Наказание за преступление или проступок – необходимая деятельность любого человеческого общества. Психологические эксперименты показали, что когда проступки остаются безнаказанными, преступники начинают процветать (Gürerk, Irlenbusch, & Rockenbach, 2006). Процесс наказания, впрочем, тоже стоит ресурсов: поиск нарушителей, организация следствия, судебного процесса, заключения, и другие затраты для общества.
Религиозное мировоззрение отвечает, или должно отвечать, этим вызовам. Религия предполагает, что людьми управляет божество, определяющее моральные принципы, и наказывающее или вознаграждающее соответствующее поведение. И это была бы идеальная ситуация, согласитесь – мы могли быть уверены, что «бог накажет», и не беспокоиться о справедливом возмездии. Божество, по определению, — идеальный агент для такой деятельности: оно вездесуще, и ничего не скроется от его внимания, оно – источник моральных норм и непревзойденный арбитр в вопросах справедливости, и оно обеспечивает неотвратимость и адекватность наказания. Это позволило бы нам тратить меньше общественных ресурсов на наказания, и относиться к преступникам спокойнее, помня, что есть кому их наказать.
Предположение, которое возникает в этой связи, такое: если религиозные люди так думают, то они должны быть более снисходительны и мягче к нарушителям. Вот группа канадских и американских психологов (Laurin et al., 2012) решила это выяснить в ходе пяти экспериментов.
Вот какие результаты и выводы:
- Удивительно, но религиозные люди склонны называть за проступки жестче и больше, чем нерелигиозные;
- Религиозные люди имеют мировоззрения в широком спектре, и концепция о карающем боге, может быть неизвестна или казаться не очень существенной для некоторых. Однако, когда им такая концепция объясняется или напоминается, явно или скрыто, люди начинают относиться к проступкам мягче, справедливо уступая эту роль божеству;
- Эксперименты подтвердили исторические данные, что большие по размерам общества (где сложнее определять нарушителя норм) и/или бедные в ресурсах общества, больше верят в карающего бога, потому что это может решить эти сложные и дорогие проблемы, снижая нагрузку на общество.
Gürerk, Ő., Irlenbusch, B., & Rockenbach, B. (2006). The competitive advantage of sanctioning institutions. Science, 312, 108–111. doi:10.1126/science.1123633.
Laurin, K., Shariff, A. F., Henrich, J., & Kay, A. C. (2012). Outsourcing punishment to God: beliefs in divine control reduce earthly punishment. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 279(1741), 3272-3281.
В последней передаче Билла Мара (Bill Maher) Real Time with Bill Maher, от 14 октября 2011 года, гостем был Пенн Джилетт (Penn Jilette), шоумен, иллюзионист, фокусник и ведущий. Он презентовал свою книгу God, no! (Jilette, 2011). Мне очень симпатично, что делает Пенн – смотрел все сезоны Penn & Teller Bullshit, с его молчаливым напарником Теллером, а теперь вот и новую программу на Discovery Chanel Penn & Teller Tell a Lie.
У Билла Мара он говорит, например, о том, что и агностикам и атеистам уже давно пора бы подружиться, потому что различие между ними только в том, что они отвечают на разные вопросы. Если на вопрос “Существует ли бог?”, вы отвечаете ”Я не знаю”, то вы – агностик. Но если вас спрашивают, верите ли вы в бога, а вы отвечаете “нет”, то вы – атеист. Поэтому, надо не только понимать, что это разные вопросы, но и то, что агностики, люди которые не уверены, что бог существует, должны на второй вопрос отвечать отрицательно, и не стесняться называть себя атеистами, если им присущ здравый смысл – потому что как можно верить во что-то, что неизвестно, существует ли вообще.