ниже) и не случайные (то, что выше).

Но как такое может быть?! Неужели годы тренировок и сотни боев, с поломанными конечностями и кровищей не значат больше, чем красные трусы?! Разумеется, значат. Как выяснили исследователи, все это как раз и значит, и именно поэтому такой феномен существует – когда силы бойцов фактически равны, красный цвет может быть как раз той соломинкой, которая переламывает хребет.

Зависимость исхода поединка от степени ассиметрии противников и цвета в их одеждеНа графике показана игра цвета с учетом способностей и навыков. Когда степень асимметрии огромная, то есть силы противников явно неравны, то цвет одежды не играет никакой роли: слабый боец может одеться во все красное и даже накрасить губы помадой, он все равно получит в репу. А вот когда асимметрии практически нет, то цвет начинает играть большую роль. Если посмотреть теперь на первый график, то видно, что в тайквондо исход боя был менее предсказуем, в сравнении, скажем, с греко-римской борьбой.

Почему красный так работает? Исследователи полагают, что красный цвет играет эволюционную роль, сигнализируя агрессию и доминирование. Не знаю как вам, а мне такое объяснение, например, ничего не проясняет.

Hill, R. A., & Barton, R. A. (2005). Red enhances human performance in contests. Nature, 435, 293.


Секретное оружие учителей

правка работы ручкой с красными черниламиНаткнулся на интересное исследование, двухлетней давности. Не знаю, как сейчас, но когда я учился в школе, учителя правили наши работы в тетрадях ручкой с красными чернилами.

И вот это исследование (Rutchick,  Slepian, & Ferris, 2010) показало , что когда учителя проверяют работы с ручкой, в которой синие чернила, оценки могут быть существенно выше! Оказывается, когда учителя правят работы красными чернилами, они более критичны в оценке. А кроме критичности, или благодаря ей, учителя замечают больше ошибок. Три эксперимента показали, что учителя, выбирая красный цвет, при правке работ, подсознательно относятся критически и с определенным предубеждением в ожидании ошибок.

Так, в одном эксперименте, участникам давали прочесть два параграфа сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский язык, и  дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и синтаксисе.

51 человек использовали красные чернила, другие 51 – синие. Те «учителя», что правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3) чем те, кто правил синей (19,1).

В другом эксперименте 129 студентов оценивали сочинение, написанное якобы школьником. В этом сочинении не было ошибок, но выбор слов был не очень хорош. Студенты должны были поставить оценку от 0 до 100. И опять же, те, кто брал в руки красную ручку в руки, оценили сочинение ниже (76,2 в среднем), чем те, кто брал синюю (80,0).

Психологи полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории провала, неудачи и ошибок. А может быть и нет, а работает тут тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия красного цвета, что породит немножко агрессивности. А ее, в свою очередь, надо будет ассоциировать с чем-то происходящим – ну, вот, например, с домашней работой ученика. Понятно, что приемлемого объяснения еще не найдено.

Тем не менее, некоторые школы, руководствуясь именно такой логикой, перешли на пурпурный цвет при правке работ школьников. Об этом писала Boston Globe еще в 2004 году (Aoki, 2004). Смешно – а разве они исследовали влияние пурпурного цвета?!

Aoki, N. (2004). Harshness of red marks has students seeing purple. The Boston Globe, August 23, 2004. Ссылка.

Rutchick, A. M., Slepian, M. L., & Ferris, B. D. (2010). The pen is mightier than the word: Object priming of evaluative standards. European Journal of Social Psychology, 40(5), 704-708.