Tag Archives: мотивация

Ценности и ошибки

Расположение и активация ERNМы все совершаем ошибки, и учимся на них. Это бесценно. С другой стороны, когда мы видим свои неудачи в какой-то деятельности, или нам указывают на ошибки, мы стремимся защищаться. Так говорит нам психологическая теория самоутверждения (Steele, 1988): мы стремимся сохранить свою целостность и ценность себя. Проиграв бой на ринге, человек может сказать, что, зато он хорошо играет на скрипке. В общем, наше поведение в таких ситуациях идет по двум направлениям:

1) Отказ, отрицание и перенос внимания на других. Это может приводить к предрассудкам в отношении не только критикуемого, но и всей группы людей, к которой он принадлежит. Этот путь ведет к искажению реальности и неэффективности в будущем.

2) Обращению внимания на свою личность, независимо от текущей ситуации. Люди могут убедиться, что они, в целом хорошие, и нет нужды защищаться от угрозы, а есть необходимость смотреть на ситуацию конструктивно.

Даже маленькая ошибка потенциально ведет к угрозе самости. Когда мы совершаем ошибку, то наш мозг производит негативный импульс (error-related negativity, ERN) в течение первых 100 миллисекунд. Этот сигнал – свидетельство работы детектора ошибок, который, как предполагается, находится в аnterior cingulate cortex (ACC). Сигнал сообщает мозгу о разнице между ожидаемым и полученным результатом. Импульс увеличивается, если важность задания высока.

Локализация источника ERNЭкспериментаторы (Legault, Al-Khindi, & Inzlicht, 2012) разделили людей на две группы. Люди получали утверждения, по шкале ценностей (Kopelman, Rovenpor, & Guan, 2003), о которой я писал ранее, и указывали свое согласие/несогласие с ними. Затем одну группу просили в течение пяти минут написать эссе, почему те ценности, которые они выбрали, важны для них. Во второй группе им предлагали прямо противоположное действие: написать, о том, насколько это неважно, что они выбрали. Таким образом, экспериментаторы подрывали их самоутверждение.

Затем каждого усаживали выполнять простую задачу «go-no/go»: когда на экране возникает буква M – надо как можно быстрее нажать клавишу, а когда буква W – не нажимать. Буквы подавались на 100 миллисекунд, а ответить надо было в течение 500 миллисекунд. Интервал между задачами был всего 50 миллисекунд: довольно стрессовое задание, и, разумеется, люди ошибались, и часто видели на экране «Ошибка!». Все это время показания электрической активности мозга записывалось ЭЭГ.

Для тех, кто в теме: ERN определялся как минимальное негативное отклонение и записывалось в точке FCz по международной системе 10-20, в интервале от 50 миллисекунд до нажатия клавиши и 150 миллисекунд после нажатия. FFT фильтрация от 0.1 до 15 Hz.

Вот что выявилось:

  • Группа самоутверждения производила более сильный ERN, то есть, мозг получал точный и уверенный сигнал об ошибке.
  • Эффекта зависимости от условия (поддержанное самоутверждение или подорванное) на результаты и скорость реакции не обнаружено.
  • Участники группы самоутверждения сделали значительно меньше ошибок совершения (вы нажимаете кнопку, когда не надо было).
  • Ошибки генерировали статистически значимый сильный ERN (M = −7.13 µV), нежели правильные ответы (M = −3.74 µV).

Результаты тестаМожно предположить, что самоутверждение увеличивает когнитивный контроль над происходящим, делает нас чуть более чувствительными к своим ошибкам, и, вероятно, к улучшению способностей эти ошибки поправить. Ведь если вы не знаете, что вы ошибаетесь, как вы что-то исправите?

Предыдущие работы показали, что самоутверждения улучшают показатели работы в критикуемых сферах, увиливают самоконтроль и противостоят истощению Эго. Было обнаружено, что истощение силы воли снижает ERN (Inzlicht & Gutsell, 2007): когда ваша сила воли снижена в течение дня, вы склонны замечать меньше своих ошибок.

Если вы вам нужны дополнительные мотивационные ресурсы, самоутверждения в этом помогут. Ответьте или напомните себе, что для вас ценно, это занимает всего несколько секунд. Вы защититесь от избегания и отрицания своих ошибок, и станете более эффективным.

Inzlicht, M., & Gutsell, J. N. (2007). Running on empty: Neural signals for self-control failure. Psychological Science, 18, 933–937.

Kopelman, R. E., Rovenpor, J. L., & Guan, M. (2003). The Study of Values: Construction of the fourth edition. Journal of Vocational Behavior, 62(2), 203-220. doi: 10.1016/S0001-8791(02)00047-7.

Legault, L., Al-Khindi, T., & Inzlicht, M. (2012). Preserving integrity in the face of performance threat: Self-affirmation enhances neurophysiological responsiveness to errors. Psychological Science, 2012; Doi: 10.1177/0956797612448483.

Steele, C. M. (1988). The psychology of self-affirmation: Sustaining the integrity of the self. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology (Vol. 21, pp. 261–302). New York, NY: Academic Press.


Куда ни кинь

студентыМы не можем учиться на своих ошибках, если мы их не знаем. Одна из задач школы – как раз таки и обеспечивать эту обратную связь. И, казалось бы, что уж проще – сообщить человеку о его ошибках? Однако и тут есть место для удивительных и причудливых поведений людей.

Очень примечательное исследование из Университета Британской Колумбии, что в Канаде показало, что учащиеся, принадлежащие к национальным меньшинствам, получают меньше критических замечаний по своим письменным работам от учителей, в сравнении с белыми студентами (Croft & Schmader, 2012). Участники эксперимента оценивали письменные работы, с указаниями от экспериментаторов, отмечать ошибки и давать как позитивные, так и негативные комментарии к работам. В случаях, когда участникам эксперимента давали знать, кем по национальности является студент, то объем негативных комментариев снижался, а оценки повышались – только для студентов, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Связано это с нежеланием учителей и людей, выступающих в роли оценщика, казаться в чужих глазах, даже отдаленно, предубежденными в национальном вопросе. Люди боятся быть обвиненными в расизме, это факт. А последствия этого, кроме всего прочего, заключаются и в том, что такие студенты получают меньше критических замечаний, и, соответственно, процесс обучения заметно страдает. Это приводит к ухудшению образования среди студентов этнических групп. И мы имеем еще один замкнутый круг. Теперь же, зная все это, учителя можно обвинить в расизме и за малое количество критических замечаний – ведь он же должен осознавать последствия своих действий.

Croft, A., & Schmader, T. (2012). The feedback withholding bias: Minority students do not receive critical feedback from evaluators concerned about appearing racist. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.04.010]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 23 April 2012.


Чем бы вы стали заниматься, зная, что у вас все получится?

Радиоуправляемый колибри

Ну, это видео уже везде. И его надо посмотреть. В ted.com в марте 2012 выступает Регина Даган (Regina Dugan), директор DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), Агентства по перспективным военным исследовательским проектам, при Министерстве Обороны США.

Очень мотивирующее видео. Кроме того, вы увидите просто обалденные творения, созданные этим агентством. Регина хорошо сказала, ближе к концу, отвечая на вопрос о потенциальном использовании некоторых творений DARPA, что “было бы немыслимо для нас в нашей работе, если бы мы не создавали то, что восхищает людей и пугает их одновременно.” Не забываем, что DARPA делает все свои проекты, что уж там кокетничать, чтобы эффективно убивать людей. Понятно, что по ходу изобретаются и полезные вещи, как интернет, например, или средства против болезней.

Но видео стоит посмотреть хотя бы просто из-за выступающей. Как написали в статье в New York Times  в 2010 году, есть четыре стадии знакомства с Региной Даган – испытывать немного страха, реально бояться ее, разочароваться в ней, а затем стать свободным и бесстрашным.

Это же видео на сайте ted.com.


А во что верил ваш учитель? Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Вторая. Страница Третья

математика в школеВот говорят: ну чем может повредить кому-то то, что человек верит в ангелов, астрологию и энергоинформационный обмен с потусторонним миром  и прочую хрень? И вот вам пример того, как даже менее экзотическое убеждение может менять жизнь других: учителя математики в школе, как правило, сформировали свои взгляды о математических способностях.  В подавляющем большинстве случаев, это так называемая фиксированная теория о математических способностях – то есть они либо есть у ребенка, либо, извините, нет, и ничего тут не поделаешь. Разумеется, теория может иметь разные степени радикальности в разных учительских головах, но суть одна. Что происходит вследствие этого, выяснили психологи (Rattan, Good, & Dweck, 2011).

Те учителя, в которых в голове сидит и работает эта теория, более быстро и категорично разделяют учеников на тех, у кого есть способности, и тех, и у кого нет. Это плохо, потому что по результатам одного теста выносить такие категоричные суждения нельзя. Они, в лучшем случае, утешают тех, у кого они не видят способностей, говоря им, что это нормально, не все разбираются в математике. В дополнение к утешению такому ученику могут давать и меньше заданий, и не требовать серьезных продвижений. Такой подход едва ли мотивирует изучать математику.

Сами ученики в результате этого начинают принимать фиксированную теорию способностей и свое неудачное и незначительное  место в математике. Да ладно бы только в математике – фиксированная теория способностей настолько проста и стройна, что ее хочется распространить и на другие сферы жизни, разве нет?

Rattan, A., Good, C., & Dweck, C. S. (2011). “It’s ok – not everyone can be good at math”: Instructors with an entity theory comfort (and demotivate) students. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 29 December 2011. doi: 10.1016/j.jesp.2011.12.012.


Еще раз о мотивации. Технология веры, в ста томах. Том Первый. Глава Первая. Страница Пятая

Бегущая вперед женщинаУ вас есть цель, и вы мотивированы ее достичь. Ну, или вам так кажется, что вы мотивированы. Я, например, основывая свое убеждение на многочисленных результатах исследований, думаю, что наша мотивация, та, которую мы сознательно формулируем, и другая, подсознательная, о которой мы не знаем, – разные вещи. Мы стремимся достичь какой-то цели, и эта цель – прекрасна и двигает нас. А подсознательно у нас и цель другая и мотивация отличается, и эти два процесса могут никак не пересекаться.

Вот и еще одно исследование (Natanzon & Ferguson, 2011) проверяло, что может влиять на достижение цели. Участникам экспериментов показывали случайно или на очень короткое время картинку, типа той, которую вы видите слева вверху. А затем делали измерения. В одном эксперименте измерялось имплицитное (подсознательное) отношение к достижению целей – и оно оказалось позитивнее у тех, кто видел картинку, по сравнению с теми, кто не видел. В другом эксперименте видевшие картинку люди лучше справлялись с головоломкой. И в обоих случаях, никаких изменений сознательной мотивации не происходило.

Так что, если у вас есть список своих целей, нарисуйте там бегущего вперед человечка, и так повысите шансы достижения вашей цели, скорее всего даже той, о которой вы не знаете.

Natanzon, M., & Ferguson, M. J. (2011). Goal pursuit is grounded: The link between forward movement and achievement. Journal of Experimental Social Psychology, In Press, Accepted Manuscript. Available online 21 July 2011. Doi: 10.1016/j.jesp.2011.06.021.


И правая рука твоя не ведает, что делает левая

Euro монетыМотивация обычно определяется как движущая сила желания добиться цели. В 2007 году группа ученых из Франции установила (Pessiglione et al., 2007), что мотивация может быть подсознательной и неосознаваемой, и тем не менее, быть сильной. Сегодня мы рассмотрим эксперимент, который продолжил эту находку. Вопрос, который они поставили, – а может она быть еще и субперсональной – то есть, присутствовать только в части нашего мозга?

Сначала исследователи измерили, как сильно могут сжать кистевой эспандер участники эксперимента. Затем люди видели на экране компьютера только в одном (левом или правом) поле зрения либо монетку в один цент, либо в один евро. Монетка показывалась лишь на очень короткое время, ниже порога сознательного восприятия. После этого им надо было сжимать эспандер опять – от того, насколько сильно они его сжимали, зависел выигрыш части номинала монеты.

Каждый участник эксперимента попробовал все возможные комбинации рук и глаз – сжатие, например, правой рукой, когда монета в левом зрительном поле, или в правом, и так далее. Люди не могли знать наверняка, что за монетку они видели – 17 миллисекунд  – весьма короткое время, чтобы это увидеть сознательно. Однако, они сжимали эспандер сильнее, когда видели одно евро, если видели ее в том же зрительном поле, что и рука – то есть видели справа, жали правой – видели слева – жали левой.

Мотивационный эффект присутствовал только при стимуляции одного полушария. Левый глаз стимулирует правое полушарие, а оно, в свою очередь, управляет левой рукой. Таким образом, еще раз было показано, что мотивация может быть подсознательной, а кроме того – еще и субперсональной – то есть, может присутствовать только в части человека. То есть нас движет что-то, о чем мы не знаем, и кроме этого, правая рука не знает, что делает (и хочет) левая.

Pessiglione, M., Schmidt, L., Draganski, B., Kalisch, R., Lau, H., Dolan, R.J., & Frith, C.D. (2007). How the brain translates money into force: A neuroimaging study of subliminal motivation. Science, 316, 904–906.

Schmidt, L., Palminteri, S., Lafargue, G., & Pessiglione, M. (2010). Splitting motivation. Psychological Science, 21(7), 977-983.


Кратко из свеженьких журналов

Какао Theobroma cacao BlancoГолландские ученые (Dalley & Buunk, 2011) выяснили, что мотивацией к диете для похудения у женщин является скорее страх избыточного веса, нежели надежда на стройное тело. Иными словами, женщина более долго и прилежно будет следовать диете, если мотивацией будет страх, нежели что-то иное.

Ирландские ученые (O’Mahony & Newell, 2011) убедительно показали, что когда мы запоминаем людей, то интеграция данных о человеке, для последующего распознавания, идет в паре лицо и голос, но не лицо и имя. Так что если вы узнаете человека и по лицу и по голосу, но не можете вспомнить его имени, что, например, бывает со мной довольно часто, – это очень даже нормально.

Агомелатин – лекарство для лечения депрессии, производимое компанией Novartis, которое замечательно и неслучайно похоже на мелатонин. Недавняя статья в Lancet (Hickie & Rogers, 2011) представила обзор исследований, показывающий его солидную эффективность в лечении депрессии, а кроме того, восстановления цикла сна и бодрствования, более крепкого сна и отсутствие сонливости днем. Как я понимаю, обычный мелатонин (патентованной вариацией которого и является агомелатин), и который свободно и дешевле, чем любой антидепрессант, можно купить в аптеке (как Мелаксен, например), действует точно также.

Ученые (Field, Williams & Butler, 2011) из Университета в Ридинге (University of Reading), в ходе комплексного эксперимента, показали, что потребление какао (и содержащихся там флаванол*) улучшает зрение и когнитивные способности. Объясняется это улучшением церебрального кровообращения, и вероятно, кровообращения в районе сетчатки,  вызываемого флаванолами. Понятно, что имеется в виду черный шоколад, который сравнивался в этом эксперименте, с белым. Ученые давали сравнительно большую дозу в 720 миллиграмм какао-флаванол. Видите, содержание какао в черном шоколаде (65% или 80%) – не показатель содержания флаванол. За редким исключением, никто их содержание не указывает. Больше всего содержание флаванол будет в какао-бобах, подвергшихся минимальной обработке.

Ну, тут поиск выдал мне тонны исследований по пользе какао флаванол во многих других сферах – в серднечно-сосудистой системе, дерматологии, пишщеварении и проч. Осталось только выяснить, как доставать богатый этими веществами какао продукты. В интернет-магазинах есть очень приличные экземпляры хороших продуктов, но заказывать какао через интернет и надеяться на почту – это как-то грустно. Узнаю я у друга, который работает в шоколадной компании, и дам вам знать.

*Флаванолы – полифенолы, содержащиеся в яблоках, чаях, какао, винограде, вине и т.п.

Dalley, S. E., & Buunk, A. P. (2011). The motivation to diet in young women: Fear is stronger than hope. European Journal of Social Psychology, Article first published online: 5 June 2011. DOI: 10.1002/ejsp.816.

Hickie, I. B., & Rogers, N. L. (2011). Novel melatonin-based therapies: potential advances in the treatment of major depression. The Lancet. 18 May 2011. DOI: 10.1016/S0140-6736(11)60095-0.

Field, D. T., Williams, C. M., & Butler, L. T. (2011). Consumption of cocoa flavanols results in an acute improvement in visual and cognitive functions. Physiology & Behavior, 103(3-4), 255-260. DOI: 10.1016/j.physbeh.2011.02.013.

O’Mahony, C., & Newell, F. N. (2011). Integration of faces and voices, but not faces and names, in person recognition. British Journal of Psychology, Article first published online: 17 May 2011. DOI: 10.1111/j.2044-8295.2011.02044.x.