Вот говорят: ну чем может повредить кому-то то, что человек верит в ангелов, астрологию и энергоинформационный обмен с потусторонним миром и прочую хрень? И вот вам пример того, как даже менее экзотическое убеждение может менять жизнь других: учителя математики в школе, как правило, сформировали свои взгляды о математических способностях. В подавляющем большинстве случаев, это так называемая фиксированная теория о математических способностях – то есть они либо есть у ребенка, либо, извините, нет, и ничего тут не поделаешь. Разумеется, теория может иметь разные степени радикальности в разных учительских головах, но суть одна. Что происходит вследствие этого, выяснили психологи (Rattan, Good, & Dweck, 2011).
Те учителя, в которых в голове сидит и работает эта теория, более быстро и категорично разделяют учеников на тех, у кого есть способности, и тех, и у кого нет. Это плохо, потому что по результатам одного теста выносить такие категоричные суждения нельзя. Они, в лучшем случае, утешают тех, у кого они не видят способностей, говоря им, что это нормально, не все разбираются в математике. В дополнение к утешению такому ученику могут давать и меньше заданий, и не требовать серьезных продвижений. Такой подход едва ли мотивирует изучать математику.
Сами ученики в результате этого начинают принимать фиксированную теорию способностей и свое неудачное и незначительное место в математике. Да ладно бы только в математике – фиксированная теория способностей настолько проста и стройна, что ее хочется распространить и на другие сферы жизни, разве нет?
Rattan, A., Good, C., & Dweck, C. S. (2011). “It’s ok – not everyone can be good at math”: Instructors with an entity theory comfort (and demotivate) students. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 29 December 2011. doi: 10.1016/j.jesp.2011.12.012.