Tag Archives: вера в благоприятное будущее

Будущее как панацея

дорожные пробкиВ будущем мы решим все проблемы человечества, или, как минимум,  драматически улучшим существующее положение вещей. Если проблема не будет решена в самом ближайшем, то тогда уж точно – в 2035 году. Рак, социальное неравенство, ожирение, изменения климата, быстрая доставка пиццы – еще чуть-чуть, и от них не останется и следа. Кто в этом сомневается?

Есть простое упражнение – брать предсказания былых лет и смотреть, как все сложилось. Давайте возьмем сравнительно не очень сложную и не очень серьезную проблему. Зато она  обладает характерными для таких проблем чарами: всем всегда кажется, что она будет вот-вот решена. Эта проблема – дорожные пробки.

В 1939 году Дженерал Моторс на Всемирной выставке в Нью-Йорке в своей Футураме показал всему миру, что люди в недалеком будущем, а именно в 1959 году, будут наслаждаться ездой без стресса и пробок. Надо просто построить красивые безопасные магистрали и развязки.

В 1956 году Дженерал Моторс опять показывает видео про будущее. Сначала мы видим идеальную американскую семью – супругов, с сыном и дочкой. Они стоят в пробке, и жалуются, что пока система магистралей не будет опять улучшена, этот кошмар будет продолжаться. Но сыну приходит гениальная идея: перенестись в 1976 год и посмотреть, как все будет выглядеть. Переносятся они, кстати, с помощью подкручивания ручки в радиоприемнике. Имейте в виду, если решите путешествовать в будущее.

В 1976 году, конечно, пробок совсем нет. И семья оказывается в футуристической машине с газотурбинным двигателем. Отец семейства по указаниям диспетчера настраивает автопилот. Настроив, и, довольный собой, он закуривает сигару, а женщинам сын предлагает мороженое и соки – это все есть в бардачке машины, разумеется.

будущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 годубудущее в 1956 году

Видео стоит посмотреть еще хотя бы и потому, что они выражают свои сильные эмоции пением!

Как мы знаем, ни в 1976, ни в 1996, ни в 2016 эта проблема не была решена. Люди проводят в пробках больше времени чем 30-40 лет назад.

Но вот приходит Arrivo – стартап, система «правильного» распределения дорожного движения. Инновация, и дисрапшен такой что ого-го! «Пробкам – конец!», говорит ролик.

Обратите внимание, как заметил автор статьи (Sachs, 2017) как никто в роликах не пристегивает ремни безопасности. Ладно в 1956 году – они только начинали появляться, но у Arrivo в ролике в машинах, несущихся на бешеной скорости, ни у кого из пассажиров нет ремня!

Все это похоже на иллюзию конца истории,  когда в любой момент времени нам кажется, что наконец-то мы обладаем всеми знаниями, нам все понятно, и мы решим эту проблему. Теперь-то уж точно всё по другому, не то что раньше.

Мне кажется, что мы явно не решим проблему трафика за счет дополнительных полос и каких-то скользящих корыт. Само по себе будущее – не решение, и уж точно не панацея, и это хорошо, на самом деле, потому что тыкает нас носом в то, что  проблемы, задачи и их решения совсем в другом.

Sachs, D. (2017). The Arrivo “End of Traffic” Video Looks a Lot Like 1956 General Motors Propaganda. Streetsblog.org, Ссылка.


На чьей улице будет праздник

Willy Wonka

“Вера в благоприятное будущее” – так называется любопытный феномен человеческого поведения.

Он состоит из двух частей:

1) Убежденности в чем-то, например: что Android лучше Apple, Ленин лучше Сталина, Кока-Кола лучше Пепси-Колы. Или что аборты – это права человека, или что аборты – это ужасный грех. Что православие – единственно правильная религия, или что ислам – единственно правильная религия. Вы правы в этом убеждении, правы настолько, что спорить с кем-то бессмысленно. Нет смысла, потому что:

2) Вы также убеждены в том, что через какое-то время другие люди сами придут к такому же мнению. Это и есть признак благоприятности будущего – когда до других дойдет то, что для вас очевидно уже сейчас.

Кто из нас не балуется таким, хотя бы чуть-чуть? Но, как оказалось, в некоторых случаях, это совсем не безобидное занятие.

Как недавно показала в шести экспериментах команда американских ученых (Rogers, Moore & Norton, 2017), такая вера ведет к бездействию. Она измеримо уменьшает вероятность того, что мы сделаем хоть что-то, чтобы это будущее стало реальностью.

Это мультикультурный феномен – участники исследований были из США, Великобритании, Китая, Японии и Нидерландов. В коллективистских странах (Китай и Япония) вера в благоприятное будущее оказалась немного выше, чем у индивидуалистских, например, в Голландии.

В одном из экспериментов измерением служили суммы пожертвований, и оказалось, что те, кто верит в благоприятное будущее, дают денег меньше, чем те, кто не верит. Они были убеждены, что отношение других людей в будущем все равно изменится так, чтобы соответствовать их собственным убеждениям, и зачем тогда тратить деньги?

Этот феномен затейливо пересекается с «Иллюзией конца истории», когда мы уверены, что все уже достигнуто и понятно, и едва ли теперь сильно изменится. История достигла величия и совершенства, всем спасибо, все свободны; так, небольшие косметические изменения, не более.

Что со всем этим делать?

  1. Если вы встречаете людей, которые вам не симпатичны, и они убеждены в чем-то, что вам не нравится, то подтвердите им, что в будущем непременно так и будет – и они наверняка ничего делать не будут. Так снизится вероятность реализации какого-нибудь очередного идиотства.
  2. Надо признать, что мы сами верим в это, как и другие. Бог бы с ним, если это касается абстрактных и неважных вещей. Но если это касается значимых для вас целей, то следует напоминать себе, что само по себе именно такое благоприятное будущее не наступит. Другие не будут меняться, чтобы разделить наши убеждения – их надо убеждать.
  3. Будущее не возникнет как отрыжка Вселенной в ответ на наши визуализации – надо засучивать рукава и создавать его. И это не сложно, кстати. Наоборот, очень приятно.

Навести порядок в голове и научиться создавать свое будущее можно на курсе Дизайн личного будущего.

Rogers, T., Moore, D. A., & Norton, M. I. (2017). The Belief in a Favorable Future. Psychological Science, 28(9), 1290-1301. doi: 10.1177/0956797617706706