Запахи, которые мы связываем с отвращением и дискомфортом, побуждают наше тело реагировать физическим избеганием и обрабатываются раньше, чем запахи, связанные с привлекательностью, показало новое исследование.
Чувствовать и реагировать на запахи, намекающие на возможную опасность, является обязательным условием для млекопитающих. Исследователи из Каролинского института в Швеции использовали новый метод для анализа того, как мозг реагирует на запахи, которые он связывает с опасностью.
Бехзад Иравани, исследователь из отделения клинической неврологии Каролинского института и первый автор исследования, объяснил: «Человеческая реакция избегания на неприятные запахи, связанные с опасностью, долгое время рассматривалась как сознательный когнитивный процесс, но наше исследование впервые показывает, что она бессознательна и чрезвычайно быстра».
Для того чтобы выжить, живые организмы должны избегать опасности. Считается, что обоняние играет жизненно важную роль в определении и реагировании на возможную опасность для человека.
Около пяти процентов нашего мозга составляет орган обоняния (обонятельная луковица), который помогает нам различать и характеризовать миллионы запахов. Многие из этих запахов связаны с опасностью для нашего выживания и благополучия, например, заплесневелые продукты или химикаты. Мозг распознает запахи уже через 100-150 миллисекунд после вдыхания их через нос.
Неизвестно, какие нейронные механизмы у людей отвечают за перевод неприятных запахов в физическое избегание. Во многом это связано с тем, что неинвазивные методы анализа сигналов от обонятельного органа, первого отдела нашего «носового мозга» (ринэнцефалона), который соединяется со значительными частями нервной системы, помогающими различать, запоминать и избегать опасности, очень ограничены.
Новая методика, разработанная исследователями Каролинского института, впервые позволила проанализировать эти специфические сигналы от обонятельного органа у человека.
Исследование, опубликованное в журнале PNAS, состояло из трех экспериментов. Участники должны были оценить свое знакомство и впечатление от шести запахов, различающихся по степени позитивности и негативности, а исследователи анализировали электрофизиологическую активность органа обоняния, связанную с каждым отдельным запахом.
Один из авторов исследования Йохан Лундстрем, доцент кафедры клинической неврологии Каролинского института, подытожил: «Было ясно, что луковица специфически и быстро реагирует на негативные запахи и посылает прямой сигнал в моторную кору головного мозга в течение примерно 300 мс. Этот сигнал заставляет человека бессознательно отклониться назад и в сторону от источника запаха. Полученные результаты позволяют предположить, что обоняние играет важную роль в нашей способности обнаруживать опасность в непосредственной близости, и эта способность в большей степени бессознательна, чем наша реакция на опасность, опосредованная органами зрения и слуха».

Название статьи — новый термин, описывающий весьма специфическое поведение, которое обнаружила и показала в серии экспериментов группа психологов из США (Lerner, Li, & Weber, 2012).
Печаль значительно увеличивает нетерпение, требуя немедленного вознаграждения. Так, в среднем, люди соглашались на 74 доллара сейчас вместо 100 долларов через три месяца, тогда как человек в печали соглашался и на 65 долларов немедленно. В целом результат показал, что печаль делает нас близорукими к будущему вознаграждению на 13% — 34% в сравнении с людьми в других состояниях. Печаль – она же грусть, уныние и скорбь, довольно часто присутствует именно в те моменты, когда человек принимает ответственные финансовые решения. Человеку в таком состоянии будет легче согласиться на немедленный кредит, несмотря на драконовскую ставку. Другая ситуация: в случае смерти ближнего, родственник, находясь в скорби, может принять не совсем выгодные решения.
Тут и там читаешь про то, как в очередной раз обманули пожилых людей, продав им какую-то панацею за чудовищные деньги, или обещая им какие-то выплаты от государства. Вот и родителей журналиста Пархоменко 
6 ноября начинаются выборы президента США, и многим интересен сам процесс прогнозирования. Кто участвовал в исследовании, о котором я писал (
Отвращение – это эмоциональная и физиологическая реакция организма для защиты физического и психического “статус-кво” – оно говорит о возможной опасности отравления и мотивирует не касаться, не есть, и отойти подальше от объекта такой угрозы. Психологическая чистота также подвластна отравлению какими-то посторонними, вредными идеями. Во всяком случае, именно это решили проверить психологи Университета Иллинойса в Урбана-Шампань (University of Illinois at Urbana-Champaign). Они (Ritter & Preston, 2011) использовали экспериментальную парадигму повторяющихся проб-тестов: участники эксперимента пробовали напиток до и после теста. А тестами были тексты оппозиционных мировоззрений. Так, в первом эксперименте, людям, считающим себя христианами, давали переписать от руки либо текст предисловия из словаря, либо суру из Корана, либо параграф из книги Бог как иллюзия (The God Delusion) известного атеиста Ричарда Докинса (Richard Dawkins). Ну, представьте, вы — православный, а вас просят переписать такой отрывок:
Итак, каждый участник эксперимента, сидя в небольшой комнате, за столом, перед монитором, получили задание выполнять, все, что будет им сказано на дисплее. Рядом с ним стояли два стакана лимонного напитка (1 часть лимонного сиропа на 19 частей воды) и листок для оценки, насколько он отвратителен по шкале от 1 (нисколько не отвратителен) до 7 (ужасно отвратителен), а также оценку горечи-сладости и вообще, настроения в данный момент. Стаканы содержали одну и ту же жидкость по составу, но сказано было, что они разные, промаркированные А и Б. Для начала, участники пробовали и оценивали напиток из стакана А. Затем им говорилось, что для очистки вкуса необходимо немного времени, и, для того, чтобы его занять, им предлагалось вручную переписать текст с экрана монитора – то, о чем я говорил выше. После этого они пробовали “другой” напиток, в стакане Б, и оценивали его.