Tag Archives: ай-трекинг

Смотрим на фотографии. Часть 2

Фотография Брессона на выставкеПервая часть здесь. Сегодня мы посмотрим на три фотографии Анри Картье-Брессона, бесспорно великого фотографа. «Главные принципы Картье-Брессона – не делать постановочных кадров, ловить миг, когда событие обретает свой подлинный драматизм и раскрывается наиболее полно, – стали главными заповедями для всех последующих поколений фоторепортеров. Будучи творцом, обладая собственным стилем, вкусом, взглядом, взяв в руки камеру, Картье-Брессон превращался в охотника, в чьей работе главными были быстрота реакции, умение думать и действовать мгновенно. «Выстроить на одной оси глаз, голову и сердце», как говорил сам мастер. «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя», — писал он» (цитата РИА Новости).

Первая — «Воскресный пикник на берегу Марны», 1938 год. На фото в начале — как выглядит эта фотография на выставке (фото отсюда).
Henri Cartier-Bresson-MarneКогда я смотрел на фотографию, мое внимание было обращено на лица, руки, и еду (ну, так мне казалось), и я едва замечал нагромождения на реке. Но совсем не так повели себя участники исследования, как показывает ай-трекер. Что это за интерес к лодкам с расставленным удочками?
тепловая карта фотографии Картье-БрессонаМожет быть, мне попались одни любители рыбалки? Нет, на фото смотрели 20 человек, в основном женщины (3 мужчин и 17 женщин), возрастом от 22 до 48 лет, (средний возраст 30,7 лет). Фото показывалось на 5 секунд на 24 дюймовом мониторе. Чтобы проверить, нет ли тут зависимости от пола, я сделал карты отдельно для женщин и мужчин:
Тепловые карты для мужчин и женщинОтличия между ними можно объяснить числом участников, то есть, смотрели на фото мужчины и женщин фактически одинаково.
Карта саккад:
Пикник на Марне, карта саккадНеожиданный, казалось бы, интерес к лодке за счет внимания к людям. Кстати, вы заметили, сколько именно людей на фотографии? Может быть, как раз игнорирование фотографом людей и их лиц (взгляд со спины), и даже пренебрежением показать их всех, отсутствие у компании признаков активного общения, создает из них просто зрителей, следящих за главным действующим объектом картины — удочками на лодке. Если так, то это сильный прием — завести внимание зрителя глазами и поведением героев произведения; сильный — потому что отвлечь наше внимание от человека весьма трудно.

Следующая фотография — Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 г.
Дассау, фото Картье-БрессонаВ том году «Анри Картье-Брессон сделал своей «Лейкой» фотографию, ставшую очередным шедевром фотожурналистики. Место съемки – Германия, Дессау, транзитный лагерь для беженцев, организованный между американской и советской зонами. Политзаключенные, военнопленные, люди, насильно угнанные на работы, возвращаются из освобожденной советскими войсками восточной части Германии. В кадре – молодая бельгийка, которая была опознана как женщина, сотрудничавшая с гестапо» (цитата отсюда).

тепловая карта фотографии Картье-БрессонаЗа 5 секунд сложно разобраться в происходящем, и зритель пытается увидеть это в лицах участников сцены.
Обратите внимание на прекрасный паттерн просмотра по четырем точкам  – с фиксациями на трех главных героев сцены и объекте, документах на столе:
карта саккад просмотра фотографииЕсли бы Брессон обрезал фотографии ( а он этого никогда не делал), то следовало бы, на мой взгляд, обрезать крайнего левого заключенного, который нарушает баланс.

Мадрид, 1933 год:
Картье-Брессон, Мадрид, 1933 годНеобычная фотография, и такой же необычный паттерн просмотра:
тепловая карта фотографии Мадридкарта саккад фотографии МадридОкна на стене — пример того, как можно взять и увести внимание зрителя в каком-то направлении.
Поскольку все три фотографии просматривались в одном исследовании, к меня появилась возможность сравнить количественные данные.

количественные данные просмотра фотографийКак вы видите, фото с мадридскими мальчишками просматривалось энергичнее – длительность фиксаций меньше, скорость саккад выше, длина их больше, словно фотография больше по размеру и зритель пытается ее охватить побыстрее. Напротив, фото с пикником – самая «медленная» фотография. И теперь, глядя на них, с этим легко согласиться. Интересно, насколько скорость движения объектов, изображенных на фотографии, размеры объектов и расстояние между ними влияют на просмотр и его характеристики.

Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.


Смотрим на фотографии. Часть 1

работа известного фотографа Вермера Бокельберга Продолжаю разгребать фотографии и картины, использованных в ай-трекинговых исследованиях за последнее время. В начале статьи – работа известного фотографа Вермера Бокельберга (Wermer Bokelberg), снятая в 1968 году.
А ниже – результат ай-трекингового исследования, тепловые карты по результатам просмотра 15 людьми (10 мужчин, 5 женщин). Фото показывалось в течение 5 секунд, свободный просмотр. Карты отличаются немного из-за примененных фильтров.

работа фотографа Вермера Бокельберга, тепловая картаМожет ли такая карта движений глаз показать нечто, что объяснит, почему эта фотография так хороша (если она хороша)?
Допустим, женская попа – физиологически привлекательный для взгляда объект, который, как магнит, притягивает взор, и она, к тому же, оказывается в центре композиции. Казалось бы, очевидно, что люди будут смотреть именно туда, куда они смотрели, но это известная ошибка мышления, когда мы прекрасно объясняем ситуацию после того, как все случилось.

Центральный объект вообще всегда притягивает внимание. Мы это видели на примере в статьях Какая попа лучше и Взгляд в центр.
Обратим внимание на карту саккад, быстрых движений глаз, отфильтрованную, чтобы показать суть. Это, что называется, весьма хороший паттерн просмотра – все внимание привлечено на главный объект, ничего лишнего. Может быть, это ответ – простота просмотра и понимания?

саккады просмотра фотографии
Но обратимся к более простому примеру, из другого исследования, 15 человек (все женщины), также 5 секунд свободного просмотра:

лист конопли, тепловая картаВообще красота, прекрасное творение природы, симметрия, простота и сложность одновременно, наполненность символизмом, даже у людей, никогда не имевших интимной близости с растением.
Карта саккад тоже показывает гармонию:

саккады на листе коноплиА тут вообще инфернальная красота — применение разных фильтров:

красота природыкрасота простого листочкаИтак, что мы из этого можем извлечь: вероятно, одиночные объекты в центре композиции будут восприниматься предсказуемо. Это стоит проверить еще с несколькими объектами, в дальнейших исследованиях. Ни паттерн просмотра, ни тепловая карта, впрочем, не скажут о эстетических свойствах объекта и работы, на которой объект запечатлен. Надо менять дизайн исследования и уходить глубже в статистику, то есть подсчитывать различия в фиксациях, длине саккад и тому подобному.

Все материалы по теме изучения искусства с помощью ай-трекинга в этом блоге здесь.


Загадка NN

фотография Ильи Питалева: Торжественное собрание участников Народной армии КНДР на стадионе имени Ким Ир Сена в честь 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне, в апреле 2012 годаВыше – фотография Ильи Питалева: Торжественное собрание участников Народной армии КНДР на стадионе имени Ким Ир Сена в честь 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне, в апреле 2012 года. Фотография вошла в шортлист 2013 Sony World Photography Awards. Действительно запоминающаяся, драматичная работа. По клику открывается в полный размер.

Фотография была показана на прошлой неделе 20 участниками исследования, (17 женщин, 3 мужчин), средний возраст 30 лет, на 24 дюймовом мониторе, в хорошем разрешении, в свободном просмотре в течение 5 секунд. Показ был осуществлен в рамках продолжающегося исследования картин и фотографий Как мы смотрим на картины. Эта фотография привлекла внимание своей необычностью — например, отсутствием центрального персонажа, и двумя разными по цветам массивами людей.

Есть идеи, что привлечет ваше (и 20 людей) внимание больше всего, прежде чем вы продолжите читать дальше? Хороший шанс проверить свою интуицию, между прочим :)

Лица людей – реальное пиршество для глаз социального животного, человека. Тут их много, и есть куда посмотреть. Логично было бы предположить массивное сравнивание двух когорт людей – военных и гражданских. Логично было бы увидеть и однородное мимолетное разглядывание большинства лиц.

Посмотрим на тепловую карту. Тепловая карта внимания представляет из себя пространственное распределение фиксаций взглядов. Алгоритм рассчитывает гауссово распределение всех фиксаций в соответствии с их длительностью, значением и нормализует амплитуду. Затем эти расчеты применяют ландшафт распределения к визуальному образцу, используя градиенты цвета. Строго говоря, такая карта показывает куда смотрели респонденты, но не объясняет, почему они туда смотрели. Карты представляют визуальное, простое, и интуитивное представление большого объема данных и важны для первоначального осмотра результатов, и определить основные регионы интереса.
Ниже несколько видов тепловых карт:
тепловая карта вниманиятепловая карта внимания, черно-белаятепловая карта с контрастомПочему молодая женщина с зеленым бантом в традиционной праздничной одежде (чосон-от, если не ошибаюсь) привлекла так много внимания?

Фиксации(желтые точки) и саккады, быстрые движения глаз от одного объекта к другому (желтые линии):
фиксации и саккады рассматривания фотографииЧисло фиксаций взглядов:
число фиксаций взглядов

Как видите, в среднем каждый участник смотрел на девушку два раза.

Да кто ж она такая и почему все её увидели и разглядывали?!
загадочная женщинаМожет быть её лицо выглядит как-то необычно или это уже придумывание причин, и мне это кажется?

Кстати, как быстро вы найдете вы женщину в тёмно-синей одежде? Это еще раз напоминает о том, что если вы женщина и хотите быть привлекательной (для глаза), одевайтесь ярче. Кроме того, быть на периферии снимка в буквальном смысле мешает быть в центре внимания!

Есть тенденция замечать известного или любимого человека в толпе очень быстро, особенно в ситуациях, когда мы ожидаем или хотим это увидеть. Но здесь явно не такая ситуация. Есть тенденция замечать необычное и была бы девушка голой или в костюме клоуна, вопросов  бы не было.

Мое мнение такое: сочетание яркого зеленого банта с розовым цветом платья, в окружении менее яркого фона, молодость, и близость к центру картинки сделали девушку самой привлекательной частью работы. Другая возможность: бант на груди девушки похож на голову кролика (!), а мы склонны замечать животных очень быстро (Когда последний раз вы видели пантеру?). Наконец, еще вариант – это просто артефакт.

Есть у кого-нибудь идеи объяснения или гипотезы, которые можно было бы проверить? Например, фотошопом поменять эту женщину на другую и посмотреть, как изменится просмотр, или что-то подобное? Изучение визуального искусства – дело трудоемкое, но увлекательное.

P.S. Я надеюсь, в Северной Корее мой блог не читают, но на всякий случай хотелось, чтобы женщину после этой статьи не только не расстреляли, а сделали бы ответственным работником индустрии моды этой суровой страны :)


Как вы смотрите, говорит о том, кто вы

интегральная микросхемаНедавно вспомнил и доделал то, что давно лежало в папке. На верхней картинке вы видите фрагмент топологии интегральной микросхемы. Как-то давно уже я показывал ее среди прочих в ходе ай-трекингового исследования. Люди, которые смотрели на нее были, в основном, офисные работники и студенты. При анализе я разбил участников случайным образом на три группы по 6 человек и для каждой создал тепловую карту внимания:
тепловые карты внимания для тех группКуда смотрят люди, которые имеют смутное представление, что видят что-то из области электроники? Они, будучи людьми, смотрят сначала в центр, а будучи грамотными людьми, тут же находят текст, читают его и пытаются понять, ну а затем изучают картинку вдоль и поперек. Чем «горячее» пятно – тем больше фиксаций взглядов делали люди.

А не так давно, добравшись до инженеров, которые такие схемы и создают, показал им эту же картинку, среди прочих. Так же, как и в первой группе, картинка была показана на пять секунд. Тепловая карта просмотра 6-ю инженерами:
тепловая карта внимания при просмотре специалистамиЧто-то они там видели на схеме своими профессиональными взглядами, мне невдомек. Надпись они тоже посмотрели, но не с таким вниманием.
Сидя за вторым монитором и наблюдая за тем, как человек рассматривает какие-то специально подобранные изображения, в течение нескольких секунд, можно с большой долей уверенности определить его профессиональные качества, не задавая ни одного вопроса.

По тому, как именно будет смотреть человек на картинку ниже, можно понять, насколько он понимает хирургию.
аппендоктомияА насколько быстро вы увидите опасность на снимке ниже (происходи это в реальности) будет зависеть и ваша жизнь. Картинка кликабельна.

снайпер в камуфляжеФото места операции аппендицита – сайт.
Фото снайпера в камуфляже — сайт.


Hast du es nicht sehen?

автосимуляторГерманское рекламное агентство Ströer  совместно с маркетинговым исследовательским агентством eye square и Deutsche Telekom AG изучили видимость и запоминаемость рекламы на водителей во время вождения, используя ай-трекер.

1083 водителей поучаствовали в движении по городу в автосимуляторе, все совершаю поездку по одному и тому же маршруту в виртуальном городе. На пути им попадались различного рода рекламные щиты, билборды и вывески.
На самые большие по размеру и с подсветкой билборды водители обратили внимания дольше всего: аж целых 1,6 секунды. Далее, по разным типам рекламы и их размерам цифры: 1,1 секунды, 700 миллисекунд, и 500 миллисекунд.
Данные не удивительны – когда показываешь (используя ай-трекер) рекламное изображение даже бесконечно долгие 5 секунд, видно, как часто есть много лишних и, соответственно, невидимых, элементов. Когда показываешь на 1 секунду — то необходимо большое количество участников, и получаемые данные совсем не нравятся заказчику.

Каждый водитель был в одной из 13 экспериментальных групп, отличающихся плотностью дорожного движения, интересами, разными видами дизайна рекламы и проч. Интересно, что агентство размещало рекламные билборды и вывески соответственно их реальному размещению в реальном городе. Во второй части у водителей брали интервью и оценивали эффект рекламы, которую они видели столь незначительное, казалось бы, время. Много рекламы водители просто не видели, но те, что видели, все же запоминали, и качество запоминания, насколько я понял, коррелировало с длительностью визуального контакта.

Дизайн такого исследования фактически позволяет полноценно протестировать эффективность рекламной компании до начала размещения в реальности.


Ай-трекер за 99 долларов

ай-трекер за 99 долларовДатская компания The Eye Tribe анонсировала начало продаж своего миниатюрного ай-трекера ценой всего в 99 долларов. Получив за последние года гранты на разработку управления глазами для мобильных устройств, компания, похоже, придаст ещё больший импульс применению этой технологии.

Ранее они заявляли о выпуске программного обеспечения и SDK для устройств на Андроиде. Практически это означало, что ай-трекер, уже установленных в моделях телефонов, таких как Galaxy 3 и 4, мог бы быть использован в большей степени, чем сейчас (хотя, я могу ошибаться). В любом случае, оснащение новых моделей телефонов или планшетов ай-трекером сегодня – вопрос нескольких долларов, не дороже камеры. Полезный софт – вот что необходимо рынку. Однако компания решила сосредоточиться в первую очередь на производстве собственного ай-трекера, достаточно небольшого, чтобы работать с планшетниками.

Ай-трекер для планшетникаИ вот он готов и имеет весьма неплохие технические характеристики, весит 70 грамм, и по размерам является самым миниатюрным ай-трекером на сегодня (20 x 1.9 x 1.6 см). Прибор работает только с USB 3, пока только для Windows систем, и готов к использованию с планшетом. Кстати, держатель прибора для планшета стоит 50 долларов. Воистину, электроника становится сравнимой с ценой пластмассы.

Сегодня предлагается только SDK и открытое API, и это нормально для разработчиков, но если вы собирались тут же начать его использовать, придётся подождать или просить знакомого программиста. Заказы принимаются, поставка обещается к концу года.


Груди: когда размер не имеет значения

девушка на пляжеПродолжение, начало здесь и здесь.

Учёные, отец и сын Диксоны, в Университете Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, тратят бюджетные деньги, глядя на женские груди, вот уже на протяжении многих лет. Разумеется, это важная и ответственная работа, которая должна ответить на главные вопросы мироздания, и слава богу, что кто-то взял на себя тот труд!

Иногда, впрочем, отец и сын ненадолго отвлекаются от грудей и смотрят на другие части тела. Например, на WHR (waist-hip ratio, отношение объёма талии к бёдрам) – один из основных коэффициентов, изучающих сексуальную привлекательность у людей. WHR, в принципе, отражает распределение жира у женщин. WHR – свидетельство половозрелости, здоровья и готовности к родам. Низкий WHR коррелирует с более ранним началом менструаций у девочек, и отвечает за стабильность менструального цикла. У женщин с низким WHR и большим размером груди – бóльший уровень эстрогена и прогестерона в крови, и вероятность зачатия выше. Практика клиник для бесплодных доказала большую вероятность успешного искусственного оплодотворения у женщин с низким WHR.

Это означает, что WHR – важный биологический показатель, а что важно для биологии, то красиво. Мужчины и женщины предпочитают у женщин это отношение равное 0,7, хотя, в виде исключения, некоторым племенам и народам нравится другой расклад. Мужчинам из племени Мацигенка из Перу кажется соблазнительным 0,9; Бакоссиландским мужчинам из Камеруна и Шивиарцам из амазонских джунглей Эквадора – 0,8; и так далее. Впрочем, некоторые исследователи не соглашаются с такими аномальными находками, и утверждают, что мацигенкам и шивиарцам просмодель женщины из учебника по анатомиито неправильно это показывали. Показывать женщину, как говорит уточненная методология, надо со всех сторон, обнаженной и в полный рост.  С этим трудно не согласиться, но это, в свою очередь, может заставить представителя какой-то народности стыдливо отвернуться и убежать в пампасы, или, наоборот, возбудиться и отобрать картинку, убив ученого. В общем, непросто узнать, какие бедра и сиськи нравятся мужчинам в затерянных уголках Земли.

В одном исследовании (Dixson et al., 2010) взрослым мужчинам представили шесть вариаций модели, изображённой слева (модель отсканирована из книги по анатомии для художников). У модели меняли WHR и показывали, как спереди, так и сзади, и ай-трекер отслеживали движения глаз участников. Помимо слежения за движениями глаз, участники оценивали привлекательность каждой модели, и вот что получилось:

 

 

 

Привлекательность в зависимости от WHRРегион талии, включающий в себя все сразу ниже грудей до самой широкой части талии, получает первые фиксации взгляда, в течение первых 200 миллисекунд. Это, бесспорно, подсознательное поведение и некий начальный фильтр, определяющий привлекательность женщины.

Когда мужчины смотрят на женщин с WHR 0.7 или 0.8, они больше смотрят на груди (чаще, дольше и в первую очередь) чем на талию или голову. При WHR 0,9 мужчины затрачивают одинаковое количество внимания как на груди, так и на талию. При осмотре сзади – больше внимания идёт на попу или талию, независимо от WHR.

А что произойдёт, если манипулировать размером грудей? Следующее исследование (Dixson et al., 2011) попыталось ответить на этот вопрос. Опять были созданы шесть моделей, с тремя вариациями размера груди и двумя вариациями WHR. 30 взрослых мужчин приняли участие. Им в случайном порядке показывали эти 6 женщин, по 5 секунд каждую. Опять же, участники оценивали привлекательность каждой модели. Для справки: средний размер груди – как у оригинальной модели, малый – 80% оригинала и большой — 120% оригинала.

Вот модели: три слева — со средним, маленьким и большим размерами грудей и WHR 0,7, три справа — с  WHR 0,9.Привлекательность в зависимости от размера груди и WHRКак видите, даже большая грудь но с объёмной талией не вытаскивает женщину выше по шкале привлекательности. С другой стороны, при WHR 0,7 размер грудей не имеет значения в оценке привлекательности.

Подавляющее количество фиксаций обращалось к грудям. Но опять же, в течение первых 200 миллисекунд фиксации шли в район талии. Таким образом, WHR оказывался определяющий фактором привлекательности женщины. Скорее всего, общая оценка привлекательности женщины вполне укладывается в эти первые 200 миллисекунд — по времени даже меньше, чем моргнуть.

Почему же груди уступают талии?  Вероятно, WHR – более быстрый способ определения привлекательности женщины, чем бюст.  Груди имеют и другие характеристики помимо размера – форму, вариации, цвет и расположение сосков, и прочее, что делает их эстетически сложными для быстрой оценки. Эти характеристики еще толком не изучены, и работы — непочатый край. Этот передовой край науки зовет молодых и отважных исследователей!

Dixson, B., Grimshaw, G., Linklater, W., & Dixson, A. (2010). Watching the hourglass. Human Nature, 21(4), 355-370. doi: 10.1007/s12110-010-9100-6.

Dixson, B., Grimshaw, G., Linklater, W., & Dixson, A. (2011). Eye-tracking of men’s preferences for waist-to-hip ratio and breast size of women. Archives of Sexual Behavior, 40(1), 43-50. doi: 10.1007/s10508-009-9523-5.