Tag Archives: эмпатия

Вопросы как точные изделия

нарцисВ последнее время часто попадались дискуссии о нарциссах (людях, не цветках), как их отличать, какие они вредные и все такое. Не понимаю, зачем говорить столь много о нарциссах, коль скоро они сами о себе предостаточно думают. Это всё равно что общаться с последовательным и упертым солипсистом, зная, что он воспринимает тебя лишь как фигмент его воображения.

Но вот, некоторые области психологии заинтересованы в изучении такого типа личностей. Нарциссы характеризуются низким уровнем эмпатии, предпочитают думать только о себе, что, в целом, не способствуют гармоничному состоянию общества, как считается. Для выявления таких личностей придуманы тесты.
Обычный тест на определение нарциссизма включает 40 вопросов и занимает почти 15 минут. В этом тесте содержится аж семь шкал, определяющих различные компоненты нарциссизма. Вот какой он непростой :)

В ходе 11 экспериментов, задействовавших более 2000 человек, ученые из Университета Огайо (Konrath, Meier, & Bushman, 2014) смогли убедительно показать, что для точного определения нарциссизма достаточно одного вопроса. Вот он:

Насколько вы согласны со следующим утверждением: «Я – нарцисс»? (Слово «нарцисс» означает эгоистичный, сфокусированный на себе и самовлюбленный человек).

Человек выбирает значение по шкале от 1 до 7, и сразу, с большой вероятностью, становится понятно, кто же перед нами. Забавно то, что по определению, нарциссы гордятся фактом, что они такие и не видят в том ничего плохого. Наоборот, они считают, что это прекрасно и с радостью скажут вам это.

Меня это исследование заинтересовало исключительно из-за красоты: как один вопрос заменил сорок, не теряя при этом ничего. Такая лаконичность и точность прекрасна. Помните, как в старом фильме: «Дядя Петя, вы – дурак?» Побольше бы подобных примеров, и всем нам – умения задавать такие вопросы.

Konrath, S., Meier, B. P., & Bushman, B. J. (2014). Development and validation of the Single Item Narcissism Scale (SINS). PLoS ONE, 9(8), e103469.


Прочитай книжку, стань лучше

Антон ЧеховПредставьте себе, но после прочтения короткого рассказа, например, «Хамелеон» Антона Чехова, вы на какое-то время начинаете чуть лучше понимать людей. Таковы результаты исследования ученых из New School for Social Research в Нью-Йорке, опубликованного в журнале Science.

Способность понимать чувства другого и на основе этого строить социальные отношения в психологии описывается как теория разума. Теорией это называется потому, что у нас нет прямого доступа к психике другого человека, мы только предполагаем, что он может думать и чувствовать так же, как и мы. Исследователи различают два вида теории разума: эмоциональную – способность замечать и понимать эмоции других, и когнитивную, то есть предположения об убеждениях и намерениях других. Обычно это называют одним словом: эмпатия.

Родители интуитивно учат детей этой теории, когда спрашивают: «Как ты думаешь, ей понравилось то, как ты себя повела»? Человечество, впрочем, создало культурные практики для развития этих способностей, и одна из них – художественная литература.

В серии из пяти экспериментов психологи как раз и проверяли, как литература влияет на теорию разума. Они предлагали участникам короткие тексты (по размеру как «Хамелеон» Чехова, около 900 слов) как «серьезной» художественной литературы – классиков или современников, получивших за свои рассказы литературные премии и призы, так популярного чтения и научно-популярной тематики.

Сразу после прочтения участникам предлагалось пройти серию разнообразных тестов. Например, один из тестов, разработанный для диагностики аутизма, включал в себя показ фотографий людей, но только региона с глазами, где  требуется правильно выбрать эмоциональное состояние человека из предложенных вариантов. Это тест кажется настолько простым, что непонятно, как можно не увидеть очевидную эмоцию девушки на фото, но результаты иногда разочаровывают.

Пример:

примеры из тестаСлова, описывающие состояние девушки: задумчивая (правильный ответ), раздраженная, ошеломленная, нетерпеливая

Другой тест был на узнаваемость писателей –  из списка 130 имен предлагалось выбрать только писателей (их там было ровно половина). Высокая оценка по этому тесту означала тесное знакомство с миром художественной литературы, потому что даже если вы не читали какого-то писателя, то могли о нем слышать.

Результаты показали, что даже после краткого, 3-5 минутного чтения художественного текста у людей повышалась способность к эмпатии, способности понимать эмоции других. Причем она повышалась после текста с хорошей литературой, но не менялась после популярного чтива или научно-популярного текста.

Поразительный по своей убедительности факт: чем больше писателей из списка мог определять человек, тем лучше он различал эмоции!

Ученые предприняли прямолинейную попытку понять, что есть такого в хорошей серьёзной литературе, что делает такие изменения за столь короткое время? Пропустив тексты через программу, подсчитывающую и категорирующую слова, они обнаружили один фактор – чем больше негативных слов было в тексте, тем выше были оценки эмоциональных тестов. А больше всего таких слов было именно в серьезной литературе. Но это не главная характеристика, а указание на то, что есть что-то несравненно привлекательное, что мы ищем и находим в ней, несмотря даже на негативные слова.

Ученые задали вопрос, как долго длится эффект после столь короткого чтения, и почти ответили на него, обнаружив зависимость между лучшим узнаванием писателей и правильным определением эмоций.

Это отнюдь не первое исследование, обнаружившее связь между литературой и эмпатией. Широкое освещение его в прессе, – дело рук людей, которые сами много читают, в попытках объяснить другим и себе, что чтение – не простое времяпрепровождение, а полезное важное занятие.

Лаборатория Мара в Университете Йорка в Канаде уже на протяжение многих лет занимается этими вопросами. Работы показали, что, вопреки устоявшемуся стереотипу «книжного червя», люди, которые много читают художественной литературы, имеют вполне достаточное количество социальных связей, с людьми, с которыми у них вполне здоровые отношения. Иными словами, они не страдают от одиночества. С социальным общением есть отчасти проблемы у тех, кто читает только научно-популярную и техническую литературу. Лекарство для них простое – надо читать хорошую художественную литературу. Не все жанры одинаково хороши. Так, романтические произведения повышают эмоциональную чувствительность, а научная фантастика и фэнтези – нет.

Свой вклад в понимание воздействия литературы продолжает вносить нейропсихология. Так, в одном исследовании испанских ученых было показано, что когда мы читаем слова, связанные с запахами, например, «корица», «ваниль», «чеснок», наша обонятельная кора и другие регионы мозга активируется так, словно мы на самом деле почувствовали запах!

Метафоры, например, «у певца был бархатный голос» или «у нее были нежные ручки» активируют осязательный регион мозга. Обычные описательные прилагательные такого эффекта не вызывают.

Французские учёные показали, что глаголы вызывают активацию моторной коры, причем предельно точно – если в тексте говорится о движении правой руки или левой ноги, то активируются соответствующие участки мозга, отвечающие именно за эту конечность.

Чтение хорошей литературы захватывает воображение и неизбежно вызывает мультимодальную симуляцию мозга. Отношения между героями произведений воспринимаются мозгом как реальные, так, словно происходят на самом деле, с читателем. Получается, что для мозга все равно, происходят события и ощущения в реальности, или в книге. Чтение художественной литературы, таким образом, – самая лучшая симуляция реальности, и даже превосходит ее: истории позволяют «забраться» в голову другого человека, или посмотреть на мир «глазами бога», или пережить то, что в действительности невозможно. Как правильно заметил какой-то писатель, книги дают возможность прожить тысячи ситуаций и сотни жизней, а тот, кто не читает, ограничивает себя лишь одной.

Эта уникальная возможность уже осознана и применяется. Так, есть программы чтения для трудных подростков, или матерей-одиночек. Литература призывается для увеличения сочувствия у врачей и для заключенных. У людей развиваются социальные навыки, они легче начинают понимать других, и, как следствие, лучше адаптируются в мире.

В шести экспериментах американских ученых выяснились любопытные детали влияния литературы. Например, важным оказывается глубина погружения в историю. Иногда надо забыть про себя, про свою личность, чтобы это сделать, и выяснилось, например, что чтение книги перед зеркалом мешает полноценно погрузиться в произведение.

История от первого лица героя, который в чем-то похож на читателя, помогает лучше принять переживания героя. Это ведет к реальным изменениям в поведении – история про парня из вашего университета, который пошел на выборы, убеждала сделать то же самое, когда была написана от первого лица в 65% случаях, против 29% если герой был из другого университета. Еще один эксперимент показал, что после прочтения душевной истории эмпатия также проявилась в поведении: когда экспериментатор «случайно» ронял карандаши, люди после душевной рассказа помогали гораздо чаще,

Студентам предлагали тексты, где герой был черным или геем. Истории отличались только местом в тексте, когда это обнаруживалось. Если читатель узнавал о расе или ориентации героя ближе к концу, то уровень погружения и сопереживания был выше. Когда это выяснялось в самом начале, то возникало некое отторжение. То есть, если вы хотите, чтобы чтение увлекло вас так, что вы потеряете отсчет времени, то читайте книги, где герои одной с вами расы, пола и сексуальной ориентации. Но таким образом вы наверняка пропустите немало прекрасных книг, а читать о других, непохожих на нас людей – стоит. Задача писателя в этом случае писать о непохожих на читателя людях от третьего лица.

Она из причин, почему дети, попробовав читать, бросают, возможно, именно в этом – им попадались книжки с героями, не похожими на них, а повествование велось от первого лица. Одна-две такие книжки, и интерес пропадает.

Только сейчас мы начинаем по-настоящему понимать, что есть такое – хорошая литература – феномен, который, на первый взгляд, с эволюционной точки зрения, выглядящий бесполезным и непрактичным.

Литература создает образ справедливого мира, где добро чаще всего побеждает. Но мы же знаем, что мир несправедлив, так почему мы позволяем себя обманывать, снова и снова? Хорошая литература продвигает общечеловеческие ценности, и помогает их понять и принять, и ей это всегда удается, вот уже тысячи лет. Ни у кого не возникает сомнений, кто герой, а кто злодей в книгах: даже самые закоренелые преступники считают злодеем профессора Мориарти, или индейца Джо, а героем – Шерлока Холмса, или Тома Сойера. Нам, конечно, могут нравиться герои типа Крестного отца, или Декстера, но мы знаем, что они никогда не будут счастливо жить до старости.

Достаточно посмотреть на список ста самых влиятельных на свете людей, которые никогда не жили, чтобы увидеть, сколько там литературных героев. Это они, Гамлет и Робин Гуд, Дон Кихот и Микки Маус, Робинзон Крузо и Карлсон, повлияли на жизни миллионов людей, причем только в лучшую сторону.

Поразительно, но именно художественная литература убеждает нас сильнее, нежели специально продуманные тексты с железными аргументами, призывами и мотивациями! Книга «Хижина дяди Тома» сыграла свою роль в убеждении множества американцев накануне Гражданской войны, что черные – тоже люди, а рабство – отвратительное явление.

Художественная литература – маркер социального класса. Человек, который прочитал хорошие произведения и наслаждался ими во время чтения – в самом деле, стал лучше и благороднее. Это отражается во всех сферах жизни: в семье и с друзьями, в карьере и общественной жизни. Было показано, что эмпатия, воспитываемая литературой, развивает креативность, увеличивает производительность труда.

Эмпатия, как это не покажется странным, чрезвычайно важна для бизнеса: лидер никогда не работает в одиночку, а людей, которые его окружают, надо понимать, мотивировать и вести. Журнал Forbes периодически упоминает об эмпатии, как о необходимом качестве успешного предпринимателя.

А теперь – самое время выбрать хорошую книгу и начать ее читать, зная теперь, что получаешь не только удовольствие, но делаешь себя, а значит, и окружающий мир лучше, человечнее и добрее.


Как не знать, что чувствует другой

женщина плачет, грузино-российский конфликт 2008 годПсихологи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре (Ma-Kellams & Blascovich, 2012) обогатили наши знания о еще одном феномене денег (другие мои заметки про деньги).

Участников первого эксперимента разбили на две группы, и одной сказали, что если они смогут правильно (с точностью 98%) определять чувства актеров в коротком эмоционально-заряженном фильме, который им сейчас покажут, то они получат 100 долларов. Второй группе сказали, что это игра на определение эмоций, и они заработают очки за правильные ответы, которые, в свою очередь, позволят им выиграть приз, 100 долларов. То есть разница между группами была во фрейминге задачи: заработать деньги или поиграть в игру. В дополнительном эксперименте, участникам контрольной группе вообще ничего не обещали.

Как и предсказывалось гипотезой, оба эксперимента показали, что деньги как финансовый стимул приводят к худшим результатам в оценке эмоционального состояния других. Мы становимся эгоистичнее и концентрируемся на себе, а эмпатия требует именно вовлеченность в эмоциональный мир других. Интересно, что результаты разнятся с предыдущим исследованием (Klein & Hodges, 2001), где аккуратность распознавания эмоций, наоборот, повышалась в результате денежного стимула. Но авторы указывают, что там стимул был всего 8 долларов, и множество исследований показывают, да и вы сами согласитесь, что размер денежного стимула имеет значение на психологические изменения.

Когда у нас полно денег, нам как-то не до других и их эмоций. И, вероятнее всего, когда кому-то платят большую зарплату за заботу о других, то получают не очень хороший результат.

Klein, K., & Hodges, S. (2001). Gender differences, motivation, and empathic accuracy: When it pays to understand. Personality and Social Psychology Bulletin, 27, pp. 720–730

Ma-Kellams, C., & Blascovich, J. (2012). The ironic effect of financial incentive on empathic accuracy. [doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.014]. Journal of Experimental Social Psychology. Available online 5 September 2012.

Фото Reuters.


О помощи сородичам

одна крыса в ловушке, а другая ей помогает выбратьсяВот обнаружил написанную давно статью, которую почему-то забыл опубликовать в свое время.

Эмпатия, чувство сопереживания, есть не только у людей. В эксперименте в Чикагском Университете, ученые помещали крыс в ловушку, которую можно было открыть нескольким движениями снаружи, но не изнутри. И другие крысы снаружи помогали запертому сородичу выбираться из ловушки (Bartal, Decety, & Mason, 2011).

Это важный эксперимент, потому что принципиально знать, чувствуют ли крысы переживания или боль своих сородичей, как это делают люди. И, значит, насколько универсально и эволюционно такое чувство для людей. Крысы, научившись открывать ловушку, в следующие разы делали это немедленно, освобождая сородича. Они игнорировали ловушку, когда она была пуста, или внутри сидело чучело крысы, хотя и отлично сделанное. Им давали шоколад, их любимый десерт, но крысы предпочитали сначала освободить сородича, а уж потом вернуться к лакомству (Keim, 2011).

Пока сложно сказать, отчего это происходит – не все еще варианты исследованы. Возможно, говорят исследователи, крик о помощи на крысином языке такой громкий, что сородичу хочется это просто прекратить. Иными словами, сделать добро для себя, не для другого.

Но как бы то ни было – эта сила природы определенно есть, она древняя, и она, похоже, в нас вшита. И вроде знали уже давно, что животные помогают другим сородичам, попавшим в беду, но теперь у нас есть и факты. Я писал о том, что мы больше боимся ягуара (Когда последний раз вы видели пантеру?), нежели автомобиля с таким же названием, хотя сегодня важнее последнее. Но в нас вшита боязнь хищника, и мы так функционируем, во всяком случае, пока. Так и с желанием помочь сородичам – можно спорить о цели помощи, но стремление такое есть, оно первичнее и древнее моральных, религиозных и общественных норм.

А мы сегодня видим, что некоторые тянут рубашку на себя, рассказывая нам о том, что они создатели и хранители морали, в то время как другие пытаются урегулировать это стремление, а по сути, эволюцию.

Видео об экспериментах – первое  и второе (Bartal, Decety, & Mason, 2011).

Keim, B. (2011). Rats free trapped friends, hint at universal empathy. Wired Science. December 8, 2011. Ссылка http://www.wired.com/wiredscience/2011/12/rat-empathy/all/1

Bartal, I. B.-A., Decety, J., & Mason, P. (2011). Empathy and pro-social behavior in rats. Science, 334(6061), 1427-1430.