Tag Archives: добрые дела

Добрым быть непросто

добрые делаПсихологи заметили, что существует странная асимметрия: плохое поведение кажется более негативным, чем хорошее поведение кажется позитивным. Это означает, что чтобы прослыть плохим, достаточно сделать одно плохое дело. А вот чтобы тебя посчитали добрым, добрых дел надо сделать много. 

Причем добрые дела кажутся истекающими как бы из природы. Сделал человек доброе дело – ну это естественно, это нормально. А вот недобрый поступок – он кажется всегда совершенным умышленно. 

И даже если человек не смог сделать доброе дело, ну не получилось у него, как он ни старался – это кажется более негативным, чем если бы человек хотел, но не смог сотворить плохое дело.

Причем компенсация за совершенные плохие дела требует куда больше хороших дел, чем казалось бы, должно по логике. В одном исследовании банальные плохие дела требовали в глазах других невероятных добрых дел, например, пожертвования своей почки незнакомому человеку. 

Кроме добрых и злых дел есть еще деление дел на нормативные и ненормативные. Например, бить кошку и бить жену – это плохие дела. Но бить кошку оказывается ненормативным! Иными словами, ну бьет мужчина свою жену – это понятно, но кошку-то за что? И поэтому бить кошку может казаться куда более плохим делом. 

Все эти странные представления о добре и зле проистекают, как кажется, из представлений о самом себе как моральном компасе, как образце этической правоты. И эта глубинная личность у нас всегда праведна, чиста и благородна. И абсолютно иллюзорна, то есть не существует, но эта тема уже другой статьи.

Hartman, R., Blakey, W., & Gray, K. (2021). Deconstructing Moral Character Judgments. Current Opinion in Psychology. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.07.008


Популярность добрых дел

ребенок помогает убиратьсяКаждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, хорошо учился, и чтобы его любили в школе. Это прекрасные цели, но в голливудских фильмах мы видим, что быть популярным в школе – значит быть красивым и гадким, и окружать себя свитой, способной на любые подлости и унижения других. Исследования психологов, впрочем, показывают, что не так всё плохо. Популярность важна, потому что отражает способности ребенка выстраивать отношения с другими и находить себя в нашем мире, где если не всё, то многое решают связи (в хорошем смысле).

Весьма вероятно, вы сами когда-то делали простое упражнение, когда вас и других учеников просили написать на бумажке трех друзей. Неизвестно, что учителя делали с этими данными, но он весьма полезен, если им правильно пользоваться.

Метод, в различных вариациях, до сих пор используется в психологии для оценки популярности.
Например, Висконсинское исследование стартовало в 1957 году, когда группа психологов стала собирать разнообразные данные о подростках, опрашивая их самих, их родителей и учителей. Данные включали когнитивные способности, социально-экономическое положение семьи, успеваемость, состав семьи, и прочее, с тем, чтобы отследить, как будет складываться жизнь школьников в будущем. В исследовании приняло участие более 10 000 участников, у которых собирали данные с 1957 году, и еще в 1964, 1975, 1993 и 2004 годах. Данные этого исследования используются для нахождения интересных закономерностей. Так и недавний анализ (Conti , 2012) обратился к этим данным для определения влияния популярности на будущую жизнь.

Одним из критериев ученые определили именно количество друзей у школьника, по двум факторам: сколько сверстников школьник номинирует как своих друзей, и сколько других школьников номинирует его в качества друга. Создав сеть, и математическую модель, которая проанализировала и могла предсказывать популярность школьников и отношения между ними, ученые выяснили следующее:

• Больше связей у школьников в городках и поселках, в сравнении со школьниками из крупных городов.
• Теплые семейная атмосфера, особенно со стороны матери, существенно влияет на формирование круга друзей.
• Школьники с высоким IQ номинировали больше друзей и являлись более популярными. Впрочем, эта связь не очень сильная.
• Самые сильные связи основываются на схожести: по вероисповеданию, происхождению, месту рождения, и общему в стремлениях, например, учиться дальше. Школа, кстати, считается тем лучше, чем больше учеников стремится продолжить образование.
• Определяющим фактором явилось то количество сверстников, которые номинировали школьника как своего друга. Количество друзей, которых назвал таковыми сам школьник, не имело значения для прогноза будущего.
• Чем популярнее был школьник в школе, тем больше он зарабатывал через 35 лет! Увеличение популярности, то есть каждый дополнительный друг ассоциируется с 2% ростом дохода.

Главный вывод исследования – социальные навыки и способности значат больше, чем персональные характеристики и интеллект. Школа, которая занимается интеграцией подростков в коллективе, развивая социальные навыки, увеличивает у них вероятность успеха во взрослой жизни.

А вот канадские психологи (Layous et al., 2012) показали простой путь, как ребенку обзавестись друзьями в школе и стать популярным. В эксперименте в Ванкувере участвовали 415 школьников в 19 классах, среднего возраста 10 лет. У них предварительно замерили популярность – опять же, попросив ответить на вопрос, с кем бы он или она хотели бы играть, делать школьные задания и прочее. Затем всех разбили случайным образом на две группы: одних просили посещать по три разных новых мест каждую неделю (парки, торговые центры и проч.) в течение 4 недель, пока длился эксперимент. Дети во второй группе должны были совершить по три добрых поступка в неделю, для любого человека, а не только в школе. Какие именно – предстояло решать самим детям, и поступки у них получались простые, например: обнял маму, когда она была расстроена; отдала свой обед подружке; пропылесосил пол; помогла бабушке готовить обед.

Результаты оказались потрясающими! У школьников в группе добрых поступков повысилась популярность: они приобрели за месяц в среднем 1,6 новых друзей, в сравнении с 0,7 в группе новых мест. Такая обретенная популярность, основанная на доброте, означает снижение вероятности издевательств в школе, и увеличивает академическую успеваемость. И как мы теперь знаем, даже улучшит финансовое положение через 30 лет!

Conti, G., Galeotti, A. Mueller, G., & Pudney, S. (2012). Popularity. NBER Working Paper No. 18475.

Layous, K., Nelson, S. K., Oberle, E., Schonert-Reichl, K. A., & Lyubomirsky, S. (2012). Kindness Counts: Prompting Prosocial Behavior in Preadolescents Boosts Peer Acceptance and Well-Being. PLoS ONE, 7(12), e51380.