Tag Archives: псориаз

Заговор против псориаза. Вести с полей, часть третья

здоровая кожаНесколько лет назад, когда я увлекался и занимался гипнозом, у меня были три клиента с псориазом. С каждым человеком удалось поработать, к сожалению, лишь один сеанс, но даже после него у всех произошли положительные улучшения. Тогда я думал, что такое должно произойти, и что такое я должен сказать (потому что гипноз – это слова), чтобы наступило хотя бы какое-то улучшение состояния кожи. Скрипты, то есть заготовленные заранее процедуры, говорят о внушении тех или иных ощущений на коже: тепла, холода, легкости, покалывания и проч. Есть скрипты и метафизичные, и метафорические, но, по сути, подход надуманный, и не основанный ни на каких-либо исследованиях.

Смотришь на какой-нибудь скрипт (проверенный на практике, по утверждению автора), и думаешь: «откуда это все»?! Гипнотический транс – это помимо прочего, «установление некритического восприятия», как любят определять еще не самые плохие гипнологи, и тут же сами демонстрируют свое некритическое отношение к тому, что делают. К примеру, взять так называемое прогрессивное наведение транса, когда гипнолог в течение нескольких минут говорит клиенту, что его веки становятся тяжелее и глаза закрываются. Это может длиться минуты, и этим самым как бы клиент получает подтверждение происходящего. Если тебе надо, чтобы человек напротив тебя закрыл глаза (зачем, кстати?), то просто скажи ему об этом, чего тянуть кота за хвост?

Что касается псориаза – то зачем нужны ощущения холода, тепла или покалывания на коже? Неужели реально есть подтверждения, что это как-то влияет на болезнь? Почему бы сразу не сказать, перефразируя великого Гекльберри Финна: «Ячмень, ячмень да гниль-вода, индейская еда, Весь псориаз его возьмите навсегда!»

Я вовсе не имею ничего против поистине удивительных вещей и феноменов гипнотического транса, и не умаляю его достоинств. Да, эта область плотно зашлакована educationally challenged людьми, что и повлияло на его репутацию. Несколько лет назад я думал, что гипноз в ближайшем будущем и вымрет из-за этого, но было произведено несколько научных исследований, которые дали ему еще один шанс.

Правда, особой активности не наблюдается. Так, например, в 1998 году Рамачандран заметил в примечаниях в своей книге «Фантомы мозга» (Ramachandran & Blakeslee, 1998) что пора бы выяснить, как работает механизм исчезновения бородавок, в результате заговора или гипноза. Гипноз реально убирает бородавки (Barabasz et al., 2010), причем без различия, а ведь некоторые из них, вызванные папилломавирусом (HPV), – по сути, разновидность рака. Не хватает систематического глубокого анализа феномена.

Связь появления бородавок и работы иммунной системы, в той или иной мере, существует. Сам факт излечения словами бородавок – крут, и больше того, это показатель, что мгновенные или очень быстрые изменения возможны.

красивая здоровая кожаИ вот полгода назад мне опять пришлось заняться псориазом, теперь уже с точки зрения возможностей его лечения исключительно психологическими методами. В конце концов, это совершенно безопасно и может быть эффективнее странных, неоправданно дорогих и иногда опасных лекарственных методов, применяемых сегодня. Это и логичнее, потому что псориаз вполне себе психосоматическое заболевание, как модно сейчас говорить.

Считается, что псориаз – хроническое заболевание иммунной системы. Оно характеризуется образованием бляшек из отмершей кожи, которые причиняют и психологические страдания, и чесотку и боль. Заболевание поражает от 2 до 4% населения. В США от псориаза страдают около 7,5 миллионов человек, по данным 2013 года (Vanderpuye-Orgle et al., 2015), а в России – от 3 до 6 миллионов человек. Во всем мире – около 200 миллионов.

По оценке вышеприведенной статьи ценник псориаза в США составляет 35,2 миллиарда долларов, причем большая часть – непрямые затраты (на потери рабочего времени и сопутствующие заболевания). Другие источники полагают, что эта цифра может быть значительно выше.

Последнее время картина раскрывается. Так, например, обнаружилось (Han et al., 2011) превалирующее число определенных психиатрических заболеваний у страдающих псориазом: тревожность (в полтора раза выше, чем у свободных от псориаза людей), депрессия (почти в два раза), биполярное расстройство (в два раза), дилирий (в три раза). Выяснилось также, что псориаз увеличивает риск сердечных заболеваний – и чем дольше он длится, тем выше риск (Armstrong et al., 2012). Обнаружена даже слабая, но связь псориаза и аутизма (Croen et al., 2008).  Эти факты могут помочь думать о идеях, как бороться с псориазом.

Меня попросили применить какие-то методы из когнитивной психологии, способные повлиять на это заболевание. Действительно, что может сделать гремучая смесь из прайминга, простого экспонирования, техники активации исполнения намерения и многих других вещей? Все мои интересы, начиная с ай-трекинговых исследований, и кончая изменениями когнитивных предпочтений, пошли (и идут) в дело.

Пассаж про гипноз выше – как раз один лишь пример, как можно рассуждать. Как нам сделать так, чтобы воздействие происходило с открытыми глазами, было основанным на каких-то реально проверенных феноменах, эффект наступал быстро, и все это происходило с минимальными затратами времени и сил.

псориазЯ сделал две программы, в виде коротких видеоклипов, нашпигованных различными видами воздействий. Они должны были работать теоретически, и два человека стали ими пользоваться. Через месяц у них наступило заметное улучшение. Разумеется, есть вероятность, что у них пошла ремиссия, и воздействие не было причинным фактором. Сейчас выдалось время подумать, что делать дальше, потому что я создал новые программы, а существующие улучшил.

Поэтому я приглашаю людей, с псориазом, принять участие в следующей фазе эксперимента, который продлится ориентировочно три месяца. С каждым мы будем общаться индивидуально, анонимно и прочее. Все остальные подробности – на странице этого исследования. Здесь хотел бы только заметить, что участникам надо будет заплатить за участие в исследовании. Это необходимо по нескольким причинам:
– нет спонсора для исследования,
– для мотивации участника,
– для покрытия расходов на изготовление материалов,
– для уменьшения затрат времени на общение с людьми, которые не начинают или бросают занятия на разных стадиях.

Armstrong, A. W., Harskamp, C. T., Ledo, L., Rogers, J. H., & Armstrong, E. J. (2012). Coronary artery disease in patients with psoriasis referred for coronary angiography. American Journal of Cardiology, 109(7), 976-980.

Barabasz, A., Higley, L., Christensen, C., & Barabasz, M. (2010). Efficacy of hypnosis in the treatment of human papillomavirus (HPV) in women: rural and urban samples. Intrnational Journal of Clinical and Experimental Hypnosys, 58(1), 102-121.

Croen, L. A., Tee, L. L., Fireman, B., Leong, A., Barcellos, L. F., & Bernal, P. (2008). Immune comorbidities in children with autism spectrum disorders. IMFAR 2008 (ссылка).

Han, C., Lofland, J. H., Zhao, N., & Schenkel, B. (2011). Increased prevalence of psychiatric disorders and health care-associated costs among patients with moderate-to-severe psoriasis. Journal of Drugs in Dermatology, 10(8), 843-850.

Ramachandran, V. S., & Blakeslee, S. (1998). Phantoms in the brain : probing the mysteries of the human mind. New York: William Morrow.

Vanderpuye-Orgle, J., Zhao, Y., Lu, J., Shrestha, A., Sexton, A., Seabury, S., & Lebwohl, M. (2015). Evaluating the economic burden of psoriasis in the United States. Journal of American Academy of Dermatology, 72(6), 961-967.


Вести с полей. Часть первая

приборный дисплей самолетаВ течение последних нескольких месяцев мне как-то удалось провести довольно много исследований, и перед тем как двинуться дальше, надо подводить итоги, и поделиться. Возможно, кое-что покажется вам таким же интересным, как и мне. Вот на что я тратил свое время:

  • Изучение рекламных материалов и возможности создания лучших композиций.
  • Исследование, как мы представляем свое желанное будущее, и как мы можем создать технологию «лучшего и правильного» представления, так, чтобы повысить вероятность его реализации.

  • Возможности имплицитного обучения и разработки улучшенных методов такого обучения.

  • Эксперимент по изменению пищевых предпочтений, используя когнитивные психологические методы (да, и при этом человек теряет вес).

  • Исследование по когнитивным методам снижения симптомов псориаза.

Ну, начнем не по порядку, а по мере готовности:

Имплицитное обучение

Обучение сознательное, ориентированное на получение знаний, например, посредством лекций, исследований и дискуссий – это эксплицитное обучение. Вы знаете, чему учитесь и учите это, пока не освоите.

Имплицитное обучение – это процесс обретения знаний и умений, который происходит, в основном, без участия сознания или восприятия. Вы можете даже не знать, чему вы учитесь, или знать, но не понимать происходящее. Лучший пример и вид имплицитного обучения – игра. Можно сказать так: эксплицитное обучение – сбор информации, имплицитное – создание и организация интуитивного понимания.

В реальности, если обучение сбалансировано, то будет задействовано оба типа научения. Практически все, чему можно научиться, можно научиться имплицитным образом. Понятно, для разных видов деятельности нужны разные подходы.

Как это используют: в 1994 году Филип Келлман из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и Мэри Кайзер из Исследовательского центра Эймза при НАСА (Kellman & Kaiser, 1994) тестировал один вид имплицитного обучения (перцептивное обучение) начинающих пилотов. Им показывали несколько приборов на панели, и они должны быстро определить одно из нескольких состояний самолета: поворот с набором высоты, устойчивое снижение, и тому подобное. Состояние можно сделать, проанализировав данные всех 6 приборов.

примеры маневров самолета на приборной панелиНа картинке, из аналогичного исследования австралийских ученых (McLean, Wise, & Williams, 2011) показаны: левый поворот с набором высоты, и правый поворот со снижением.

Показ происходит быстро, и если нет ответа, на мониторе показывается следующий слайд. Если ответ правильный – одобрительный звук, если неправильный – неодобрительный звук и подсветка правильного ответа. Через три часа (две сессии по полтора часа каждая) таких тренировок у новичков выработалась способность быстро оценивать маневр самолета, с аккуратности и скоростью, которую демонстрируют пилоты с 500-2500 летными часами!

Сейчас похожие методы используют для обучения дерматологов (быстрая и точная диагностика высыпаний на коже), хирургов, химиков, кардиологов (чтение ЭКГ), разумеется, военных, и проч. Метод настолько хорошо, что вызывает и опасения – понимание автоматизируются быстро, и при недостаточно продуманном дизайне есть риск обрести вредные навыки.

сравнение колец по ценеЯ решил посмотреть на самый простой способ, для того, чтобы понять, каким образом его можно совершенствовать и применять в других областях. Я взял ювелирные украшения, в которых ни черта не разбирался, и еще потому, что было можно достать много материала для обучения, и, создав набор колец из 200 колец с ценами, начал тренироваться. Задача была – догадаться, какое из них дороже. В конце концов, цена – хоть какое-то измерение ценности изделия.

результаты тренировкиСлева – результат моих 17 занятий – чуть больше часа. Через какое-то время возникает уверенность, и весьма скоро – понимание, почему надо выбрать именно это, а не то кольцо. Цвет, точность линий, и все такое. До конца не понятно сознательно, но подсознательно – уверенность хорошая. По моей просьбе три человека приняли участие в такой игре, с практически таким же результатом, и девушка, которая любит ювелирные изделия, через полчаса уверенно достигла 90 с лишним процентов точности.

определение бренда колецСлева – другой вариант, который лениво тестируется сейчас: в этом случае надо определить, где какой бренд: Cartier, Chopard или Bvlgary, и другие известные бренды.

Что еще испытать, в такой же неведомой для меня области? Не придумав ничего лучше, я загрузил 350 картинок женской обуви, с той же задачей – как можно быстрее определить, какая пара обуви дороже.
Вот как выглядели слайды (фото с сайта net-a-porter.com):

сравнение туфель по ценеТеперь, через час тренировок и полчаса эксплицитного просмотра а могу сказать, что мое представление о женской обуви изменилось. Мало того, что я стал обращать внимание на то, что носят женщины, я уверен, что отличу Jimmy Choo от Christian Louboutin или Miu Miu. Хотя, если я не буду поддерживать эти знания, то вскоре вернусь в первоначальное состояние “Джимми, чо?”

Такой подход, очевидно, применим для обучения новых работников или освоения новой профессии – вряд ли по скорости и глубине обучения что-то может соперничать с имплицитным подходом.

В общем и целом, как и полагается после исследования, образовалось еще больше вопросов для последующих экспериментов. Например: как это можно применить в одной очень специфической области, и как можно улучшить это метод в 2, 5 или даже 10 раз? Появились идеи, которые надо проверять.

pinyinПоскольку я учу китайский, и как оказалось, тональность мне достается сложнее всего, я начал изучать тональности именно таким образом. Диктор произносит слог, а на экране появляются несколько вариантов тонов, и надо выбрать правильный. Если сначала все кажется мне одинаково звучащим, то через минут 10, перепутать первый тон с третьим уже кажется невозможным. Сложно передать ощущения, но язык сразу вдруг открылся с новой стороны, и какая-нибудь простая фраза, которая вчера звучала как «кошмар, что она сказала?!», сегодня воспринимается почти как родненькая.

Ну, и как же без искусства? В июне я провел небольшое пилотное исследование с картинами, и меня опять поразила скорость обучения. При этом не надо особо думать, а все, что вы можете делать сознательно – радоваться ошибкам – именно они главное топливо для этого типа обучения.

Начнем с вопроса:

Перед вами картины так называемых «малых голландцев».

Справка: «Малые голландцы» – условное название, под которым подразумевают большинство голландских художников 17 в., писавших небольшие, тщательно отделанные картины (П. де Хох, Я. ван Гойен, Я. и С. ван Рёйсдал, Э. де Витте, П. Клас, В. Хеда, В. Калф, Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен, А. Кёйп и др.). Каждый из них, как правило, специализировался в каком-либо одном жанре. Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов, уголка природы показать величие Бытия до сих пор восхищают зрителей. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, полагавших, что живопись должна не только доставлять удовольствие, но и учить, напоминать о вечных духовных ценностях» (цитата с сайта Академик).

Где работа кисти Яна Стэна (Jan Steen), а где – Адриана ван Остаде (Adriaen Jansz. van Ostade)?
Где работа кисти Яна Стэна, а где - Адриана ван Остаде?

А тут: что написал Квирин ван Брекеленкам (Quiringh van Brekelenkam), а что – Адриан Броувер (Adriaen Brouwer)?
что написал Квирин ван Брекеленкам, а что – Адриан Броувер?

Правильно ответить на такие вопросы «могут не только лишь все, мало кто может это делать» (Виталий Кличко. Избранные речи).

А теперь представьте себе, что вы искренне заинтересовались изучением работ этой когорты художников, и программа, в которую упакованы сотни их работ, предлагает вам решать, быстро и однозначно, кто есть кто. Разумеется, вы будете делать ошибки, и их число сначала будет даже превышать 50%, но через какое-то время, сравнительно небольшое, вы начнете «угадывать», все чаще и чаще. Через несколько часов вы сможете отличить Броувера от ван Брекеленкама – даже когда вам покажут картины этих авторов, которые вы прежде не видели! Да, вам будет сложно объяснить кому-то, с чего вы так решили, но вы будет чувствовать правильность своего выбора.

Это непередаваемое ощущение, которое принято называть интуицией; это она и есть, в научном понимании этого термина. Если вы продолжите тренировки, то вскоре вы начнете замечать и причины своей уверенности – у одного художника какие-то отличные от других цвета, у второго – только определенные ситуации, у третьего – уникальный контраст, и в таком духе. Таким образом, при обучении с активным применением имплицитного метода, вы достигните мастерства за более короткое время.

Kellman, P. J., & Kaiser, M. K. (1994). Perceptual Learning Modules in Flight Training. Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting, 38(18), 1183-1187.

McLean, G., Wise, L.Z. & Williams, B. (2011). A perceptual training module for pilot instrument scans. In G. Williams, P. Statham, N. Brown & B. Cleland (Eds.), Changing Demands, Changing Directions. Proceedings ascilite Hobart 2011 (pp.842-846).