Tag Archives: безопасность

Полиция и чувство безопасности

британские полицейскиеИдете вы себе вечером по не особо приятному району и вдруг видите — вам навстречу идет полицейский патруль, и больше никого вокруг. Спокойнее ли вам станет от этого или наоборот? Оставив специфику нашей страны, посмотрим, что творится в других местах. В 70-80 годах казалось, что усиление патрулей создает ощущение безопасности. Затем стали появляться данные, что слишком частое видение патрулей, наоборот, снижает у людей чувство безопасности.

Недавно, в нескольких торговых зонах Амстердама, где находятся супермаркеты, исследователи обращались к прохожим с вопросом, насколько безопасно они себя чувствуют. В половине случае неподалеку стояла полицейская машина, в другой половине – полиции рядом не было. Выяснилось, что на женщин полиция не производила впечатления – есть она или нет. Мужчины же считали место более безопасным, когда полиции рядом не было!

Ученые решили провести более масштабное исследование. Сначала они подобрали фотографии мест, и оценили их как выглядящие безопасно или опасно. На них они фотошопом добавляли полицейского. Таким образом, было создано 4 группы фотографий: опасные и безопасные, с полицией или без.

Небезопасное место с полицейским:

Небезопасное место с полицейскимБезопасное место с полицейским:

Безопасное место с полицейским124 студента (93 женщины) приняли участие в эксперименте, и смотрели только одного типа фотографии, например, только безопасное место без полиции, или опасное, с полицией, и т.д. Их попросили оценивать безопасность места по шкале от 0 (очень небезопасное) до 9 (очень безопасное).

Оценка безопасности места от присутствия полицейского

  • Присутствие полиции увеличивает чувство безопасности – но только в небезопасном месте.
  • Ирония заключается в том, что присутствие полиции в безопасном месте, наоборот снижает чувство безопасности. Эффект значим как для всех людей, но для мужчин – гораздо сильнее.

Ученые полагают, что присутствие полиции в безопасном месте заставляет людей задуматься и искать признаки опасности: человек может задаться вопросом: «ведь если полицейские есть в таком, казалось бы, безопасном месте, может, я что-то не вижу?» Впрочем, такие выводы могут происходить мгновенно, на подсознательном уровне. Представьте, что вы выходите из метро, и видите ряды автозаков и сотни полицейских, вы вряд ли сочтете ситуацию и место безопасным.

van de Veer, E., de Lange, M. A., van der Haar, E., & Karremans, J. C. (2012). Feelings of safety: Ironic consequences of police patrolling. Journal of Applied Social Psychology, Article first published online: 24 Oct 2012. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2012.00967.x.

Фото в начале статьи отсюда.


Незаметные ощущения

Дакрышка бутылки с питьевой водойже незаметные детали могут производить поразительный эффект. Так, например, Мартин Линдстром (2012) пишет о том, что мы чувствуем легкий щелчок и ощущения открывания крышки бутылки с питьевой водой. В Индии большинство бутылок с водой открывается бесшумно (или, во всяком случае, так было до недавнего времени). И у западного человека это вызывает настороженность, обеспокоенность безопасностью воды. И не только у западного — так, один из производителей воды в Индии использовал этот эффект для конкурентного прорыва на рынке. Люди верят, что щелчок срыва кольца безопасности – признак того, что воду не подделали. И они правы – кто был в Индии, слышал и, возможно, видел попытки подделки питьевой воды.

Lindstrom, M. (2012). Brands get physical to build trust. Fast Company. Feb 22, 2012. Retrieved: http://www.fastcompany.com/1817965/martin-lindstrom-buyology-marketing-personal-touch-sensory-cues.


Освещение улиц и психологический эффект

Исследование компании PhilipsКомпания Philips (Knight & Rogels, 2009) провела исследование, которое показало, что ярко освещенные белым светом улицы, переулки и площади, наряду с четкостью видения объектов, и отсутствием затемненных участков, создают ощущение безопасности и комфорта.

В течение трех лет, в трех европейских городах, Сент-Хеленс в Великобритании, Эйндховен в Голландии, и Навалкарнеро в Испании, 300 человек приняли участие в этом исследовании. Их просили сравнить свои ощущения, находясь на улице, будучи освещенными желтым светом или белым, по трем параметрам: безопасность и комфорт; различение цвета и лиц; и уровень важности этих параметров. И не только ощущения, но и реальное различение цветов и лиц.
Более четкое распознавание лиц действительно приводит к чувству комфорта и безопасности. С точки зрения психологии, это понятно – наш мозг предпочитает определенность и предсказуемость мира вокруг себя. Для различения лиц и человеческих эмоций наш мозг выделяет сравнительно много ресурсов, и быстро определить намерения незнакомца, шагающего вам на встречу по ночной улице, как вы понимаете, важно для выживания.

Слева, на фото, вы можете сравнить – верхняя фотография показывает участок улицы, освещенной желтым светом, нижняя – белым, при одинаковой мощности.

Knight, C., & Rogels, J. (2009). Increased perception of safety and comfort with white light. Proof points in residential areas in three European countries. Koninklijke Philips Electronics N.V.