Tag Archives: привлекательность

Как стать красивой?

красивая женщина

Эволюционная психология – относительно новая область психологии, которая пытается соединить эволюционную теорию и психологию. В процессе этого объединения она намерена объяснить современное поведение человека в терминах адаптаций, которые были успешны в ходе эволюции. Другими словами, прошлое может объяснить сегодняшние психологические механизмы, такие как половые различия в выборе партнера (что в партнере предпочитает мужчина и что женщина). 

Например, женщины ценят в партнере возможность и желание обеспечивать материальными, социальными и психологическими ресурсами. Мужчины, в свою очередь, ценят в женщинах характеристики, говорящие о репродуктивных возможностях, таких как физическая красота, молодость и привлекательность. 

Но ученые по-разному относятся к эволюционной психологии. Вот вы сами как думаете? Могли бы вы оценить, насколько вы согласны с принципами эволюционной психологии по шкале от 1 до 7, где

1 – абсолютно не согласен, 4 – нейтрально и 7 – абсолютно согласен.

Текст, который вы прочитали про эволюционную психологию, и вопрос, на который вы ответили, были частью эксперимента, проведенного американскими психологами.

Помимо этого, они оценивали привлекательность участников, и выяснилось, что чем привлекательнее человек, мужчина он или женщина, тем с большей вероятностью он соглашался с эволюционной психологией. Вот теперь вы и узнали, красивый ли вы человек :)

Ward, A., English, T., & Chin, M. (2021). Physical attractiveness predicts endorsement of specific evolutionary psychology principles. PLoS ONE 16(8): e0254725. 


Запах мужчины

мужчина ест мясоВ психологии запаха очень часто участников экспериментов заставляют что-то есть, пить или делать, прикрепив при этом ватный тампон в область подмышки. Затем эти тампоны собирают и дают нюхать другим людям, проверяя ту или иную гипотезу.

В одном из таких экспериментов 17 мужчин разбили на две группы: одна в течение двух недель ела мясо (по 200 грамм в день), а другая воздерживалась от него. В последние 24 часа такой диеты они носили подмышечные тампоны для сбора пота. Через месяц мужчины поменялись диетами, опять на две недели. Затем женщины нюхали и оценивали собранные тампоны на приятность, привлекательность, интенсивность и мужественность запаха (Havlicek & Lenochova, 2006).

Интуитивно, эволюционная психология сказала бы, что мужчина, который ест мясо – хороший добытчик, и, соответственно, надежный компаньон, который прокормит и потомство, и мать своих детей. Однако женщинам не понравился запах мужчины на мясной диете: он был неприятным и слишком резким.

Психологи предположили, что загадка может крыться в алифатической кислоте. Секреция пота не имеет запаха по мере выделения из тела, но очень быстро его обретает за счет бактерий на поверхности кожи. Одна из бактерий, corynobacteria A, превращает жирные кислоты в алифатические кислоты. Три из них: капроновая, каприловая и каприновая кислоты известны химикам как «козлиные кислоты», именно из-за своего запаха! Чем больше жира в пище, тем больше алифатических кислот производится из пота человека.

Результаты, тем не менее, кажутся парадоксальными. Одно недавнее исследование показало, что еда мяса важна для мужчин: несмотря на то, что выращивание мяса в промышленных масштабах наносит серьезный урон экологии, приносит страдания животным, мужчины оправдывают это разнообразными причинами. Несмотря на разнообразие этих объяснений, они прямо связаны с понятием мужественности, с чувством того, что он – мужчина (Rothgerber, 2012). Если мясо не делает запах мужчины привлекательным, то что?

В двух недавних экспериментах (Fialová, Roberts, & Havlíček, 2012) 26 мужчин были поделены на две группы: одна ела бутерброды с обычным сыром, другая – с сыром, смешанным с чесноком (от 2 до 4 зубчиков свежего чеснока в день), в течение недели.  Потом мужчины менялись диетой. В последние 12 часов они опять же носили ватные тампоны под мышкой.

Затем все тампоны начали оцениваться 54 женщинами. Они оценивали опять же приятность запаха, его привлекательность, интенсивность и мужественность, по 7-ми бальной шкале.

Вот что выяснилось:

•      Потребление двух зубчиков чеснока, около 6 грамм, не приводило к различиям в запахе.

•      Потребление 12-ти грамм чеснока (4 зубчика) делало запах мужчины, который потреблял его более приятным и привлекательным, и, парадоксально, менее резким!

сравнение привлекательности запаха человека в зависимости от диетыКак можно объяснить такие результаты? Чеснок непрямо действует на запах: благодаря своим бактерицидным свойствам, он может убивать бактерии, которые и создают запах у пота. Если это так, то чеснок – самый полезный дезодорант! Другая возможность: чеснок – мощный антиоксидант, и может уменьшать оксидативный стресс, улучшая характеристики здоровья, и создавая запах здорового человека.

Fialová, J., Roberts, S. C., & Havlíček, J. (2012). Is the perception of odour cues to diet linked to sexual selection in humans? Chemical Signals in Vertebrates XII.

Havlicek, J., & Lenochova, P. (2006) The effect of meat consumption on body odor attractiveness. Chemical Senses, 31, 747-752.

Rothgerber, H. (2012). Real men don’t eat (vegetable) quiche: Masculinity and the justification of meat consumption. Psychology of Men & Masculinity, doi: 10.1037/a0030379.


Женская привлекательность

Атлас привлекательностиВышла моя статья Атлас привлекательности в октябрьском номере журнала Наша Психология. В статье рассматриваются известные феномены, делающие женщин более привлекательными. Один список литературы – исследований, обнаруживших такие факты, занимает больше места, чем сама статья.

Впрочем, не стоит забывать, что в психологии нет таких 100% работающих всегда и везде феноменов, и все относительно. Хотя точно можно сказать, что то, что нам кажется красивым и привлекательным, имеет логику в биологии. Если мужчине нравится женщина, то, вероятнее всего, именно она подходит ему для продолжения рода, и природа просто использует привлекательность, чтобы затащить их обоих в постель и нарожать детей. Понятное дело, норвежские ученые  тут категорически бы не согласились, но кто же с ними будет спорить?


Буркинианцы и красный цвет

Фотография женщины на красном и синем фоне, использованая в экспериментеЕще одно исследование по красному цвету, которое хотело ответить на вопрос об универсальности его восприятия. Ведь если это не культурный, и эволюционный феномен, то он должен наблюдаться во всех культурах. В поисках ответа группу канадских и американских психологов (Elliot et al., 2012) занесло в Буркина-Фасо, в небольшую деревню, заселенную семьями, занятыми в сельском хозяйстве и живущими в глиняных домиках без электричества и водопровода. Деревня имеет немного связей с внешним миром, из-за непроходимой бедности.

Исследователи столкнулись с двумя важными моментами:

  • Красный цвет в Буркина-Фасо – цвет неудач, болезни и смерти.
  • Местное общество довольно пуританское, и получить правдивые ответы на вопросы, касающиеся секса, довольно трудно.

Сорок мужчин (средний возраст 26 лет), согласились участвовать в обмен на большую чашку риса. Половине из них показывали фото женщины на красном фоне, другой половине – на синем, как показано на картинке в начале статьи. Мужчины смотрели на фото 5 секунд, а потом отвечали на вопросы: Насколько привлекательна эта женщина, по вашему мнению? Хотели бы встречаться с этой женщиной? Согласитесь встретиться и поговорить с этой женщиной? Хотели бы вы заняться сексом с этой женщиной? Вы думаете, ей интересен секс? Насколько бы нравилось бы вам эта женщина, если бы вы ее знали?

В общем, кошмар переводчика, потому что мужчины говорили на местных диалектах, у которых, к тому же, нет письменности. Там была сложная логистика перевода.  Ответ на каждый вопрос заключался в указывании на кружочек вот такой линейки (крайний слева – Ни за что! а крайний справа – Да, очень):
Шкала определения предпочтенияНикогда раньше не видел такой шкалы, а ведь, в самом деле, народ там особо не рефлексирует, и «пальцем покажи» работает лучше всего.

И вот что получилось:

График, показывающий зависимость цвета на предпочтения в поведении

Мы видим, что красный цвет все-таки имеет эволюционную природу; наша реакция на него «вшита», и, как было показано, действует и на буркинианских мужчин, несмотря на то, что считается весьма плохим цветом. Какие они все-таки романтики!

Elliot, A. J., Tracy, J. L., Pazda, A. D., & Beall, A. T. (2012). Red enhances women’s attractiveness to men: First evidence suggesting universality. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 13 August 2012. In Press, Accepted Manuscript. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.07.017].