Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, хорошо учился, и чтобы его любили в школе. Это прекрасные цели, но в голливудских фильмах мы видим, что быть популярным в школе – значит быть красивым и гадким, и окружать себя свитой, способной на любые подлости и унижения других. Исследования психологов, впрочем, показывают, что не так всё плохо. Популярность важна, потому что отражает способности ребенка выстраивать отношения с другими и находить себя в нашем мире, где если не всё, то многое решают связи (в хорошем смысле).
Весьма вероятно, вы сами когда-то делали простое упражнение, когда вас и других учеников просили написать на бумажке трех друзей. Неизвестно, что учителя делали с этими данными, но он весьма полезен, если им правильно пользоваться.
Метод, в различных вариациях, до сих пор используется в психологии для оценки популярности.
Например, Висконсинское исследование стартовало в 1957 году, когда группа психологов стала собирать разнообразные данные о подростках, опрашивая их самих, их родителей и учителей. Данные включали когнитивные способности, социально-экономическое положение семьи, успеваемость, состав семьи, и прочее, с тем, чтобы отследить, как будет складываться жизнь школьников в будущем. В исследовании приняло участие более 10 000 участников, у которых собирали данные с 1957 году, и еще в 1964, 1975, 1993 и 2004 годах. Данные этого исследования используются для нахождения интересных закономерностей. Так и недавний анализ (Conti , 2012) обратился к этим данным для определения влияния популярности на будущую жизнь.
Одним из критериев ученые определили именно количество друзей у школьника, по двум факторам: сколько сверстников школьник номинирует как своих друзей, и сколько других школьников номинирует его в качества друга. Создав сеть, и математическую модель, которая проанализировала и могла предсказывать популярность школьников и отношения между ними, ученые выяснили следующее:
• Больше связей у школьников в городках и поселках, в сравнении со школьниками из крупных городов.
• Теплые семейная атмосфера, особенно со стороны матери, существенно влияет на формирование круга друзей.
• Школьники с высоким IQ номинировали больше друзей и являлись более популярными. Впрочем, эта связь не очень сильная.
• Самые сильные связи основываются на схожести: по вероисповеданию, происхождению, месту рождения, и общему в стремлениях, например, учиться дальше. Школа, кстати, считается тем лучше, чем больше учеников стремится продолжить образование.
• Определяющим фактором явилось то количество сверстников, которые номинировали школьника как своего друга. Количество друзей, которых назвал таковыми сам школьник, не имело значения для прогноза будущего.
• Чем популярнее был школьник в школе, тем больше он зарабатывал через 35 лет! Увеличение популярности, то есть каждый дополнительный друг ассоциируется с 2% ростом дохода.
Главный вывод исследования – социальные навыки и способности значат больше, чем персональные характеристики и интеллект. Школа, которая занимается интеграцией подростков в коллективе, развивая социальные навыки, увеличивает у них вероятность успеха во взрослой жизни.
А вот канадские психологи (Layous et al., 2012) показали простой путь, как ребенку обзавестись друзьями в школе и стать популярным. В эксперименте в Ванкувере участвовали 415 школьников в 19 классах, среднего возраста 10 лет. У них предварительно замерили популярность – опять же, попросив ответить на вопрос, с кем бы он или она хотели бы играть, делать школьные задания и прочее. Затем всех разбили случайным образом на две группы: одних просили посещать по три разных новых мест каждую неделю (парки, торговые центры и проч.) в течение 4 недель, пока длился эксперимент. Дети во второй группе должны были совершить по три добрых поступка в неделю, для любого человека, а не только в школе. Какие именно – предстояло решать самим детям, и поступки у них получались простые, например: обнял маму, когда она была расстроена; отдала свой обед подружке; пропылесосил пол; помогла бабушке готовить обед.
Результаты оказались потрясающими! У школьников в группе добрых поступков повысилась популярность: они приобрели за месяц в среднем 1,6 новых друзей, в сравнении с 0,7 в группе новых мест. Такая обретенная популярность, основанная на доброте, означает снижение вероятности издевательств в школе, и увеличивает академическую успеваемость. И как мы теперь знаем, даже улучшит финансовое положение через 30 лет!
Conti, G., Galeotti, A. Mueller, G., & Pudney, S. (2012). Popularity. NBER Working Paper No. 18475.
Layous, K., Nelson, S. K., Oberle, E., Schonert-Reichl, K. A., & Lyubomirsky, S. (2012). Kindness Counts: Prompting Prosocial Behavior in Preadolescents Boosts Peer Acceptance and Well-Being. PLoS ONE, 7(12), e51380.