Tag Archives: запах

Чем это пахнет, что уходить не хочется?

французская тавернаНебольшая, всего на 22 посадочных места, пиццерия в маленьком городке (всего 3000 жителей) провинции Бретань, во Франции, стала местом эксперимента. В течение трех суббот в мае 2005 года тестировались три экспериментальных условия: первое – контрольное, ничего необычного, второе условие – был распространен запах лимона. В третью субботу в пиццерии был распространен запах лаванды. Погода, клиенты и все возможные прочие условия в каждую из этих суббот были схожими.

Запах лаванды привел к тому, что траты клиентов ресторана повысились на 20%:  от средней цены обеда в 17.5 евро клиенты тратили 21.1 евро. Неплохая инвестиция в три электрических распылителя запаха.

Увеличилось и время, проведенное в пиццерии – с 91.3 минут до 105.7 минут – почти 15% рост.  Для владельцев ресторана это полезно, разумеется, в случаях, когда клиентов мало, но не очень хорошо, потому что иногда лучше иметь больше клиентов, проводящих меньше времени и освобождающих свои места для новых, чем часами сидящих с одним бокалом фраппе.

Запах лимона считается активирующим, и, по идее, должен заряжать нас энергией и побуждать действовать. В этом эксперименте запах лимона и отсутствие запаха по своим эффектам были одинаковы. Это приводит нас к объяснению феномена. Запах лаванды, как показывают исследования (Diego et al., 2008), является успокаивающим, убаюкивающим, что заставляло, по-видимому, людей больше расслабиться и провести время в ресторане, а запах лимона – возбуждающим, что побуждало людей не засиживаться долго на одном месте. Но, как видим, не настолько, чтобы очень быстро съесть пиццу и удалиться по своим делам. В конце концов, сдвинуть француза с обеденного стола не так просто :)

Diego, M. A., Jones, N. A., Field, T., Hernandez-Reif, M., Schanberg, S., Kuhn, C., McAdam, V., Galamaga, R., & Galamaga, M. (1998). Aromatherapy positively affects mood, EEG patterns of alertness and math computations. International Journal of Neuroscience, 96(3/4), 217.

Guéguen, N., & Petr, C. (2006). Odors and consumer behavior in a restaurant. International Journal of Hospitality Management, 25(2), 335-339.

Фото таверны Жозелин


Good-N-Plenty

Good-N-PlentyОбнаружил в своих бумагах интересное интервью, с Аланом Хирш,  журналу Alternative and Complementary Therapies (Mason, 2005). Доктор медицины Алан Хирш – специалист по вкусовым и обонятельным чувствам, и возглавляет центр исследований в Чикаго.

В частности, он говорит, что задымленный воздух (то, что происходит сейчас в России) приводит к росту автодорожных происшествий и аварий. Причина в том, что водители становятся более агрессивны в условиях загрязненного воздуха.

Одна из сфер его интересов – секс. В многочисленных исследованиях, он с коллегами пытался выяснить, что может увеличить возбуждение, как у мужчин, так и у женщин. Они пробовали массу различных запахов – у мужчин самым возбуждающим оказался почему-то запах сдобной булочки с корицей. Возбуждение измерялось прибором, замеряющим кровоток в пенисе. В более позднем исследовании, выяснилось, что победителем стала комбинация запаха лаванды и тыквенного пирога. Второе место заняла комбинация запаха пончика с черной лакрицей. На третьем месте – комбинация тыквенного пирога и пончика. С женщинами оказалось немного сложнее, как всегда, но комбинация запаха лакричных конфет Good-N-Plenty (Hershey) и огурца победила всех. Кто из вас пробовал или хотя бы слышал о Good-N-Plenty?! А сложно найти американца, который бы не пробовал этих конфет. Так что не спешите растирать и смешивать огурец с ирисками “Золотой ключик”. Американские культурные особенности не подходят нам. В странах СНГ, возможно, самым возбуждающим был бы запах шашлыка и пива – ингредиентов, сулящих веселый вечер.

Что интересно, практически любой характерный запах увеличивал у мужчин кровоток в пенисе, а у женщин оказались запахи, которые наоборот, снижали кровоток в вагинальной области (и, соответственно, сексуальное возбуждение), и этими запахами оказались: запах вишни, жареного на мангале мяса, и мужской одеколон.

Mason, R. (2005). Exploring the potentials of human olfaction: An interview with Alan R. Hirsch, M.D., F.A.C.P. Alternative and Complementary Therapies, 11(3), 135-140.